Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Наркотики на Руси (18+)


Наркотики на Руси (18+)

Чем занималась дочь князя Игоря, погибшего от рук древлян, и как боролись с наркотиками после принятия христианства?





Картинки по запросу "Наркотики на Руси (18+) Картинки"

История человечества неразрывно связана с развитием различных психотропных веществ. Снадобья, призванные расширить сознание и помочь человеку на время сбежать от своего бренного существования в другую реальность, были известны ещё со времён цивилизации шумеров. Наркотики стали причиной крупных вооружённых столкновений, один из самых известных примеров — знаменитые Опиумные войны. Они остаются одной из глобальных проблем общества и в наши дни.







Применение зелий, снадобий, порошков и других продуктов такого рода в древности было связано, в первую очередь, с религиозными культами. Они являлись вспомогательными средствами при отправлении обрядов и применялись жрецами для вхождения в состояние транса. Такая практика широко встречалась среди народов Европы в дохристианский период, в сознании сразу возникает образ друида Панорамикса из известной серии комиксов и фильмов про кельтов Астерикса и Обеликса.

«Встреча Олега с кудесником».
«Встреча Олега с кудесником». Источник: ru.wikipedia.org

Древнерусские волхвы в этом плане были похожи на кельтских друидов — они использовали психотропные вещества во время языческих обрядов, а также в медицинских целях. Современной науке известно более ста наименований таких «препаратов», однако их точный состав сейчас установить довольно сложно. Волхвы использовали в своих отварах галлюциногенные грибы, мхи, различные травы и ягоды. Вполне возможно, что на производство таких веществ повлиял опыт викингов, с которыми у восточных славян был активный культурный и военный обмен — известно, что некоторые варяги употребляли перед боем отвар из мухоморов, который полностью подавлял у них чувство страха. Однако об этом снадобье «берсерков» до сих пор ходит много мифов, как и о самих воинах. Каких-либо документальных подтверждений использования психотропных веществ до сих пор в науке нет.
Свидетельства о применении наркотических средств в Древней Руси остались у арабских путешественников. Например, Ахмед Ибн Фадлан, совершивший путешествие в Волжскую Булгарию в X веке, рассказывал о странном поведении людей, предназначенных для принесения в жертву. Девушка, которая должна была быть умерщвлена в честь недавно почившего князя, «смеялась и пела». Жертвы, которых ждала та же участь, но уже в честь погибшего от рук древлян князя Игоря, согласно «Повести временных лет», «веселились гордяшеся».

Реконструкция языческого обряда современным художником.
Реконструкция языческого обряда современным художником. Источник: veles.site

Центрами распространения «препаратов» были городские или сельские святилища, которые, кроме непосредственных религиозных функций, играли роль клиник. Хотя основным источником доходов волхвов были подношения, адресованные божествам, продажа наркотических веществ в лечебных целях была одной из главных статей доходов служителей культа.

В политической системе дохристианской Руси языческие жрецы, как и в любом другом племенном обществе, занимали высокое положение, зачастую наравне с князем. С принятием христианства ухаживание за больными перешло к церковным священнослужителям. Применение наркотических веществ, таким образом, постепенно прекратилось, однако население всё равно продолжало пользоваться услугами «народных целителей», многие из которых были бывшими языческими жрецами. Крупные «больницы» в Древней Руси, обслуживаемые волхвами, упоминаются в исландских сагах. Так, в истории «О Стурлауге Трудолюбивом» дочь князя Игоря Ингиберг считалась хорошим врачом и служила жрицей в храме Ладоги. Лечебницы волхвов продолжали пользоваться популярностью даже в XIII веке, подтверждением чему служат результаты археологических изысканий. Так, в городе Плеск учёными была обнаружена яма недалеко от языческого святилища, идентифицированная ими как подобие больницы. О том же говорят и письменные источники — летописи и агиографические сочинения (жития святых). Несмотря на то, что в них не говорится о применении каких-либо психотропных веществ напрямую (полоцкий князь Брячеслав, например, обратился к волхвам с просьбой исцелить свою жену от бесплодия), вероятность того, что в лечении применялись естественные наркотики, очень велика.

Правовое регулирование деятельности волхвов появляется в юридических памятниках домонгольской Руси довольно поздно. «Русская правда», созданная во времена княжения Ярослава Мудрого, вообще никак не касается этого вопроса. Своего рода «отделом нравов» Древней Руси, боровшейся с языческими способами врачевания, стала православная церковь. В церковном уставе Владимира Святославича, созданном в XI веке и впоследствии дополнявшемся, разграничивалась сфера ответственности светской и духовной власти. Согласно этому своду законов, «зелииничьство» запрещалось, нарушитель мог поплатиться за это смертью — быть сожжённым на костре. Однако такие крутые меры применялись довольно редко — народные способы лечения были популярны у населения, поэтому преступники чаще всего отделывались денежным штрафом.

«Наказание волхвов по приказу Яна Вышатича».
«Наказание волхвов по приказу Яна Вышатича». Источник: runivers.ru

Широкие торговые связи Древней Руси могут натолкнуть на мысль о том, что в городах могли появляться и восточные наркотики — опий из Китая и гашиш, широко применявшийся в арабской медицинской практике. Но прямых подтверждений этому нет ни в письменных источниках, ни в данных археологических исследований. Первое упоминания опия на Руси связано с деятельностью английского врача Джеймса Френча, прибывшего в Москву в 1581 году. Позже этот наркотик Московская Русь станет закупать у Англии, а затем — поставлять напрямую из восточных стран. Уже во время правления Ивана Грозного делаются попытки регулирования оборота наркотических средств: был создан так называемой Аптекарский приказ.

Здание Аптекарского приказа в Кремле.
Здание Аптекарского приказа в Кремле. Источник: moslenta.ru

Расхожее мнение о том, что в целях достижения экстатического удовольствия нашими предками использовались конопля и мак, является ничем иным, как мифом. Конопля в древности была технической культурой — в первую очередь, для изготовления тканей, верёвок, ниток и прочих хозяйственных предметов. Выращивание этого растения в целях получения психотропного вещества в России начинается в XVIII веке. То же можно сказать и о маке — первые посевы этого растения встречаются в Киеве ещё в XI веке, однако маковые зёрна часто использовались просто в пище, а также как лёгкое снотворное.



Никита Николаев

Источники


  • Калачев Б. Ф. Наркотики на Руси. М.: ACT, 2005.

  • Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков. 1956.

  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

  • Травкин П.Н. Язычество древнерусской провинции. Иваново: Талка, 2007.

  • Изображение для анонса: gallerix.ru

  • Изображение для лида: a-shishkin.ru  https://diletant.media/articles/45243921/








Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Андрей Сметаненко. Немного про Фейсбук

    Немного про Фейсбук, ставший площадкой для пропагандистских машин. Когда я только начинал пользоваться Фейсбуком, я думал что это место где…

  • Андрей Сметаненко. Из гнили в гниль

    Мы попали из гнили коммунизма в другую гниль Рассказывают, что в свое время директора ЦРУ Аллена Даллеса вызвали в Конгресс, где с пристрастием…

  • Софья Рон-Мория: Без помех

    Софья Рон-Мория: Без помех Кречневский хасидизм, маленькая группа, стоит несколько особняком и представителей в списке ЯТ не имеет. И…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments