Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Богиня Кибела. распостранение Культа от Фригии до Бактрии и от Рима до Киева.

Богиня Кибела. распостранение Культа от Фригии до Бактрии и от Рима до Киева.

Кибела (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), в древнегреческой мифологии — богиня, имеющая фригийские корни. По функциям близка к богине Рее, иногда вплоть до отождествления. Первоначально это была фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили; её любимцем являлся прекрасный юноша Аттис; также с её культом были как-то связаны кабиры. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отождествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась «великой матерью богов»

Пиндар написал ей дифирамб. Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве.

Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами, и корона в виде зубчатой башни. Атрибут в виде короны зубчатой башни найден и в Пазарыкских курганах. Подобные божества, как богиня, которая шествует на львице, известны и у сарматов.
Статуя Кибелы с короной в виде зубчатой башни.
Статуя Кибелы с короной в виде зубчатой башни.
Корона в  виде зубчатой башни из Пазарыкских курганов.
Корона в виде зубчатой башни из Пазарыкских курганов.
 Сарматский фалар. Богиня скачет на львице.
Сарматский фалар. Богиня скачет на львице. Окружение её составляли безумствующие корибанты и куреты, дикие пантеры и львы. Но-корибанты связаны с Критом, с Идейской пещерой и рождением Зевса. Гомер посвятил ей гимн:

Мать всех бессмертных богов и смертных людей восславь мне,
Дочерь великого Зевса, о звонкоголосая Муза!
Любы ей звуки трещоток и бубнов и флейт переливы,
Огненнооких рыканье львов, завывания волчьи, звонкие горы и лесом заросшие логи глухие.
Радуйся ж песне и ты, и с тобой все другие богини!
Гомер,XIV
Кибела выступала как дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями.
Кибела была чтима и скифами, об этом говорят многочисленные находки в Бактрии, блюдо из Аму-Дарьинского клада.

Блюдо из Аму-Дарьинского клада, Кибела и Аттис на колеснице.
Блюдо из Аму -Дарьинского Клада. Кибела.
Блюдо из Аму -Дарьинского Клада. Кибела.
Блюдо из Пермского клада,  Кибела, 6-7 вв.н.э.
Блюдо из Пермского клада, Кибела, 6-7 вв.н.э. Как видно, культ Матери богов продолжал существовать в сасанидском Иране и в более ранне время в Бактрии.

Колесница Диониса
Кибела на колеснице со львами
Кибела на колеснице со львами
Украина, Киево-печерский монастырь. Кибела
Украина, Киево-печерский монастырь. Кибела
Аттис и Кибела на колеснице, запряжённой львами. Фрагмент серебряного блюда из Парабьяго.
Аттис и Кибела на колеснице, запряжённой львами. Фрагмент серебряного блюда из Парабьяго.Аттис и Кибела.
Блюдо с изображением Кибелы и Аттиса
Блюдо с изображением Кибелы и Аттиса. Обна­ру­жен­ная в 1907 г. в ходе стро­и­тель­ных работ в Пара­бья­го близ Мила­на, пате­ра напо­ми­на­ет по фор­ме боль­шие блюда, исполь­зо­вав­ши­е­ся в свя­щен­ных цере­мо­ни­ях очи­ще­ния перед алта­ря­ми, одна­ко слож­ная ком­по­зи­ция, посвя­щен­ная три­ум­фу Кибе­лы и Атти­са, на кото­ром при­сут­ст­ву­ют боги вре­ме­ни, неба и при­ро­ды, при­да­ет пате­ре иск­лю­чи­тель­ность и осо­бую сим­во­ли­че­скую цен­ность. Как видно, изображены и куреты, танцующие вокруг Аттиса и Кибелы.Изображен справа даже Мировой Змей.


Как видно, судя по изображениям рельефа, Культ Кибелы сблизился с культом Диониса о чем говорит и лоза с кистями винограда. Таким образом, этот культ или был всеобщим, или стал таковым у всех восточных индоевропейцев от Рима до самого Ирана и Бактрии, сарматов и, как будет показано,славян.

Как пишет Геродот, первым кто стал чтить Кибелу среди скифов, был Анархасис, скифский мудрец философ-энциклопедист (ок. 610—545 гг. до н.э.)
Шиферный рельеф с изображением Кибелы на колеснице. Киево-Печерский монастырь. Как сюда попало изображение Кибелы, в Киев XI века? Интереснейшая загадка. Либо на постройку пошли неведомые нам камни из неизвестной постройки, или резчики прявили почтение к древнему божеству, а это не было узнано монахами обители.
Источники:
Геродот,История
Гомер, гимны XIV
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Павсаний. Описание Эллады
История украинского искусства. - М .: Наукова думка, 1966, т. 1, с. 237.
Страбон. География XII 5, 3
https://zen.yandex.ru/media/historyrus/skifskie-mudrecy-anarhasis-syn-gnura-toksaris-iz-afin-poezdka-k-toksotam-afin-5f054211411c4808a6815cfc
https://zen.yandex.ru/media/historyrus/ahilles-i-talos-skazaniia-krita-ulybka-smerti-shodstvo-legend-i-shodstvo-gibeli-ot-raneniia-v-piatku-5ed1e4f1d85eff2ac10cffb1
https://zen.yandex.ru/media/historyrus/apollon-ego-statui-5e467514cc6d233fd0f6846d https://zen.yandex.ru/media/historyrus/boginia-kibela-raspostranenie-kulta-ot-frigii-do-baktrii-i-ot-rima-do-kieva-5f10c50071677e1cc4000e8b
Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы, Мифология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments