Т-34-85 (Wikipedia.org)
Сравнение бронетанковой техники СССР и Японии в 1945 году.
Введение
Маньчжурская стратегическая наступательная операция 1945 года интересна тем, что в ней принимали участие не только новейшие образцы советской боевой техники, проверенные боями последних лет сражений с гитлеровской ордой. На полях и сопках Маньчжурии грохотали и старые, еще довоенные советские танки и колесные бронемашины. Их уже не использовали в сражениях с немцами, начиная с 1944 года. На Дальнем же Востоке и у нас, и наших монгольских союзников они еще были на вооружении. Интересна эта операция и японской бронетехникой. Пусть часто и неказистой, и устаревшей, но весьма оригинальной по мировым меркам.
Советская бронетехника
Всего в составе войск СССР на Дальнем Востоке сосредоточил 5500 танков и САУ различных типов. Они были сведены в крупные по мировым меркам подразделения. В составе Забайкальского фронта имелись – 6 гвардейская танковая армия (1019 танков и САУ), две танковые дивизии, две самоходные артиллерийские бригады, четыре отдельные танковых батальона и два отдельных артиллерийских дивизиона. В составе 1-го Дальневосточного фронта входил механизированный корпус, 11 отдельных танковых бригад, 12 танковых и самоходно-артиллерийский полков, 30 самоходно-артиллерийских дивизионов. В составе 2-го Дальневосточного фронта было девять отдельных танковых бригад, несколько отдельных танковых батальонов и самоходных артиллерийских дивизионов.
В составе советского войск оставались легкие танки БТ-5, БТ-7 и Т-26. Их было уже мало. Но все-таки в боевых действиях они участие приняли. БТ-5 и БТ-7 были колесно-гусеничными танками, развитием идей американского танка «Кристи». Но вопреки задумкам конструкторов и мыслям генералов практически эти танки использовались только на гусеницах.
БТ-5 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2017©). БТ-5 выпускался с марта 1933 по конец 1934 года. Он имел только противопульную броню (от 6 до 13мм), но нес достаточно мощную полуавтоматическую 45-мм пушку и спаренный с ней 7,62 мм пулемет. При этом его подвижность и на гусеницах была достаточно высокой за счет небольшой массы при достаточно мощном бензиновом моторе
М-5-400 в 400 л. с. На части танков стояла радиостанция. Экипаж составлял 3 человек, вес танка был 11,9 т. В боевых действиях в Маньчжурии в 1945 году приняли участие 49 БТ-5 в составе войск Забайкальского фронта. Интересно, что танки этого типа в ходе боевых действий против Японии не имели боевых потерь. Были потери только от поломок во время дальних маршей по территории Маньчжурии.
БТ-7 (Wikipedia.org). БТ-7 выпускался с конца 1934 по конец 1939 года. Он отличался иным корпусом, новым двигателем М-17Т и другой гусеницей. Мощность мотора так же была 400л.с. Часть танков была с радиостанциями. Вооружение первоначально оставалось прежним. Бронирование БТ-7 было толщиной от 6 до 20 мм. Вес в итоге составил 13,9 т. Часть танков была с радиостанциями. Экипаж 3 человека. С конца 1939 года по 1940 годы выпускался БТ-7М с дизельным мотором В-2 мощностью 500 л. с. Также усилили толщину брони во лбу корпуса до 22 мм. Его вес достиг 14,65 т. БТ-7М рекомендовалось эксплуатировать только на гусеничном ходу. К началу боевых действий против Японии в составе войск Забайкальского Фронта имелось 422 БТ-7, в составе 1-го Дальневосточного было 474 (377 исправных) БТ-7. Боевые потери БТ-7 были низки и составили 10 единиц, повреждены 34. БТ-7 приняли участие в параде Победы над Японией в Харбине 16 сентября 1945 года.
Т-26 (Tech&Life 2019©). Т-26 выпускался с 1931 года по 1940 год. Т-26 были вооружены 45мм полуавтоматической пушкой калибром 45 мм, двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Т-26 был оснащен бензиновым мотором мощностью 90 л. с, в 1938 году его мощность подняли до 95 л. с., а 1940 году до 97 л. с.
Броня была противопульной и составляла от 6 мм до 30 мм. Боевая масса 10,25 т.
Более современные танки стали поступать на советский Дальний Восток уже после победы над нацистами в Европе. Они находились в составе подразделений, переброшенных на Дальний Восток с запада, с полей недавних сражений с нацистами. Оснащены они были в основном средними танками Т-34-85 и Т-34, а также тяжелыми ИС-2. Более современные Т-44 и ИС-3 вопреки распространённым легендам в боях в Маньчжурии, Корее и на Сахалине с Курилами участия не принимали. Кроме того для усиления, уже расквартированных на Дальнем Востоке танковых частей со старыми танками БТ и Т-26, были направлены Т-34-85, которые были включены в состав частей с устаревшей бронетанковой техникой. Кроме того, на Т-34-85 были перевооружены части перебрасываемые на восток с бывшего немецкого фронта.
Т-34 с 76 мм пушкой (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©). Т-34 раннего образца с 76,2 мм пушкой начали выпускать в 1940 году и выпускали до середины 1944 года. В начале 1944 года начали выпуск его сильно модернизированного варианта с 85 мм пушкой. Он, получивший уже в наше время обозначение Т-34-85, находился в производстве на территории СССР до 1955 года.
Т-34 был вооружен 76,2 мм пушкой и двумя пулеметами калибром 7,62 мм. Броня толщиной от 15 до 45 мм. Двигатель дизельный – В2-34 мощностью 500 л. с. Все танки имели радиостанции. Боевая масса в 1943 году 30,9 тонны. Экипаж 4 человека.
Т-34-85 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2017©) Т-34-85 получил 85 мм пушку, также он имел 2 пулемета калибром 7,62 мм. Броня толщиной от 15 до 90 мм. Все танки имели радиостанцию. Двигатель остался прежний – В2-34 мощностью 500 л. с. Боевая масса 32 т.
ИС-2 (Wikipedia.org). ИС-2 выпускался с декабря 1943 года по июнь 1945 года. Он был вооружен 122 мм пушкой, тремя 7,62 мм и одним 12,7мм пулеметом (этот пулемет был зенитным). Броня составляла на разных плоскостях от 20 до 120мм. Все танки имели радиостанцию. Силовая установка дизель В-2-10, мощностью 520 л.с.
СУ-76 (Wikipedia.org). Значительную роль в Красной Армии имели роль различные самоходные артиллерийские установки. Самой легкой была СУ-76. Выпускалась с 1943 по 1945 годы. Была выполнена на базе легкого танка Т-70. Она была оснащена орудием калибром 76,2 мм и курсовым пулеметом калибром 7,62 мм. Броня от 7 мм до 35 мм. Боевое отделение было лишено бронирования на крыше. Двигатель ГАЗ-230 мощностью 140 л. с. Экипаж 4 человека. На части машин была радиостанция. Боевая масса 11,2 т.
Это была самая массовая САУ Красной армии, уступавшая по масштабу выпуска только Т-34.
Но были и более мощные артсамоходы. На базе Т-34 выпускали СУ-85 и СУ-100.
СУ-85 (Wikipedia.org). СУ-85 выпускалась она с 1943 по 1944 годы. Вооружение – 85 мм пушка. Пулеметов не было. Броня от 20 до 60 мм. Имелась радиостанция. Мотор – дизель В-2-34 мощностью 500 л. с. Экипаж – 4 человек. Боевая масса – 29,6 т.
СУ-100 (Wikipedia.org). СУ-100 выпускалась в СССР с 1944 по 1948 годы. Вооружение - 100 мм пушка. Пулеметов нет. Броня от 20 до 75 мм. Имелась радиостанция. Мотор – дизель В-2-34 мощностью 500 л. с. Экипаж - 4 человека. Боевая масса – 31,6 т.
На базе тяжелых танков КВ и ИС также выпускались САУ.
СУ-152 (Wikipedia.org). СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С.
Выпускалась с 1943 по 1944 годы. Была вооружена 152 мм орудием. Пулеметов не было. Бронирование от 20 до 75 мм. Имелась радиостанция. Экипаж – 5 человек. Двигатель – дизельный В-2К мощностью 600 л. с. Боевая масса – 45,5 тонны.
ИСУ-152 ( Tech&Life 2017©). ИСУ-152 была создана на базе тяжелого танка ИС-1.
Выпускалась с 1943 по 1947 годы. Вооружение – 152 мм пушка и 12,7 мм зенитный пулемет. Броня от 20 до 90 мм. Имелась радиостанция. Экипаж – 5 человек. Двигатель – дизельный В-2-2-ИС мощностью 520 л. с. Боевая масса – 46 тонн.
Также имелись бронеавтомобили.
БА-64Б - в центре фото (Tech&Life 2019©). Самым современным был БА-64Б. Базой поступил ГАЗ-67. Он выпускался с 1943 по 1945 год. Имел вооружение из одного 7,62 мм пулемета. Броня была от 4 до 12 мм. На части машин имелась радиостанция. Мотор бензиновый, водяного охлаждения, четырехтактный, мощностью 50 л. с. Имел шасси колесной формулы 4х4. Боевая масса 2,36 тонны.
БА-10 - на железнодорожном ходу (Wikipedia.org). Также применялись более старые БА-10. Они выпускались с 1938 по 1941 годы. Были вооружены 45 мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7, 62 мм. Броня от 4 до 10 мм. Мотор мощностью 50 л. с. Имел шасси колесной формулы 6х4. Часть машина имела радиостанцию. Экипаж – 4 человека. Боевая масса 5,1 тонны.
БТР были только полученные по «Ленд-лизу» и их было мало, подробно останавливаться на них не буду.
Советские танки к 1945 году были одни из лучших в мире. Особенно это касается лучшего танка Второй Мировой – Т-34-85 и самого мощного тяжелого танка Второй Мировой – ИС-2. Не превзойдены были и у союзников, и у врагов тяжелые противотанковые САУ СУ-152 и ИСУ-152. Наши танки значительно превосходили даже относительно новые японские танки по огневой мощи, бронезащите, подвижности, оснащенности средствами связи. САУ в Японии практически не было вообще. Сведенные в крупные ударные соединения танки и САУ стали «паровым катком» армии Советского Союза. Дефицит БТР компенсировали массовым применением СУ-76, бывшей своеобразной боевой машиной пехоты тех лет, а также поставками по «ленд-лизу». Был в нашей армии и удачный разведывательный бронеавтомобиль собственного производства БА-64, имевший полноприводную трансмиссию. Бронетехника на сопках Маньчжурии в 1945 году - часть II - японская бронетехника и заключение
Легкий танк тип "2595", он же «Ха-Го» (Wikipedia.org)
Японская бронетехника
В Маньчжурии у армии Японии были различные типы бронетехники.
Квантунская армия стала единственной в Японии, имевшей с 1941 года танковые дивизии – переформированные к 1945 году в бригады – их было две. В составе каждой было 127 легких и 249 средних танков. Общее число танков в Маньчжурии было 1150 единиц. Обычно Японии применяла танки в составе более мелких подразделения, обычно не больше полка. Объяснялось это достаточно устаревшей тактикой их боевого применения. Танки предназначались для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. С началом войны на Тихом Океане Япония поняла важность танков и как самостоятельной боевой силы. Так же они были осведомлены о тактике их применения немцами. Но для современных форм их боевого применения требовалось и изменения в танковом парке, как в количественной, так и в качественную сторону, что было затруднительно сделать в условиях кризиса японской промышленности в годы Второй Мировой Войны.
На вооружении Квантунской армии Японии состояли легкие и средние танки, причем средних было очень мало. Выпуск тяжелых танков так и не был освоен японской промышленностью, хотя такие танки испытывались в Японии.
Легкий танк тип "2597", он же "Те-ке" (Wikipedia.org)Старейшим типом легких танков на тот момент у японцев был танк тип 2597, он же «Те-ке». Выпускался с 1937 по 1942 год. Вооружался 37 мм пушкой или пулеметом калибра 7,7 мм. Броня была от 12 до 16 мм. Экипаж был два человека. Двигатель – дизельный двухтактный, воздушного охлаждения мощностью 65 л. с. Боевая масса 4,8 тонны. Радиостанцию танк не имел. Использовался как разведывательный.
Легкий танк тип "2595", он же «Ха-Го» (Wikipedia.org)Очень известен легкий танк тип 2595, он же «Ха-Го». Выпускался он с 1936 по 1943 год и стал самым массовым японским танком второй мировой войны. Вооружение состояло из пушки калибром 37 мм и двух пулеметов калибром 7,7 мм. Броня от 6 до 12 мм. Экипаж 3 человека. Двигатель – двухтактный дизель воздушного охлаждения мощностью 120 л. с. Радиостанция отсутствовала.
Средний танк тип "2589" или "И-го" (Wikipedia.org). Родоначальником средних танков в Японии был тип «2589» или "И-го" , выпускавшийся с 1925 и по 1937 год и сохранившийся на вооружении именуют в 1945 году. В основе конструкции в значительной мере лежал английский танк Виккерс Mk C. Он был вооружен пушкой калибром 57 мм и двумя пулемётами калибром 6,6 мм. Танк имел бронезащиту от 11 до 16 мм. Двигатель был дизель воздушного охлаждения, мощностью 120 л. с. Модификация данного танка, известная как «94» оснащалась дизельным мотором мощностью 160 л. с. Боевая масса 14 т. Радиостанции не было. Экипаж 4 человека.
Средний танк тип «2597», он же «Чи-Ха». (Wikipedia.org). Но главной ударной силой японских танкистов был тип «2597», он же «Чи-Ха». Он выпускался с 1937 по 1942 год. Оснащался пушкой калибром 47мм (в первые годы выпуска 57 мм) и двумя пулеметами калибра 7,7 мм. Имел броню от 12 до 30 мм. Мотор был дизельный двухтактный воздушного охлаждения, мощностью 170 л. с. Экипаж 4 человека. Боевой вес 15,8 т. Часть танков имела радиостанции. В качестве трофеев Красная армия захватила 389 таких танков.
Также в войсках Квантунской армии имелись бронеавтомобили.
Бронеавтомобиль-дрезина тип «2593», он же «Сумида» (Wikipedia.org). Интересным образцом такой техники был бронеавтомобиль-дрезина тип «2593», он же «Сумида». Бывший также, по сути, бронетранспортёром. Он был способен двигаться как по железной дороге, так и по земле. Для этого требовалось операция по смене хода, занимавшая 10 минут.
Выпускался в 1933 году. Был выполнен трехосным. Колесная формула 6х4, вооружен был одним пулеметом калибра 6,5 мм. Был защищен от 8 до 16 мм броней. Имел карбюраторный мотор воздушного охлаждения мощностью 40 л. с. Были также варианты с дизельным мотором мощностью 100 л. с. Экипаж – с десантом 7 человек. Боевой вес 7,7 тонн.
БТР- бронедрезина тип «2595», он же «Хо Ги». (Wikipedia.org). С 1939 года выпускался подобный БТР, но на гусеничном ходу, железнодорожный движитель был подъемный. Индекс был тип «2595», он же «Хо Ги». Выпускался с 1939 по 1943 год. Вооружен он был одним 7,7 мм пулеметом. Броня от 6 до 8 мм. Имел дизельный мотор воздушного охлаждения мощностью 84 л. с. Экипаж 2 человека, десант 6 человек. Боевой вес 12 тонны.
БТР "Хо-Ха" (Wikipedia.org). С 1943 по 1945 год выпускался полугусеничный БТР "Хо-Ха". Вооружение состояло из трех пулеметов калибра 7,7 мм, один из которых был зенитным. Броня от 4 мм до 8 мм. Дизель воздушного охлаждения мощностью 134 л. с. Экипаж 2 человека, десант 13 человек. Боевая масса – 9 т.
САУ в Квантунской Армии не было. БТР крайне мало.
Заключение
Японские танки отличались некоторым архаизмом в конструкции, они были легче иностранных аналогов. Те танки, что в Японии числились средними, в других странах по массе прошли бы как легкие. Сравним массу среднего танка «Чи Ха» и советских – получается, что он со своим 15т в два раза легче Т-34 весом в 30,9 тонны и почти равен по массе легкому довоенному БТ-7. Собственно и по бронезащите, и вооружению он тоже чуть выше уровня наших довоенных легких танков. То же самое о легких и не пошедших в серию тяжелых японских танках. Они были заведомо легче своих аналогов из других стран. Неудивительно, что они имели относительно слабую бронезащиту и огневую мощь по сравнению с иностранными образцами. Особенно это заметно на фоне сравнения с советскими танками конца Второй Мировой Войны. Худшие приборы наблюдения чем на советской технике и часто они были без радиосвязи в принципе. Вместе с тем они имели хорошую проходимость, ремонтопригодность, высокую степень унификации. Оснащались как правило двухтактными дизелями воздушного охлаждения, что было достаточно оригинально для мирового танкостроения тех лет. В отличии от танков других стран в Японии не применяли спаренных с пушкой пулеметов. Но шансов на победу в столкновении с советскими танками, САУ и противотанковой артиллерией они не имели. Самые современных танков Японии в Маньчжурии не было, они шли на территорию Японских островов и их производство в конце войны было очень небольшим, но и они уступали нашим танкам, даже начала Великой Отечественной Войны. Устаревшая тактика применения танков, устаревшие форма организации танковых войск и вдобавок полное господство в воздухе советской авиации не оставило надежд на победы японским танкистам в Маньчжурии 1945 года. Собственно, уже на Халхин-Голе японские танки уступили советскими Т-26 и БТ, несмотря, что эти танки не сильно еще превосходили японские. Уступала советской и противотанковая артиллерия Японии. Она была оснащена 37 мм пушками, а в СССР уже были и 100 мм орудия в противотанковой артиллерии. Также были орудия и меньших калибров, но не меньше 45 мм.
Сравнение японского танка «Чи Ха» и советского «Т-34-85» - самых современных из массовых средних танков противоборствующих армий.
Советские танкисты в отличие от японских не только имели большой парк танков, гораздо более совершенный и разнообразный по типам, но применяли на тот момент самую совершенную тактику для бронетанковых войск и создали самую передовую организационную структуры для них. Одну из главных роль отвели 6-ой гвардейской танковой армии, нанесший удар в тыл японской группировке. Ее темп наступления составлял 82 км в день. Это был классический «блицкриг». У других частей темп наступления был не меньше 25 км в день, что очень хорошо по опыту Второй Мировой войны. В итоге сколько-либо эффективных действия японских танкистов в Маньчжурии в 1945 году не отмечено. Пехота японская иногда себя, к примеру, себя проявляла. Такая слабость японских танков по сравнению с советскими было следствием иных приоритетов в военном строительстве СССР и Японии, усугублённых слабость японской экономики в те годы. Большая часть ресурсов уходила флоту, а также ВВС. Сухопутная армия готовилась больше к сражениям в Китае со слабой и коррумпированной армией Гоминьдана, а не против современной армии, которую представляла собой Красная Армия.
Интересно, что Советский Союз после победы над Японией, передал трофейную японскую технику, включая танки китайским коммунистам и они сыграли большую роль в победе над армией Гоминьдана, оснащенной к тому времени преимущественно американской техникой и американскими танками.
Средний танк тип «2597», он же «Чи-Ха» в китайском музее с символикой НОАК (Wikipedia.org). Позднее СССР стал передавать НОАК свою боевую технику, включая бронетанковую, образца 1945 года, и на ней китайские добровольцы успешно воевали в Корее во время войны 1948-1950 гг. Эта техника, включая легендарные Т-34 и Т-34-85, очень долго служила в армии КНР. Кроме Т-34-85 было передано большое количество СУ-76, впоследствии были переданы и ИС-2.
Часть I с советской бронетехникой - тут.
Источники:
Барятинский М.Б. Броня СССР. Все советские танки в цвете - М.: Яуза; Эксмо, 2014. - 496 с. - (Всеобщая энциклопедия танков)
Военная коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". № 3 1995 г. С. Федосеев. Бронетанковая техника Японии 1939-1945.
М. Барятинский «Советские танки в бою» М. Яуза 2006 г.
Больных А. Г. Танковые войны XX века/ Александр Больных. - М.: Яуза, Эксмо, 2010, - 640 с. - (Танковый бестселлер)
Болдырев Федор 2020© https://zen.yandex.ru/media/techandlife/bronetehnika-na-sopkah-manchjurii-v-1945-godu-chast-i-sovetskaia-bronetehnika-5f35372a793a8e610f416682 https://zen.yandex.ru/media/techandlife/bronetehnika-na-sopkah-manchjurii-v-1945-godu-chast-ii-iaponskaia-bronetehnika-i-zakliuchenie-5f3669314a7aa15f370ec287