>>>> ПРЕДЫДУЩАЯ ПЯТЁРКА
Начавшийся 299 миллионов лет назад с оледенения пермский период 252 миллиона лет назад завершился величайшим в истории планеты вымиранием. На рубеже триаса погибнут 73% видов наземных и 96% видов морских позвоночных. Беспозвоночных же никто не считал. Причина катастрофы остаётся вопросом дискуссионным. Скорее всего, она была вызвана падением астероида (хотя есть и другие версии). Определённо можно сказать лишь, что причина эта была внешней по отношению к биосфере. Если в случае рокового для динозавров мел-палеогенового вымирания в этом есть сомнения, — слишком уж прицельно оно ударило по отдельным отрядам, — то в перми просто накрыло всех.
При этом мнение, согласно которому катастрофа уничтожила мир так похожих на современных зверей терапсид, отдала планету рептилиям и на 100 миллионов лет задержала эволюцию на её магистральном пути к человеку, ошибочно. Практически полностью погибла процветавшая в перми фауна амфибий и близких к ним парарептилий. Это, да. Но они в любом случае уже устарели и были обречены. Сильные же и прогрессивные, как водится, выжили. Предкам млекопитающих терапсидам с одной стороны и предкам динозавров и птиц диапсидам с другой ещё только предстояло выяснить, кто из них прогрессивнее и сильнее. Решающая битва между ними состоится лишь через 30 миллионов лет после катастрофы — уже в триасе.
Двиния
Достойной удивления чертой полуметровой двинии — одного из бесчисленных в перми мелких звероящеров — является, пожалуй, именно то что она «ящер». Концентрация «зверо» в её внешности может меняться в зависимости от реконструкции, но в любом случае слишком велика. Степень «звероподобия» терапсиды, действительно, была обратно пропорциональной размеру. Мелкие быстрее теряли тепло и чтобы снизить издержки обзаводились шерстяным покровом. Крупные же, вероятно, обходились без него. И хотя никто из звероящеров ещё не поддерживал высокую температуру тела постоянно, многие уже могли повышать её при необходимости. Допускается, что некоторые терапсиды насиживали яйца.
Двинозавр
Двинозавр представлял собой крупную двухметровую амфибию, приспособленную к размножению на личиночной стадии. То есть, никогда воду не покидающую. В норме из икры амфибий вылупляются обладающие жабрами головастики, которые затем претерпевают метаморфоз, обзаводятся вместо жабр лёгкими и получают возможность выходить на сушу. Взрослая форма амфибий предназначена для поиска новых водоёмов и расселения. Но двинозавры обитали в крупных, не пересыхающих водоёмах, считали пешие вылазки излишеством, и с жабрами не расставались. В пермском периоде амфибии были самыми сильным существами в пресных водах и переселяться из рек в не интересные конкурентам лужи не спешили.
Джонкерия
Подобно современным млекопитающим терапсиды занимали широчайший спектр экологических ниш, выделяя из своей среды не только хищников всех калибров, но и травоядных. В том числе и крупных травоядных. Имеющая длину 3.5 метра джонкерия может считаться аналогом бегемота. Но с клыками. Звероящеры имели обычай приспосабливать зубы для решения конкретных задач, — и это являлось их главным на тот момент преимуществом, — однако, с главным оружием и лучшим своим украшением они не расставались ни при каких обстоятельствах.
Диметродон
Оборудованный впечатляющим парусом пеликозавр диметродон пользуется заслуженной любовью иллюстраторов. Всегда пользовался. Но как только в прошлом они над ним не издевались! То снабжали его множеством косых парусов (для плавания по воде), то обнажали длинные выступы позвонков, превращая их в направляемые на врага иглы. То украшали мачты муляжами листьев, чтобы ящер смог притворяться кустом… Нет. Парус четырёхметрового диметродона служил для терморегуляции, — как солнечная батарея, позволяющая быстро подогреть кровь на рассвете. Однако, наиболее интересной чертой пеликозавров являлись не паруса, а то что являлись эти ящеры наиболее примитивными синапсидами, ближайшими родственниками терапсид и даже, в определённом смысле, их предками.
Диплоцерас
Полуметровая амфибия диплоцерас в рекламе, можно сказать, не нуждается. Изображения достаточно. И, кстати, зачем дипоцерасу понадобилась голова столь странной формы — толком неизвестно. Установлено лишь, что её ширина постоянно увеличивалась с возрастом. Допускается, что голова могла выполнять функции крыла, создающего подъёмную силу. Амфибия поджидала добычу лежа на дне, а когда совершала бросок, «крыло» позволяло превратить горизонтальный импульс в вертикальный.
...Да, и причём здесь ТОП-5 палеозойских чудовищ? Пермь — последний из периодов палеозоя, а двиния… ну это же субъективно всё: чудовище, не чудовище. Укусить-то могла, во всяком случае. https://zen.yandex.ru/media/id/5dcfb8b4452197271c9be3ae/top5-chudovisc-paleozoiskoi-ery-5f1ebb93b27fa36ca6840477 Пять самых интересных животных пермской эпохи
Даже на фоне многообразия альтернативных представлений о физической реальности «теория расширяющейся Земли» выделяется какой-то особенной неадекватностью и злостностью противоречия известным фактам (как и всякое остывающее тело, Земля, вообще-то, сжимается). Однако, был в истории нашей планеты период, когда суша образовывала сплошную, не разделённую океанами массу. В перми континенты столкнулись, образовав сверхконтинент Пангею. И в настоящий момент следами встречных ударов материковых плит в ту эпоху остаются древние горы. Такие, как Урал. В предгорьях которого и сделана большая часть находок.
Единственным в перми был и океан. Единственным, запредельно огромным, и большей частью безжизненным. Зоны за пределами обмелевшего из-за оледенения шельфа оставались ещё не заселёнными. Впечатление запустения усугубляли и острова. Даже в благоприятной климатической зоне на них, кроме растений, можно было найти в лучшем случае насекомых. Заселять острова было некому. Амфибии не терпели солёной воды. Рептилии ещё не вернулись в море, чтобы преодолеть его вплавь. А способных перелетать проливы птиц просто не существовало.
Иностранцевия
Иностранцевия являлась одним из самых крупных (3.5 метра в длину) и грозных звероящеров, сочетавших изрядную силу со вполне достойной подвижностью. И отличным вооружением — 15 сантиметровыми клыками. И если о самих зверозаврах в предыдущих статьях «пермской» серии сказано уже много, то на клыках стоит остановиться. Ведь, сабельные клыки — штука опасная для самого охотника. Длинный зуб может застрять, вонзившись в кость жертвы, и хорошо ещё если в такой ситуации хватит сил сломать его… Но как потом охотиться без клыка?.. Однако, тут всё было продумано. Саблезубость проблем звероящерам не доставляла. Застрявший зуб легко выдёргивался, а на его месте вырастал новый. Часто звероящеры имели два комплекта клыков: в случае потери передней, задняя пара сдвигалась на её место. Боеспособность терапсиды при потере клыка, конечно, падала, но не стоит забывать, что животные эти, всё-таки, были куда больше ящерами, чем «зверо». Пищи им требовалось меньше, и подождать, пока зубы отрастут, они могли.
Казея
Из всех позвоночных перми казеиды, пожалуй, выделялись наиболее странной внешностью: кривые, но мощные ноги, уродливо раздутое туловище, слишком маленькая голова… С головой, на самом деле, у них всё было в порядке. Слишком маленькой она кажется именно в сравнении с бочковидным телом. Причина же особенностей сложения заключалась в примитивности решений в области пищеварения. Внутренний объём заполнял безмерно длинный кишечник, позволяющий извлечь из растительной массы максимум питательных веществ, обойтись минимальным количеством пищи и выжить там, где другие сравнительно крупные четвероногие (длина казеид составляла от 1 до 3 метров) селиться не станут. Любопытно также, что принадлежали эти ящеры к отряду пеликозавров и, таким образом, являлись родственниками терапсид.
Камакопс
Лягушек сейчас можно найти не только в болоте, но и в пустыне. В перми дела обстояли также. Мир амфибий, «полуамфибий» рептиломорфов и ещё даже более близких к амфибиям по многим признакам терапсид был очень тесно связан с водой. Что приводило к постыдной давке в тех немногих местах, где она имелась в достатке (период был очень засушливым). И именно амфибии, как наиболее примитивные из наземных позвоночных, страдали в такой ситуации сильнее всего. Разумеется, они искали выход. Камакопс представлял собой сухопутную и, возможно, даже пустынную амфибию, дышащую исключительно лёгкими и посещавшую водоёмы лишь для размножения. Остальное время это защищённое панцирем 120-сантиметровое существо ползало там, где опасные хищники появляться избегали.
Кампилоцефал
Реки о озёра пермского периода таили в себе массу сюрпризов. И кампилоцефал, наверно, являлся самым неприятным из них. Ещё в карбоне, ракоскорпионы сдали моллюскам и позвоночным море, но вымирать не спешили, а отступили в мелкие, тесные и нестабильные пресные воды. В отличие от акул и аммонитов меростомовые могли перемещаться по суше и не боялись оказаться на мели. Реки пермской эпохи просто кишели амфибиями, но… Даже измельчавшие ракоскорпионы всё ещё были велики — до 140 сантиметров в длину. Лабиринтодонты с вооружённым хелицерами и жалом чудовищами связываться избегали. Сами же членистоногие, впрочем, помышляли уже только об обороне. Питались кампилоцефалы мелкими донными животными.
Каренит
Каренит — полуметровая «выдра» пермской эпохи. Жил этот мелкий хищник на берегах водоёмов и охотился в двух средах. В предыдущих статьях было уже упомянуто много небольших терапсид. И данный экземпляр здесь как отличная иллюстрация того, что за их мимимишной внешностью, звероподобность которой возрастает от реконструкции к реконструкции, кроется двойное дно. Да. Пермские зверозавры, видимо, очень походили на млекопитающих. Внешне. Но под шкурой на спине каренита скрывались пластины рогового панциря. А слышал он — нижней челюстью. У терапсид ещё не было ушей в привычном понимании. https://zen.yandex.ru/media/id/5dcfb8b4452197271c9be3ae/desiat-samyh-interesnyh-jivotnyh-permskoi-epohi-5f239fd93f701e6126f8268e ТОП-5 самых удивительных существ пермской эпохи
В пермский (299-262 миллиона лет назад) период столкновение материковых плит привело к объединению всей суши в суперконтинент Пангею. Подобно современной Америке вытянута Пангея была с севера на юг и, в силу своей огромности, простиралась от полюса до полюса. Климат перми был холодным, и в высоких широтах континент скрывался под ледниковыми щитами, умеренные же были заняты пустынями. Причём, причиной опустынивания являлся даже не столько дефицит осадков, сколько отсутствие деревьев способных переносить недостаток тепла и влаги.
Однако, эта проблема постепенно решалась. В пермский период на смену капризным гигантским папоротникам стали приходить сохранившиеся до наших дней гингковые, а также «протохвойные» войновскиевые деревья. По мере того, как атмосфера заново наполнялась углекислотой, парниковый эффект восстанавливался и оледенение отступало, в конце перми стала быстро увеличиваться и обитаемая часть суши.
Клаудиозавр
Клаудиозавр является одной из наиболее ранних рептилий, рискнувших покинуть сушу и вернуться к истокам — в водную среду. Причём, в морскую, чтобы избежать конкуренции со стороны амфибий. Попытка его была первой, и потому робкой. Приспособления к плаванию, вероятно, ограничивались перепонками между пальцев. Питался 60-сантметровый «завр» водорослями. При угрозе же со стороны морских обитателей он просто выбирался на камни. Тем не менее, начало пути ведущего к ихтиозаврам и величественным плиозаврам было положено. Принадлежал же первопроходец к подклассу диапсид — «истинных рептилий» — тогда ещё молодому, теряющемуся в густой тени рептиломорфов и терапсид, а потому склонному к смелым экспериментам.
Ксенакант
Слово «акула» плотно ассоциируется с опасностью. С крупным морским хищником. Вроде, мегалодона. Конечно, сейчас есть и мелкие акулы, и мирно цедящие планктон китовые, но исключения лишь подтверждают правило: призвание акул хищничество. Даже китообразные смогли лишь потеснить хрящевых рыб на этой нише… Однако, так не всегда было. В прошлом, когда акулы действительно владели океаном, им приходилось брать на себя и малопрестижную работу, так как переложить её было не на кого. Ксенаканты, длина которых не превышала 1 метра, некогда населяли, как моря, так и реки. Питались они ракообразными и, возможно, совсем уж мелкими плавающими позвоночными. Сами боялись всех, а опасность если и представляли, то лишь благодаря торчащему из затылка шипу. Есть подозрения, что он был отравлен.
Лантанолания
На первый взгляд диапсида лантанолания — просто ящерица. Но если присмотреться, то… это действительно, просто ящерица. Настоящая ящерица. Совершенное, законченное существо. Гениальная конструкция, не устаревающая уже третью сотню миллионов лет, ибо идеально отвечающая назначению: принимать на камнях солнечные ванны и поедать мелких беспозвоночных. Она так хороша в своём роде, что улучшить её просто нельзя. И это действительно предок современных чешуйчатых.
Лизороф
Для современных чешуйчатых отказ от ног оказался ценной находкой. И в настоящий момент змеи являются более успешной ветвью, чем ящерицы. Посещали подобные мысли и земноводных. В результате в юре появилась их безногая разновидность — червяги. Но это была уже вторая попытка. Отказавшись от вылазок на сушу 30-сантиметровые пермские амфибии лизорофы научились обходиться и без ног, превратившихся в малополезные рудименты. Причём, сам факт их сохранения свидетельствует, что на берег лизорофы без крайней необходимости не вылезали — разве что, водоём пересыхал. При передвижении ползком по суше хрупкие конечности легко могли быть повреждены.
Мегановропсис
Появившиеся в каменноугольном периоде гигантские стрекозы в перми продолжали процветать. Размах крыльев мегановропсиса превышал 70 сантиметров, а длина тела — 43 сантиметра. Такие дела... Часто можно услышать, что гигантизм насекомых в карбоне был связан с высоким содержанием кислорода в атмосфере… Но нет, не был. Во всяком случае, снижение в перми концентрации кислорода до современного, а затем и до более низкого уровня, никак на размерах стрекоз не сказалось. Ведь позвоночные всё ещё не взлетели, и воздух по прежнему принадлежал насекомым. Стрекозы боролись между собой за господство в небе, и побеждал в этом состязании более крупный вид. Лишь после появления летающих ящеров крупный вид членистоногих превратится просто в крупную цель. По-этому, новое увеличение концентрации кислорода в юре к увеличению размеров насекомых уже не приведёт.
>>>> СЛЕДУЮЩАЯ ПЯТЁРКА >>>> https://zen.yandex.ru/media/id/5dcfb8b4452197271c9be3ae/top10-samyh-udivitelnyh-suscestv-permskoi-epohi-5f26796de0c3a01da2e4147d