Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Впервые: карта ультраортодоксального Израиля

Впервые: карта ультраортодоксального Израиля.
Александр Рыбалка.
Источник: Детали.
Ультраортодоксальные евреи празднуют Пурим в Иерусалиме, Израиль.Фото: Getty Images. Светского обывателя легко запугать прогнозами, что вскоре ультраортодоксы будут составлять половину всего населения Израиля - из-за высокой рождаемости в их секторе. Но сколько их сейчас? Что считать "отправной точкой" для этого демографического бума? Где они жили раньше, живут сейчас и будут жить в скором будущем?

Чтобы ответить на эти вопросы, "Детали" составили карту расселения ультраортодоксов. Как и на всех первых картах, - например, географических - некоторые границы здесь могут быть со временем скорректированы.


Откуда есть пошла иудейская земля

Рассеяние ультраортодоксов в Израиле началось с "четырех зерен старого ишува" - так называют тех евреев, которые жили в Израиле до первой волны репатриации (примерно 1880 год). Тогда евреи селились преимущественно в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. Все еврейское население этих городов можно отнести к ультраортодоксам. Стоит отметить, что иерусалимский район "Меа Шеарим" ("сто врат", названный в честь строки из Книги Бытия: "И посеял Яаков в тот год, и собрал сто мер", 26:12) был основан в 1875 году, и его население относится к старому ишуву.

После основания Тель-Авива в 1909 году в нем стали селиться ультраортодоксы. И сегодня в этом городе, давно ставшем "столицей светского Израиля", существует целый квартал гурских хасидов. А в Бат-Яме есть квартал бобовских хасидов.

Довольно скоро ультраортодоксы поняли, что им не слишком удобно жить вперемешку с мирянами. И в 1924 году раввин Гершенкорн, гурский хасид, основал Бней-Брак.

Позднее в Израиль переехал Кречневский ребе Дави-Моше Розенбойм, основав ультрарелигиозный квартал в Реховоте. После его смерти старший брат унаследовал место ребе вместе с кварталом, а средний отправился в Кирьят-Гат, где тоже был заложен ультрарелигиозный квартал кречневских хасидов. Позднее к ним присоединились хасиды слонимского двора, хабадники (любавичские хасиды) и хасиды ребе Ареле ("Шомрей эмуним"). В итоге сегодня в Кирьят-Гате есть большой ультраортодоксальный квартал.

Постепенно стал расти ультраортодоксальный квартал в Ашдоде - "заин" (ивр., седьмой).

Обычно перед свадьбой у гурских хасидов принято приходить на встречу с ребе и спрашивать, где молодой паре предстоит жить. Ребе может направить молодоженов в совершено незнакомый город с приказом купить там квартиру (если потребуется, община окажет финансовую помощь). Невзирая на трудности, супруги должны жить в этом городе. Они знают, что вскоре ребе пошлет к ним на помощь еще одну пару. Затем другую, третью… Так постепенно и образовываются целые кварталы гурских хасидов. Тель-Авив - не исключение.

6 мая 1949 года в Израиле неподалеку от Тель-Авива по приказу шестого любавичского ребе был основан Кфар ХАБАД - поселение любавичских хасидов. Сегодня там проживает чуть более 6000 человек.

В 1954 году неподалеку от поселения Кастиния был основан город Кирьят-Малахи. И тогда уже седьмой Любавичский ребе приказал основать в этом городе отдельный хабадский район - Нахалат ар-ХАБАД. Сегодня в нем проживают чуть менее 5000 человек.

Хасиды ХАБАДа известны тем, что стараются привлечь светских евреев к исполнению заповедей иудаизма. То же самое делают и брацлавские хасиды, стараясь кроме этого ознакомить светских евреев с учением рабби Нахмана. У брацлавских хасидов есть свой город - Явниэль, расположенный неподалеку от Тверии, хотя они составляют только 30 процентов от его населения.

Мы уже упоминали хасидов ребе Ареле - Аарона Рота. После его смерти в 1947 году двор раскололся на две части - одна пошла за зятем ребе, основавшим двор "Толдот Аарон", другая - за сыном, основавшим двор "Шомрей эмуним". Со временем и эти великие раввины умерли, так что сегодня после ребе Ареле осталось 7 хасидских дворов - и, соответственно, 7 районов, населенных ультраортодоксами. Хасиды ребе Ареле редко вступают в контакты со светским населением, полагая, что их учение недоступно простым смертным. Вместе с тем они очень резко реагируют на нарушение законов субботы и любое несоблюдение законов иудаизма, причем в самом строгом их понимании. Демонстрации, бойкоты, иногда применение силы - это преимущественно связано с хасидами "Толдот Аарон". В этом их поддерживают сатмарские хасиды: основатели этих направлений, ребе Аврум-Ицхак Кан и ребе Йоэль Тейтельбойм, были очень дружны.

Помимо ультраортодоксов-хасидов в Израиле существуют ультраортодоксы "литовского" направления (не придерживающиеся учения хасидизма), ультраортодоксы-сефарды, а также представители секты "Нетурей карта" (это не хасидский двор, а именно секта "литовского" направления, состоящая преимущественно из потомков старого ишува).

Всего в Израиле на конец 2017 года проживало свыше 1 100 000 ультраортодоксов, составляя, таким образом, 12,64 процента от населения. Но к ним можно добавить и национально-религиозный лагерь, а также так называемых "современных ортодоксов", то есть тех же самых ультраортодоксов, но имеющих постоянную работу и относящихся к среднему классу.

В целом у верующего, а тем более, соблюдающего заповеди еврея проблем с ультраортодоксами не возникнет. Но понятно, что столь огромная и организованная сила будет постоянно стараться изменить статус-кво в пользу большего удельного веса законов Галахи, то есть иудейского религиозного законодательства. Поэтому при выборе жилья посмотрите наш список и сами оцените, с каким процентом ультраортодоксов вы готовы соседствовать.


Где и сколько?

Иерусалим - 265 400 ультраортодоксов составляют примерно 48,4 процента еврейского населения столицы, а от ее общего населения, включая арабов - 29,4 процента.

Бней-Брак - 171 600 ультраортодоксов, составляющих 89 процентов еврейского населения (88,6 от всего населения).

Бейт-Шемеш - 74 270 человека (66 процентов, но надо учесть, что ультраортодоксальное население Бейт-Шемеша очень буйное).

Модиин-Илит - 68 870 человек, то есть почти все население города - 98 процентов.

Ашдод - 53 000 местных ультраортодоксов рассеяны по разным районам - некоторые полностью ультраортодоксальные, а в иных вы редко встретите еврея в черной шляпе. Здесь они составляют 26,4 процента от еврейского населения.

Цфат - В этом традиционно религиозном городе проживают 15 700 ультраортодоксов - 47 процентов от еврейского населения города. Но здесь много представителей национально-религиозного лагеря, которых обычно не включают в число ультраортодоксов.

Тверия - 8500 ультраортодоксов, 21 процент от еврейского населения города. Иначе говоря, тем, кто желает вести умеренно-религиозную жизнь, Тверия вполне подойдет.

Ашкелон, который всегда считался светским городом, сегодня приютил 8 363 ультраортодоксальных евреев (6,9 процента от населения города).

Что делать тем, кто вообще не хочет видеть вокруг себя ультраортодоксов, но все еще не готов селиться в арабской или друзской деревне? Поезжайте в Рамат ха-Шарон. Здесь на весь город пока всего 1500 ультраортодоксов, менее 3 процентов от населения города.

Бейтар-Илит - 52 198 ультраортодоксов. В этом городе со стопроцентно еврейским населением 95,7 процентов составляют ультраортодоксы. Оставшиеся относятся к национально-религиозному лагерю и традиционным сефардам.

Петах-Тиква - 28 140 ультраортодоксов или 12 процентов от еврейского населения города.

Тель-Авив - ультраортодоксы, некогда перебравшиеся отсюда в Бней-Брак, теперь медленно, но верно возвращаются в "город без остановки". Сейчас здесь живут 16 200 ультраортодоксов, но это всего 4 процента от еврейского населения города.

Нетания - 19 600 ультраортодоксов, которые компактно селятся в своих районах (10 процентов от светского населения).

Бат-Ям стал домом для 7 120 ультраортодоксов, преимущественно это бобовские хасиды и хабадники, их всего 6,8 процента от еврейского населения, а в общей численности даже меньше - 5,5 процентов.

Нетивот - город, где похоронен Баба Сали (раввин Исраэль Абу-Хацира). Здесь проживают 19 570 ультраортодокса. Это 45 процентов от всего еврейского населения города, но пусть вас не обманет эта низкая цифра: основное населения города - религиозные сефарды. Хотя они не одеваются в стиле Восточной Европы XIX века, по манерам поведения они мало отличаются от ультраортодоксов. Посему можно сказать, что Нетивот - город ультраортодоксальный, а более легкой одежде его обитатели обязаны не смягчению взглядов на религию, а, скорее, жаркому климату пустыни Негев.

Арад - 6 800 ультраортодоксов на конец 2017 года, примерно каждый третий житель. Город оказался не готов к такому развитию событий, и в результате в квартирах стали открываться нелегальные синагоги и детские сады.

Эйлат - 1400 ультраортодоксов или 3,4 процента от еврейского населения города.

Рамле - 5070 ультраортодоксов. В центре этого города со смешанным населением можно увидеть немало синагог, преимущественно - хасидов любавичского направления. Это 9,2 процента от еврейского населения города, но всего 6,7 процента от общей численности.

Лод - 4 900 ультраортодоксов. В городе сосуществуют еврейские и арабские районы - правда, не столь мирно, как в Рамле. Ультраортодоксы составляют 10,5 процентов от еврейского населения города, и только 6,5 - от общего.

Хайфа - 19 200 ультраортодоксов живут в районе Бат-Галим (там для них даже оборудован раздельный пляж Хоф а-Шакет с разными днями посещения для мужчин и женщин) или в районах Геула и Рамат-Вижниц. В Рамат-Вижниц проживают преимущественно хасиды ребе из Сирет-Вижниц - родственники Вижницких ребе. В свое время ребе Барух, основатель династии, решил жить не в Бней-Браке (чтобы не составлять конкуренцию "основному" вижницкому двору, одному из самых крупных в Израиле), а в Хайфе. Сюда многих влекут обилие работы и близость святых мест - горы Кармель, где жил в пещере пророк Элияху, а также могил Авдимая из Хайфы (законоучитель, живший примерно 2000 лет назад), и раввина Шломо Сирилио (каббалиста XVI века, переехавшего из Испании в Святую Землю). В относительных числах процент ультраортодоксов в Хайфе составляет всего 8,7 от еврейского населения, а от общего населения (добавим арабов и бахаев) - всего 6,8.

Ультраортодоксов можно встретить даже в Нацрат-Илите (ныне Хоф ха-Галиль) - около 1900, но самых разных направлений, от хасидов ХАБАДа до сторонников ШАСа.

Нет сомнений, что с 2017 года все эти цифры значительно выросли. Стоит отметить, что если число обычных ультраортодоксов увеличивается только за счет рождаемости, число любавичских (ХАБАД) и брацлавских хасидов - за счет активной вербовки новых сторонников.  https://mnenia.zahav.ru/Articles/3374351/%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8F
Tags: Аналитика и публицистика, История, Люди и этносы, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments