В 153 году до н.э. прошло полвека после окончания Второй Пунической войны. Закончился срок выплаты ежегодной контрибуции в 200 талантов, что по тем временам было огромной суммой. Римляне отправили в столицу поверженного некогда врага делегацию, которая должна была оценить ситуацию на месте. Римляне, конечно, знали, что Карфаген с тех пор восстановился, особенно экономически (иметь сильный военный флот ему по-прежнему было запрещено). Но они даже представить не могли, насколько эффективно пунийцы используют данную им передышку.
Современная реконструкция облика Карфагена.
Взору римской делегации открылся богатейший город. Римляне и до того чувствовали давление карфагенян на их рынки (гильдии Карфагена первыми освоили массовое производство товаров повседневного спроса и активно торговали ими по всему Средиземному морю), но только теперь они осознали, что тягаться с пунийцами в промышленности и торговле попросту бессмысленно. Рим проигрывал экономическое соперничество. Римских патрициев, в особенности возглавлявшего делегацию Марка Порция Катона, подобная перспектива совершенно не устраивала.
Марк Порций Катон, II в. до н.э. Сразу по возвращении в Рим Катон начал пропагандистскую компанию. Он постоянно напоминал о карфагенской угрозе для римского бизнеса. Речь шла не только о крупных торговцах. Товары карфагенского производства продавались дешевле, чем сделанные римскими мастерами, поэтому Катона тут же поддержали ремесленники Рима. А также все римляне, имевшие отношение к морской торговле. Верфи Карфагена, лишившись возможности строить военные корабли, перешли на массовый выпуск торговых судов. На каком бы побережье не появлялись римские моряки, там уже был карфагенский торговец, готовый перебить их цены. Убить или ограбить наглого конкурента было нельзя, ведь у Рима с Карфагеном мирный договор, а римляне чтили закон.
Публий Корнелий Сципион в компьютерной игре «Total War: Arena». Каждое своё выступление в сенате Катон завершал фразой: «Карфаген должен быть разрушен!» Через три года его призыв услышали. Рим собрал огромную армию и флот, который должен был перевезти войска в Африку. Зимой 149 года до н.э. 80 тысяч римских солдат под предводительством молодого талантливого полководца Публия Корнелия Сципиона Эмилиана высадились в Утике. Население этого небольшого североафриканского города очень не любило своего могучего соседа, поэтому с радостью помогало римлянам.
Римский легион в Африке. Картина современного художника. Карфагену был предъявлен ультиматум. Официальный представитель Рима, консул Луций Марций Цензорин, потребовал сдать всё оружие и выдать 300 самых знатных граждан Карфагена в качестве заложников. Почему именно столько? Карфагеном правил так называемый «совет трёхсот», состоявший из представителей самых богатых и влиятельных семейств. По сути, римляне потребовали выдать им всё правительство в полном составе. Напуганные римской мощью, которой Карфаген не мог противостоять (регулярная армия Карфагена, вместе с городской стражей, насчитывала на тот момент всего около 30 тыс. солдат), горожане согласились на все римские условия.
Штурм стен Карфагена римлянами. Картина современного художника. После этого римляне выдвинули новые требования: всем горожанам предписывалось покинуть свои дома и поселиться в любом ином месте, но не ближе 10 миль от морского побережья. Карфагеняне тем самым лишались возможности вести морскую торговлю. Сам город Карфаген следовало разрушить. Конечно, жители Карфагена ответили отказом. Римляне тут же пошли на штурм, который был отбит. Началась долгая осада. Римляне, в конце концов, захватили Карфаген, население которого голодало и уже не могло оказывать организованного сопротивления.
Последний бой на крышах Карфагена. Картина современного художника. От 50 до 55 тысяч горожан, в основном стариков, женщин и детей, попали в плен. Их обратили в рабство и отправили в Рим. Карфаген был подожжён и горел 17 дней, после чего на пепелище провели символическую борозду и посыпали её солью, в знак того, что город никогда не возродится. Что же стало с остальными горожанами? Ведь до римского вторжения в этом античном мегаполисе жило около 700 тысяч человек.
Руины Карфагена в наше время. Примерно 120 тысяч жителей Карфагена принимали участие в обороне родного города. Часть из них сражалась за пределами городских стен, тревожа римлян набегами со стороны пустыни. Выжили очень немногие, сумевшие спастись и спрятаться в окрестных селениях. Из остального населения многие умерли от голода, погибли при штурме и во время пожаров.
Пуническое торговое судно. Современная иллюстрация. Рим не мог обеспечить полную блокаду Карфагена с моря, моряки доставляли продовольствие горожанам вплоть до последних месяцев осады. Разумеется, они не отказывались вывезти из обречённой столицы желающих спастись. Пунические поселения располагались на всех берегах Средиземного моря, так что беженцам было где пристроиться. Свои семьи из Карфагена моряки тоже увозили. Поэтому, несмотря на уничтожение Карфагена, пунический язык ещё долгие века можно было услышать на рынках самых разных прибрежных городов — в том числе и римских.
Рынок древнего Рима. Картина современного художника. Римляне вовсе не стремились убить всех карфагенян поголовно. Живших вне Карфагена они вообще не трогали. Многие бывшие пленные со временем ассимилировались в самом Риме. Особо ушлые договорились с хозяевами, стали вольноотпущенниками и занялись тем, что у пунийцев получалось лучше всего — торговлей, делясь прибылями со своими римскими патронами.
Реконструкция внешнего вида карфагенского мореплавателя. Музей города Тарс, Турция. Подводя итог, можно сказать, что промышленность Карфагена была полностью уничтожена, как и сам город, но пуническая морская торговая сеть сохранилась, слившись с римской средиземноморской торговлей.
© Булат Мамлиев. https://zen.yandex.ru/media/ancient_rome/kuda-delis-karfageniane-posle-razrusheniia-karfagena-5f25f20f289a6f736a1bfca4