Генрих IV: император, бросивший вызов папе римскому
Император Священной Римской империи Генрих IV и папа римский Григорий VII были двумя самыми незаурядными личностями XI века.
Молодой король
Конфликт императоров Священной римской империи и папы римского начался еще задолго до рождения Генриха IV. Но именно противостояние молодого короля и папы Григория VII стало его кульминацией. Генрих IV стал королем еще в малолетстве, но формально страной управляла его мать Анесса из Пуатье. Хорошим политиком назвать ее было сложно, так что вскоре все рычаги правления оказались в руках архиепископа кельнского Анно. Когда Генриху было 11, Анно пригласил его покататься на лодке, но мальчик решил, будто его хотели украсть, прыгнул в воду и едва не утонул. Достигнув совершеннолетия (в 15 лет, после посвящения в рыцари) Генрих поклялся отомстить кельнскому архиепископу, но мать его удержала. Ничего удивительного, что Генрих на протяжении всей жизни скептически относился к духовной власти. К тому же он был абсолютно уверен, что светская власть ему дарована богом, и могущество его столь велико, что даже папа римский ему не указ.
Святой сатана
Папа римский Григорий VII был очень честолюбивым и энергичным человеком. За его горячность и почти фанатичную уверенность его прозвали «святым сатаной». Папой он был избран довольно спонтанно — на похоронах папы Александра II из толпы стали звучать возгласы: «Пусть Хильдебранд (так звали Григория VII в миру) будет папой!». При поддержке римского народа и духовенства кардиналы объявили его папой. Правда, они не посоветовались с императором, что после еще сыграет свою роль в истории.
Реформы папы
Приняв сан, Григорий VII принялся проводить реформы. Например, он велел священникам держать целибат — уже женатым полагалось разойтись с женой, чтобы совершать богослужения. Кроме того, папу должны были избирать кардиналы. Но самое главное, Григорий VII запретил священникам принимать саны вместе с землей от светских государей, а уже получившим надлежало отказаться от звания, угрожая отлучить их от церкви. Эта реформа и стала камнем преткновения: дело в том, что император, а также короли и князья не хотели отказываться от возможности самостоятельно назначаться священников и, раздавая земли, делать их своими вассалами. Такую передачу сана и земли называли инвеститурой, именно поэтому конфликт Генриха IV и Григория VII известен как «борьба за инвеституру». В 1075 папа огласил «Диктат папы», где объявил главенство духовной власти над светской и приказал королю повиноваться.
Собор в Вормсе
Генрих IV от инвеституры отказаться не захотел. В этом его поддержало духовенство, так что король собрал церковный собор в Вормсе в 1076. Вместе со священниками король составил следующее письмо, где обвинял понтифика в попрании священников, нарушения царской власти, данной богом, а также в нелегитимности выбора кардиналов. Заканчивалось письмо такими словами: «Я, Генрих, милостью Божьей король, со всеми нашими епископами взываю к тебе: «Пади, пади!»
Папа был в гневе. Разъяренный Григорий VII стал разбрасываться анафемами направо и налево — так он отлучил от церкви самого Генриха IV, лишил его королевского титула, а заодно и освободил всех его подчиненных от данной ему присяги.
Узнав о решении папы, Генрих разозлился и тут же нашел епископа, который предал анафеме самого Григория. Утвердить ее не удалось ни на одном из соборов — все они были слишком немноголюдными. Тем временем многие епископы, герцоги и князья перешли на сторону папы. Они собрались в Трибуре, где постановили низложить короля — правда, Генриху давали срок в три месяца, за которые он должен был успеть выпросить прощение у папы римского.
Хождение в Каноссу
В этот момент, кажется, молодой король понял, что переоценил свои силы. Нужно было срочно что-нибудь придумать, чтобы вернуть себе империю и корону. И он пошел на отчаянный шаг — Генрих отправил к папе, чтобы лично просить прощения. Григорий, опасаясь, что низложенный король нападет на него вместе с войском, спрятался в крепости в Каноссе. Она принадлежала Матильде Тосканской, которую Генрих уговорил устроить ему аудиенцию с папой. Через горы король перебрался вместе с небольшой свитой, женой и ребенком. 25 января 1077 Генрих IV подошел к воротам Каноссы босой и во власянице. Он просил папу принять его, но Григорий VII был неумолим. Три дня король приходил к стенам крепости, ожидая решения понтифика. Он поставил папу в сложное положение: с одной стороны, он сомневался в искренности Генриха и понимал, что его приговор сыграет важную роль в политической борьбе, с другой стороны, как представитель бога на земле, он не мог отказать кающемуся грешнику в прощении. Через три дня папа принял Генриха и простил его, вернув в лоно церкви. Но без наказа не отпустил: с этих пор король обязан был повиноваться Григорию.
Многие историки рассматривают хождение в Каноссу как унижение короля и победу папы. Но некоторые считают, что король всего лишь схитрил, вынудив папу отменить анафему и вернуть ему корону.
Антикороль и антипапа
Как бы то ни было, на этом конфликт не был исчерпан. Германские герцоги и князья все-таки не хотели признавать Генриха королем и даже выбрали нового короля, из-за чего в империи, в которой единство и так было весьма эфемерным, на время установилось двоевластие. С антикоролем Рудольфом Генрих сражался несколько лет, пока тот не умер от тяжелых ранений в бою. В мае 1080 папа вновь отлучил короля от церкви. В ответ через 4 года Генрих взял Рим, назначил Климента III папой римским (антипапой), а себя объявил императором. Эти события привели к расколу церкви. Умер Генрих IV, проклинаемый всеми — как человек, осмелившийся поставить под сомнение власть наместника божьего на земле.