Александр Чаусов.
Источник: Fitzroy.Фото: Getty Images. В Сиэтле, штате Вашингтон, что на противоположном от города Вашингтона берегу страны, вообще появилось свое "государство в государстве", полностью находящееся под контролем протестующих. Без полиции и уже со своими законами и правилами. Которые в некоторых своих аспектах очень напоминают практики зарождающейся "квази-религии" с главным "мучеником" или "пророком", убитым полицейскими, Джорджем Флойдом во главе.
При этом в последние дни оказалось, что американские религиозные организации активно вовлечены в протестное движение Black Lives Matter (BLM). И религия с политикой сплелись в этом вопросе особенно тесно. Особенно после похода Дональда Трампа в церковь Святого Иоанна в Вашингтоне.
Начать тут стоит с того, что для Трампа консервативные христиане - а даже неопротестанты вроде баптистов, пятидесятников и прочих харизматиков в Штатах считаются консерваторами - это очень значимая часть электората республиканцев. С началом волнений многие религиозные лидеры из этой среды выступили в защиту BLM, против расизма и произвола полицейских. То есть, против политики Трампа и его заявлений в духе "сейчас всех разгоним" и вообще введем армию. Президент с Библией в руках на фоне храма должен был склонить на свою сторону верующих христиан и проповедников. И даже афроамериканцев-христиан. Во-первых, потому что им тоже не нравятся ни политика поощрения абортов, против которой как раз выступает Трамп, ни наплыв нелегальных мигрантов, которые отбирают в первую очередь именно их, законопослушных афроамериканских граждан, рабочие места. А во-вторых, потому что с движением Black Lives Matter у так называемой "Черной Церкви" все до недавнего времени было не так однозначно.
Дело тут в том, что по данным исследования Baylor Religion Survey, которое проводилось среди всех неопротестантов вне зависимости от их расовой принадлежности, "почти половина евангельских протестантов (48,1%) "согласны" или "полностью согласны" с утверждением о том, что полицейские в Соединенных Штатах относятся к черным так же, как и к белым".
А это значит, что и значительная часть чернокожих христиан в общем-то была лояльно настроена к полиции и к государству в целом. Подтверждают эти данные и слова, сказанные в 2018 году афроамериканским проповедником Марком Уитлоком, который заявил: "Многие из моих коллег из числа черного духовенства не интересуются BLM. Некоторым не нравится сильный фокус LGBTQ. Некоторым не нравится их агрессивная тактика, которая часто переходит в конфронтацию".
И, видимо, именно на эту часть электората и надеялся Трамп. Но его "поход во храм" 1 июня был сопряжен с силовым разгоном демонстрантов. И не только их, а еще и настоятельницы этого епископального храма Джини Хербаси, которая публично выступила с резкой критикой действий как самого Трампа, так и правоохранителей. К слову, и епископа этой общины тоже не поставили в известность о том, что на фоне храма ее епархии будет выступать президент.
Уже 3 июня Associated Press дает солидную подборку высказываний служителей самых разных конфессий, которые как под копирку заявляют, что "расизм - это плохо", "протестующие - молодцы", "нужно бороться дальше", "власти неправы". В общем, акция Трампа с точки зрения PR получилась, мягко говоря, так себе. А вернее, многие американские исследователи говорят о том, что эффект от нее получился прямо противоположный ожидаемому. И уже 4 июня в Миннеаполисе на похоронах Флойда слово взял Эл Шарптон, баптистский проповедник, афроамериканец и один из лидеров общественного мнения, как минимум, в среде чернокожих христиан. Шарптон прямо заявил, что "история Флойда - это история всех чернокожих". К слову, этот лозунг повторяется сейчас практически на каждом выступлении протестующих.
Параллельно со сближением протестантов и протестующих начались определенные процессы и в католической среде. Папа Франциск 3 июня публично высказался по поводу смерти Флойда, назвав ее "трагической". И добавил, что Ватикан долго не обращал внимания на расовую рознь в среде католических епархий США. С другой стороны, еще 1 июня, как раз во время или сразу после прогулки Трампа к храму Св. Иоанна, католический епископ Марк Зайц в Эль-Пасо, в Техасе, в штате, что называется, "белее и консервативнее некуда", преклоняет колено с табличкой "Black Lives Matter" в руках и молится вместе с митингующими. Правда, в Техасе протесты носят мирный характер. Ну, просто это Техас.
Затем 8 июня, уже в Вашингтоне с мирным протестом вышла большая группа католиков. Как пишет Catholic News Service, в группе протестующих было, как минимум, два епископа.
Однако в целом, наверное, американские католики остались бы куда менее активными, если бы не события в Баффало, штат Нью-Йорк, 9 июня. Где во время очередной демонстрации американский полицейский завалил на землю 75-летнего белого активиста Мартина Гуджино. Тот ударился головой, находится в больнице в тяжелом состоянии, а Трамп по этому поводу заявил, что Гуджино - "антифа". За несколько дней до этого американский президент подписал указ о внесении движений "антифа" в списки экстремистских организаций. Но проблема в том, что Гуджино оказался не только активистом BLM, но и весьма активным и известным в общине Баффало католиком. А вот к "антифа" он отношения не имеет никакого. И это породило еще одну волну конфронтации религиозного сообщества с нынешним американским президентом.
Еще одним не-протестантским иерархом, поддержавшим BLM, стал глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Элпидофор. Тут, правда, тоже получилось как-то неоднозначно, поскольку уже и многие греки публично окрестили Элпидофора "политическим зазывалой", а также выразили свое недоумение, почему он никак не защищал свою паству, в том числе и от погромов, но при этом начал защищать афроамериканцев, которым от той защиты - ни холодно, ни жарко.
В ряде штатов протестующие и религиозные деятели уже фактически слились в некое единое движение. К примеру, еще 4 июня внезапно оказалось, что в Чарльстоне, штат Южная Каролина, по всему центру города прошли акции протеста, сопряженные с мирными молитвенными прогулками. Впрочем, тамошние религиозные лидеры призвали проводить протесты именно мирным путем, не прибегая к вандализму и прочим экстремальным методам. И это тоже, судя по всему, сработало.
К слову, в Миннесоте, с которой все и началось, один из афроамериканских пасторов, Сет Мартин, обратился к протестующим с призывом, чтобы они протестовали мирно. Пастор этот вообще в каком-то смысле уникальный. Достаточно сказать, что его родная мать работает в полицейском управлении Литл-Рока, а в его общине 53% чернокожих и 47% белых прихожан.
С другой стороны, американские христианские СМИ внезапно начали спрашивать у чернокожих священников, почему они "не слишком-то активны" в нынешнем протестном движении. Показателен в этом отношении подкаст от 10 июня на Christianity Today, где баптистский пастор Уотсон Джонс III практически был вынужден оправдываться, когда говорил, что Церковь никогда не возглавляла протестных движений, но именно из церковных общин вышла эта потребность в равенстве: "Многое из того, как они (протестующие) делают то, что они делают, является примерами того, что делали ранние священнослужители и верные христиане в 50-х, 60-х и даже 70-х годах, но нет никакого духовенства, возглавляющего это движение".
Однако далеко не все религиозные деятели, а особенно из среды так называемого "черного духовенства", настроены настолько же мирно. И здесь стоит отдельно сказать пару слов про Сиэтл, где протестующие не просто захватили город, а фактически организовали себе этакую "сиэтльскую коммуну" без всякого желания вступать хоть в какой-то диалог с официальными властями.
Сейчас своеобразным "религиозным голосом Сиэтла" стал афроамериканский проповедник Реджи С. Уизерспун-старший, который в интервью Komo News прямым текстом заявил, что Джордж Флойд принял смерть мученика. При этом он обратился и к белым американцам, сказав о расизме: "Примите это как реальность и признайте свое высокомерие и невежество". Что характерно, сейчас из штата Вашингтон Уизерспун готовится к поездке в город Вашингтон, поскольку вместе с другими религиозными лидерами организует встречу с делегацией Конгресса.
Одним из наиболее прямолинейных религиозных ораторов, который выступал уже непосредственно в "Свободной Зоне Сиэтла", стал баптистский пастор Роберт Джеффри. Он заявил, что за эти дни полиция останавливала его более 50 раз, его били в живот дубинками и он "прошел через все и испытал на себе все демонические структуры Сиэтла". Проповедник призвал демонстрантов "сражаться" и "бороться дальше". И есть мнение, что сиэтльские коммунары собираются придерживаться именно этого политического курса.
С другой стороны, 14 июня шеф полиции Сиэтла Кармен Бест на своей странице в Твиттере заявила, что в городе организовалось некое объединенное черное духовенство, к которому присоединилась баптистская церковь Доброй Воли и еврейская сиэтльтская община во главе с раввином Берковичем. Это духовенство провело молебен и проповедовало о том, что пора от бунтов переходить к восстановлению, объединению и переосмыслению нынешней системы правосудия в США.
В общем, если судить по сводкам последних дней, то все большее количество самых разных религиозных активистов, пасторов и просто верующих присоединяется к BLM. При этом некоторые из них призывают к тому, чтобы все же перевести протесты в мирное русло. Другие - напротив, призывают "идти до конца". При этом как минимум часть религиозных лидеров США пытается организовать встречу и диалог с федеральными властями Штатов. Ну, и еще показательно, что некоторые проповедники подчеркивают, что никогда не стояли, не стоят и не собираются становиться во главе всех этих протестов, а то и бунтов.
Еще один важный момент - это массовое единение религиозных общин и протестующих во многом было спровоцировано неудачной попыткой политического пиара Дональда Трампа на фоне храма Святого Иоанна и комментариями по поводу пострадавшего католического активиста на тему того, что он "провокатор антифа".
И все же остается еще один вопрос, касающийся даже не религии, а американской политики. Как же так получается, что и Миннесота, в которой убили Флойда и которая "подожгла" всю Америку, и штат Вашингтон, где бунтующие захватили городской район под свой полный контроль - это именно демократические штаты? При этом и Миннесота, и Вашингтон входят в ТОП-5 штатов по уровню благополучия. А та же Южная Каролина, где протесты обернулись мирными демонстрациями с молитвенными прогулками - это штат, где с 2003 года правят губернаторы-республиканцы? И почему тогда "во всем виноват" республиканец Трамп?https://mnenia.zahav.ru/Articles/3367860/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F_%D1%81_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D1%88%D0%B0