Был ли у древних греков аналог современного понятия «гламур»? Да, у них имелось слово «калокагатия» (варианты перевода: «красивый и добрый», «прекрасный и хороший»), означавшее гармонию внешней красоты и внутренних достоинств. О такой гармонии рассуждали известные философы: Сократ, Платон и Аристотель. В чём же должна была проявляться внешняя красота древнегреческих женщин?
Афродита Милосская, II в. до н.э.
В первую очередь в гармонии телесных пропорций. В отличие от диких варваров и восточных народов, предпочитавших пышнотелых красоток, греки считали идеальным спортивное, и в то же время женственное телосложение. Одна из самых известных античных скульптур, статуя Афродиты Милосской работы Праксителя, отражает именно этот идеал. Это стройная женщина с грациозной осанкой, ростом в 164 см. Размеры её груди, талии и бёдер: 86, 69 и 93 см.
Афродита работы Каллимаха, римская копия с оригинала V в. до н.э. Великий математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип так называемого «золотого сечения», согласно которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Через век после него древнегреческий скульптор Поликлет рассчитал идеальный канон красоты. Идеальное тело должно иметь следующие размеры: голова составляет седьмую часть роста, кисть руки — десятую, ступня — шестую. Пупок делит тело на две части, соотношение между ними должно быть близким к «золотому сечению». Идеальные пропорции у мужчин при этом составляют 8 к 13, а у женщин — 5 к 8.
Голова Афродиты, римская копия греческой скульптуры IV в. до н.э. Большое внимание в античности уделялось и лицу. По канонам греческой красоты, прекрасное лицо сочетало прямую линию носа, переходящего в лоб (так называемый «греческий профиль») большие глаза, дугообразные веки. Расстояние между глазами — не менее длины глаза, а идеальный рот в полтора раза больше этого расстояния. Линия бровей должна быть округлой, лоб невысоким. Подбородок прямой и не слишком выраженный.
Причёска коримбос на голове Афродиты Книдской работы Праксителя, IV в. до н.э. Женские причёски в античной Греции не отличались разнообразием, являясь вариациями на тему так называемой коримбос, она же «греческий узел». При этом самым красивым считался «золотистый» цвет волос. Или любой другой светлый («пепельный», к примеру), поэтому гречанки стремились отбеливать или красить свои волосы, если от природы они были тёмными. Волосы у женщин Греции должны были быть только на голове, всю прочую растительность на теле античные красотки тщательно удаляли.
Античная девушка на картине Дж.У. Годварда, 1920 г. Светлой должна была быть и кожа. Загар считался признаком деревенщины, поскольку крестьянки были вынуждены трудиться под палящим средиземноморским зноем. Поэтому кожу также отбеливали всеми возможными способами: купанием в ослином молоке, мазями, пилингом (для чего применялся мелкий речной песок, пропитанный соком лотоса). Знали в древней Греции и маски для лица. Например, маска из ячменного теста придавала коже интересную бледность, а от веснушек и морщин применялась маска из смеси лебединого жира, мёда и уксуса.
Сосуд и кисточка для нанесения пудры. Современная реплика античной косметики. Слово «косметика» имеет греческое происхождение, его корень — слово «космос», то есть порядок и гармония, противостоящие «хаосу». В макияже античные дамы прекрасно разбирались и активно им пользовались. Изначально замужним особам украшать свой лик привозной (лучшие составы доставлялась из Индии, Аравии и Египта) и поэтому весьма дорогой косметикой считалось не слишком приличным, лишь гетеры могли себе такое позволить. Но со временем эти предрассудки ушли в прошлое, и косметику применяли все гречанки.
Кадр из фильма «Александр», 2004 г. Большой популярностью пользовались свинцовые белила, в качестве румян применялся краситель кармин, который делался из кошенили, или более дешёвая киноварь. Пудра из мела и губная помада на основе красной глины также были известны в античной Греции. Брови чернили сажей, ресницам придавали блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. Также существовал особый состав для подводки глаз из золы и сурьмы, разведенных в настое шафрана.
«Греческая красавица». Дж.У. Годвард, 1909 г. В древней Греции появилась специальная профессия парикмахера, их называли «каламистры». Этому ремеслу обучали рабов, поскольку богатые заказчицы вовсе не хотели, чтобы уникальными секретами красоты пользовались их соперницы. Для придания волосам блеска и объёма применялись специальные мази, лосьоны и пчелиный воск. В торжественных случаях волосы сверху посыпали золотым порошком. А с IV века до н.э. появляются и парики.
Современная реконструкция облика древнегреческой женщины. Так что древнегреческие женщины в стремлении к красоте ничуть не уступали женщинам любой другой страны и эпохи
© Булат Мамлиев. https://zen.yandex.ru/media/ancient_rome/standarty-jenskoi-krasoty-v-drevnei-grecii-5f46d01dfe1ff106f7cebd8f