Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Если бы Голда была Биби, египтяне были бы в Тель-Авиве

D607-006 David_Elazar_War_Room_1973_Shlomo_Arad
Если бы Голда была Биби, египтяне были бы в Тель-Авиве.
Эпидемия коронавируса, самый острый кризис, переживаемый Израилем с 1973 года, неизбежно наводит на воспоминания о Войне Судного дня. В газетах и на интернет-сайтах, на радио и на телевидении в последние дни активно обсуждались упущения тогдашнего руководства и промахи наших нынешних лидеров. Многие сравнивают Голду и Биби, предупреждения разведки, высокомерно отвергнутые в 1973 году, и предостережения специалистов, столь же высокомерно игнорируемые сегодня. Как и в дни Войны Судного дня, заносчивость лидеров чревата катастрофой.
Если бы израильское руководство в 1973 году вело себя, как нынешнее, и если бы ЦАХАЛ действовал тогда, как нынешняя система «борьбы» с эпидемией, сирийцы не остановились бы на Голанских высотах, а дошли до Хайфы. И египтяне не завязли бы на Синайском полуострове, а были в Тель-Авиве. Поэтому, чтобы быть справедливыми по отношению к тогдашним лидерам и солдатам ЦАХАЛа, нужно помнить о следующем.
Ситуация, сложившаяся в 1973 году, стала следствием точечного провала  разведки. Как свидетельствуют выводы комиссии Аграната и рассекреченные недавно документы, начальник разведуправления генштаба Эли Заира ввел в заблуждение руководство страны. Он дал указание не задействовать особые средства сбора информации, которые должны были предостеречь о надвигающейся войне, но никому об этом не сообщил.
На что это похоже? Как если бы в наши дни профессор Гамзу поставлял лидерам страны ложную информацию, чтобы успокоить их, уверяя, что ситуация находится под контролем. В 1973 году Голда и Даян на основании намеренно искаженной картины происходящего пришли к выводу, что опасность  войны не столь уж велика. Когда утром накануне войны Даян спросил Заиру, не поступают ли по особому каналу связи тревожные сведения, тот ответил отрицательно. Хотя прекрасно знал, что по закрытому каналу никаких сведений поступить не может. Но Даян и все остальные успокоились.

Вопреки расхожим слухам, руководство страны в те дни вовсе не было беззаботным. Оно готовилось к войне на основании имевшейся в его распоряжении информации. Протоколы заседания правительства свидетельствуют о том, что Голда воспринимала угрозу гораздо серьезнее, чем начальник военной разведки. Давид («Дадо») Элазар, начальник генштаба, уже накануне начала войны привел регулярную армию в состояние повышенной боевой готовности и начал готовиться к мобилизации резервистов, хотя Заира утверждал, что вероятность войны «ниже низкой».
Важно также помнить о роли, которую сыграли лидеры страны, в первую очередь Голда и Дадо, после начала боевых действий. Голда, которой пришлось пережить куда больше, чем любому из нынешних наших руководителей  (и погромы в детские годы, и тяжелые дни Войны за Независимость) вовсе не была «старушкой на кухне». Она умела задавать трудные вопросы и принимать верные решения. Уже на второй день войны она поняла, что не может полностью доверять Даяну и стала полагаться, в основном, на Дадо.
Дадо был одним из величайших полководцев в истории Израиля. В те дни он действовал безупречно. Сразу же после того, как было получено предупреждение о надвигающейся войне, Дадо стал настаивать на мобилизации резервистов, и перебросил на север резерв генштаба – 146-ю дивизию, которая спасла Голанские высоты.  После 8 октября он принял стратегически грамотное решение, что сначала нужно вывести из войны сирийцев и уже затем – египтян. Верным оказалось и другое его решение – сначала добить египетскую армию на Синайском полуострове и только затем форсировать Суэцкий канал. Таким образом, Дадо обеспечил успех этой операции и спас жизни многих израильских солдат.
Но самое главное – это дух Дадо. Те, кто читал стенограммы заседаний генштаба, не могли не отметить его спокойствие, логическое мышление, позитивную атмосферу, которую он создавал даже в самые трудные часы. Его могучий дух не был сломлен даже тогда, когда Даян заговорил о близящемся крахе Третьего храма. Дадо не пытался никому понравиться, он делал то, что считал нужным. Генералам, соглашавшимся с его мнением, он говорил: «Не объясняйте мне, почему я прав. Скажите, в чем я ошибаюсь». Вы знаете кого-то из нынешних лидеров, способного произнести подобную фразу?

И над всем этим возвышается ЦАХАЛ образца 1973 года – лучшая армия, которая была когда-либо у Израиля. Боевая дружина во главе с опытными командирами, готовившаяся к возможной войне и оказавшаяся готовой к ней. Да, мы верили в армию, потому что было в кого верить. Ни одна армия в современной истории не восстанавливалась так быстро после внезапного удара и не переходила в завершившуюся разгромом противника контратаку. Если бы наша эпидемиологическая система действовала так, как ЦАХАЛ в 1973 году, мы уже сейчас сидели бы в уличных ресторанчиках и потягивали пиво, как обещал нам Нетаниягу.
В исторических параллелях нет ничего дурного, но следует проводить их, ознакомившись с фактами, а не на основании досужих домыслов. Не грех воздать должное людям, которые, как гласит народная молва, несут ответственность за тогдашний провал. Сравнивать их с нашими нынешними лидерами, и, в особенности, с Нетаниягу – вопиющая несправедливость. Для Нетаниягу – это комплимент, который он никак не заслужил.
Ури Бар-Йосеф, «ХаАрец», Б.Е. На снимке: Война Судного дня, обсуждение ситуации в штабе южного округа на Синае. Фото: Шломо Арад˜  https://detaly.co.il/esli-by-golda-byla-bibi-egiptyane-byli-by-v-tel-avive/
Tags: История, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments