Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Автономия ультраортодоксов зашаталась, но правительство ее укрепило

AP Photo/Oded BaliltyAP Photo/Oded Balilty.
Автономия ультраортодоксов зашаталась, но правительство ее укрепило.
Израиль дважды прошел беспрецедентную ситуацию тотального карантина. Экономика страны подорвана, более миллиона человек - безработные. Средний класс - в кризисе, угрожающем его существованию, и около 70 тысяч предпринимателей и частников навсегда закрыли дело своей жизни.

Израиль платит самую высокую цену в своей истории за сохранение коалиции. Этот карантин – следствие неспособности правительства ввести политику «светофора», изолировав «красные» города с преобладающим ультраортодоксальным населением. Это - самая высокая цена, которую коалиция когда-либо платила ультраортодоксальным партиям.

Коронакризис – это общенациональный вызов, который мог стать катализатором социальных процессов, переформирующих секторальные отношения в израильском обществе. И действительно, поскольку вирус не имеет каких-либо гендерных, секторальных или географических предпочтений, мобилизация общества привела к сплочению граждан накануне Песаха.
В конце апреля этого года обсуждалась возможность создания модели альтернативной гражданской национальной службы. Эта модель должна была устранить противоречия, вызываемые настойчивым и чрезмерным требованиям применения модели «воинской службы для всех». Гражданская национальная служба – это «входной билет» в израильское общество и на рынок труда для арабских и ультраортодоксальных граждан через работу в волонтерских и общественных организациях.

Арабские граждане Израиля, особенно молодые, увидели в кризисе возможность объединения с израильским обществом и углубления интеграционных процессов. Однако именно такое развитие событий поставило под угрозу автономию ультраортодоксального сектора. Автономия ультраортодоксов – это не обязательно вопрос идеологии; это борьба за лидерство, контроль, централизацию, влияние и деньги – большие деньги.
Медленные, но важные процессы социальных изменений, которые переживает ультраортодоксальный сектор, знакомы раввинам и всем, кто исполняет те или иные обязанности в религиозных «дворах» и йешивах. Эпидемия усилила эти процессы, угрожая подорвать сами основы сектора.
«Героический» вход солдат Службы тыла в Бней-Брак и ультраортодоксальные кварталы Иерусалима ознаменовал прорыв последней линии обороны ультраортодоксальной общины. То, что справедливо выглядело, как теплый прием в ходе встречи с передовой линией сионистского государства, было воспринято в дворах хасидских «адморов» как опасность.
Отношения между ультраортодоксальным обществом и государством почти столь же сложны, как и тысяча оттенков, которые характеризуют само ультраортодоксальное общество. Однако религиозное ультраортодоксальное руководство никогда не стремилось к интеграции.

В Израиле фактически существует автономия ультраортодоксального сектора, где в правовом отношении действуют законы Галахи, а экономика основана на тесных связях с государством. Причем «торговый баланс» между ультраортодоксальной автономией и центром идет в ущерб государству по всем параметрам. Успешная интеграция ультраортодоксальных женщин на рынке труда и медленная интеграция мужчин не меняют баланс кардинально.
Государство предоставляет пособия, инфраструктуру, лекарства, а остальным управляет автономия. Политическая деятельность, особенно со стороны ашкеназской части сообщества, призвана обеспечить торгово-экономические отношения. Когда Яаков (Янки) Каневский, внук известного духовного авторитета, раввина Хаима Каневского, от его имени обратился к общине и прямо призвал к нарушению правил минздрава об изоляции, природа битвы за ультраортодоксальную автономию в ходе коронакризиса стала ясна.
Ее цель – прояснить, кому принадлежит власть в ультраортодоксальной автономии. В этом суть: влияние и распределение денег. Послушание важно для обозначения статуса: статус дает влияние – влияние дает деньги.
Кризис лидерства и раскол на ультраортодоксальной улице тоже сказываются на ситуации. Ослабление и разногласия в лагере хасидизма, усиление влияния «литваков» и их партии «Знамя Торы» среди ультраортодоксов приводят к тому, что каждый «адмор» стремится к радикальным действиям, которые обеспечат его лидерство.

Но никто не осмеливается подвергать сомнению галахический статус раввина Каневского, и он остается главным авторитетом в эпоху, когда нет раввинов столь высокого статуса среди ультраортодоксов-хасидов и сефардов.
За дымовой завесой продолжается медленный, длительный и глубокий процесс разочарования. Эпидемия нанесла тяжелый урон ультраортодоксальному обществу. Ущерб был нанесен почти каждому дому и улице. Имена погибших от вируса известны, он не щадит никого, ни раввинов, ни «адморов».
Кризис лидерства еще проявит себя, и обсуждение будущего ультраортодоксальной автономии неизбежно возобновится.
Лиор Хорев, Walla, В.П. AP Photo/Oded Balilty˜  https://detaly.co.il/avtonomiya-ultraortodoksov-zashatalas-a-pravitelstvo-ee-podpiraet/
Tags: Аналитика и публицистика, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments