
Закрытие дела об акциях Нетаниягу узаконивает коррупцию.
С премьер-министром Биньямином Нетаниягу произошло экономическое чудо в рамках сделки с акциями, которые он приобрел около 13 лет назад. Предприятие SeaDrift в Техасе контролировал его кузен Натан Миликовский.
Предприятие было в упадке, продажи падали, и оно из прибыльного превратилось в убыточное, а Нетаниягу заработал на этих акциях 600 процентов (разница между покупной ценой и ценой продажи). В конце 2010 года он продал акции завода, согласно его собственным отчетам госконтролеру, в семь раз дороже. Купил за 600 тысяч долларов, а продал за 4,4 млн долларов.
Это чудо - не случайность, а продуманный и спланированный результат при определении покупной цены. После взрыва этой скандальной истории в израильских СМИ мы показали в целой серии статей в TheMarker, что Нетаниягу купил эти акции по цене с 90-процентной скидкой. Такой вывод напрашивается, если сравнить эту сделку с другой покупкой акций, которая произошла через три месяца после инвестиций Нетаниягу. Иными словами, в день покупки акций Нетаниягу получил от Миликовского подарок стоимостью в миллионы долларов.
Как выяснилось за последние полтора года, экономические отношения между кузенами включали огромные денежные потоки, которые всегда текли от Миликовского к Нетаниягу и его семье. Они включали ссуду в размере 200 тысяч долларов, которую американский кузен дал дочери Нетаниягу от первого брака Ноа Рот. По поводу этой ссуды вообще непонятно, была ли она возвращена.
Частая передача конвертов с наличными Нетаниягу и его семье каждые несколько недель в течение многих лет. Пожертвования в десятки тысяч шекелей организациям, которые Нетаниягу хотел поощрить. И щедрое пожертвование в размере 300 тысяч долларов для финансирования правовой защиты Нетаниягу в 2019 году. Это пожертвование было сделано без одобрения комиссии по разрешениям при госконтролере. Миликовский готов увеличить размер юридического финансирования до миллиона долларов, если комиссия по разрешениям даст добро.
Задумайтесь на минутку, знаете ли вы человека, каким бы богатым он ни был, который готов отдать десятую, даже сотую часть указанных сумм своему кузену просто так. Знаете ли вы примеры столь щедрой любви к родственнику? Другие кузены Миликовского знают точный ответ на этот вопрос: они никогда не видели от него ломаного гроша.
На днях 11 и 13 телеканалы сообщили о намерении юридического советника правительства Авихая Мандельблита закрыть дело Миликовского. «Нет мяса», – цитирует причину решения 13 канал. Получение более 18 млн шекелей премьер-министром Израиля - это не «мясо». После этой публикации минюст захлопнул ставни. Они не готовы комментировать эти публикации.
Закон для Миликовского, как закон для Таланского
Одновременные и очень схожие публикации сразу на двух каналах могут означать, что это - пробный шар. Похоже, кто-то из верхушки минюста хочет «измерить температуру воды». Посмотреть, как отреагирует общественность и СМИ на возможность закрытия дела. Именно поэтому реакция средств массовой информации, академических кругов и юридического сообщества будет иметь значение для конечного результата. Пришло время привести факты. «Экономическое чудо» Нетаниягу не должно сопровождаться «юридическим чудом», совершенным Мандельблитом.
Около 12 лет назад бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт был вынужден уйти в отставку из-за конвертов с наличными, которые он получал от бизнесмена Моше (Морриса) Таланского. Истории Таланского и Миликовского очень похожи. В обоих случаях был обнаружен механизм перекачки денег в карман премьер-министра, и не совсем понятно, что за этим стоит. В то время в Израиле были юридический советник правительства Мени Мазуз и генпрокурор Моше Ладор, которые не согласились смириться с тем, что «милый дядюшка» из Америки просто так носит деньги премьер-министру. Хотя они не знали, чего Таланский хотел добиться этими конвертами.
Мазуз и Ладор построили правовую конструкцию, которая делает отказ сообщить о получении средств госконтролеру, как того требует закон, преступлением, связанным с получением благ обманным путем при отягчающих обстоятельствах. В конце концов, суд принял их доводы и признал Ольмерта виновным на основании этой юридической конструкции. Трудно себе представить, какой была бы судьба Ольмерта, если бы ему повезло немного больше, и перед ним был бы нерешительный Мандельблит.
Закон для Таланского должен быть таким же, как закон для Миликовского. Если в деле Таланского было «мясо», в деле Миликовского «мяса» намного больше. На порядок больше. В деле Таланского несколько сотен тысяч долларов в конвертах перешли Ольмерту и его людям. В деле Миликовского еще до начала расследования (если таковое имело место) есть недвусмысленные доказательства того, что с 2007 года в карман Нетаниягу и его семьи от щедрого кузена перетекла гигантская сумма в размере не менее 18 млн шекелей. Нельзя мириться с решением простить такие суммы, которые поступают к народному избраннику, и уж тем более премьер-министру.
Сходство между делами Таланского и Миликовского также является инструментом, с помощью которого должно быть опровергнуто заявление о сроке давности, о чем время от времени мы слышим от телеканала «Кан 11». Получение благ обманным путем при отягчающих обстоятельствах – преступление, за которое Ольмерт был осужден, является уголовным правонарушением, чей срок давности истекает через десять лет. Десять лет еще не прошли с момента приобретения акций в 2010 году. Последнее получение конвертов с наличными произошло совсем недавно – примерно в 2017 году. А деньги на оплату адвокатских услуг были выплачены без надлежащего разрешения в 2019 году.
Определенно это все не устарело. Если существовал реальный страх истечения срока давности, можно было задаться вопросом, почему Мандельблит потратил впустую последние полтора года и не приказал немедленно возбудить дело? Тем не менее, как уже сказано выше, срок давности не является препятствием для расследования.
Те, кто сообщает прессе о сроке давности, являются еще одним доказательством краха нашей системы правосудия, которая находится под постоянными атаками Нетаниягу и его волкодавов. Во всех телестудиях они не перестают лить грязь на правоохранительные органы и верхушку министерства юстиции.
По всей видимости, к рассмотрению может быть принят тот факт, что у Нетаниягу уже есть три уголовных дела, которые переросли в обвинительное заключение. В прошлом приводился аргумент, что, если системе правосудия удастся выстоять самостоятельно и обеспечить проведение судебного разбирательства по этим трем делам, этого будет достаточно. Это, конечно, ошибка, потому что отказ от расследования денежных потоков от Миликовского в карман Нетаниягу стимулирует новые обвинения в адрес правоохранительной системы. Ведь для Нетаниягу и его клики это будет доказательством того, что их агрессия приносит свои плоды.
Но суть решения о закрытии дела касается не только Нетаниягу. Это означает закрепление нормы, которая останется с нами на долгие годы, возможно, даже после Нетаниягу. Неспособность расследовать денежные потоки от Миликовского к Нетаниягу откроет путь для более изощренной коррупции и отмывания взяток, а также запрещенных пожертвований выборными должностными лицами.
Если избранному должностному лицу разрешено получать столь огромные суммы от своего кузена, не вызывая подозрений у правоохранительной системы, это станет постоянной практикой. Отныне каждый мэр, депутат или министр будет искать своего Миликовского. Каждый кузен станет кошельком, каждый шурин будет отмывать деньги. Этот патент будет зарегистрирован на имя Мандельблита. То же самое относится к имени любого, кто приложит руку к коррумпированному решению о закрытии дела Миликовского, включая верхушку министерства юстиции.
Гур Мегидо, «ХаАрец», Ц.З. Фото: Офер Вакнин˜ https://detaly.co.il/zakrytie-dela-ob-aktsiyah-netaniyagu-razreshaet-korruptsiyu/