Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Обман во спасение: портной из Нальчика спас тысячи евреев от верной гибели

Shabaev_www_22
Обман во спасение: портной из Нальчика спас тысячи евреев от верной гибели
Проект Проект "Еврейские герои".
Во время Второй мировой войны в Нальчике случилось настоящее пуримское чудо: один человек с помощью переодеваний, песен и плясок смог спасти от смерти несколько тысяч джухури - горских евреев. Этого человека звали Маркел Шабаев, и он был самым известным в Нальчике портным.


В 1907 году в Нальчике у местного портного Авигадула Шабаева и его жены Дарьи Исаевич родился сын Маркел. Семья Шабаевых была одной из самых уважаемых не только в Еврейской Колонке (так в народе называли тогда район Нальчика, где жили горские евреи), но и во всем городе: Авигадул шил лучшие в Нальчике каракулевые шапки - традиционный головной убор местных джигитов.
Воспитанием детей занималась мать - Дарья Нахшумовна. Она была родом из Грозного, где особенно строго относились к соблюдению еврейских обычаев. Дети получили традиционное еврейское воспитание, но также изучали науки и искусства. Старшая сестра Маркела стала первой женщиной-геологом на всем Северном Кавказе, а сам Маркел с детства проявлял потрясающие способности к творчеству: прекрасно рисовал, танцевал, брал уроки игры на скрипке и сочинял стихи на нескольких языках.
В 1929 году талантливый молодой человек возглавил агитбригаду. Агитбригада Шабаева имела интересную специфику – она состояла из горских евреев и должна была популяризировать еврейское народное творчество. Советское государство активно занималось “культурным строительством” и проводило политику “коренизации” – поощрения малых народов, посему инициатива Шабаева попала в общую струю. Внутри бригады действовали три студии: театральная, хореографическая и музыкальная. Песен на татском языке хватало, а вот пьес почти не было – поэтому Маркел сочинил свою собственную под названием «Рабы Багдада» – нечто невероятное по тем временам!

Очень скоро молодые евреи стали участниками Кабардино-Балкарских областных, Северо-Кавказских краевых и Всесоюзных олимпиад (так тогда называли смотры художественной самодеятельности). Они прославились на весь Кавказ. А в 1934 году у коллектива появился профессиональный танцевальный ансамбль “Кабардинка”, который существует до сих пор.
Шабаева, скорее всего, ждало большое театральное будущее, но в 1935 году скончался его отец, Авигадул, и забота о большой семье легла на плечи молодого человека. Пришлось оставить надежды на дальнейшую учебу и занятия творчеством. Как старший мужчина в большой горской семье, Шабаев был вынужден вернуться к семейному ремеслу - пошиву “кабардинок”. Заодно, помимо папах, он быстро овладел искусством кройки и шитья мужских костюмов. Местным начальникам на работе давали отрезы тканей - и они несли их молодому портному: модные костюмы, как у больших начальников в столице, в Нальчике умел шить только он.
Агитбригада Шабаева. Фото из личного архива.
С началом Великой отечественной войны Маркела Шабаева, как и большинство местных мужчин, призвали в Красную армию. Летом 1942 года, находясь в районе Сталинграда, красноармеец Шабаев получил приказ раздобыть для подразделения брезент. Доложив командиру, что в Моздоке была брезентовая фабрика, он получил в свое распоряжение грузовик и документ для моздокского военкомата.

Путь в Моздок лежал через город Прохладный, который находился всего в 60 км от Нальчика. Сделав небольшой крюк, Шабаев заночевал дома. Но утром дорогу в Прохладный неожиданно закрыли – немцы перешли в наступление. Так и пришлось Маркелу остаться в прифронтовом Нальчике вместе с семьей.
В конце октября 1942 года в город вошли немецкие и румынские части, и над евреями Нальчика нависла угроза смерти. Впрочем, они пребывали в неведении - опасность положения осознавал только Маркел Шабаев. Побывав в армии, он прекрасно знал, какая участь ожидала его народ - через линию фронта просачивались сведения о зверствах гитлеровцев по отношению к евреям. Ему самому угрожала еще большая опасность: пленных красноармейцев-евреев даже не отправляли в лагеря, а убивали на месте.
Вместе с вермахтом в город вошли части СС и СД, занимавшиеся "окончательным решением еврейского вопроса". По приказу командира айнзатцгруппы D, группенфюрера Вальтера Биркампа всем евреям было предписано зарегистрироваться и носить опознавательный знак - желтый магендавид. Горские евреи саботировали этот приказ: носить какие-то метки - неслыханное унижение для кавказца! Но немцы, прекрасно осведомленные о наличии в Нальчике коренного еврейского населения, решили добиться своих целей другим путем: в середине ноября 1942 года они приказали всем без исключения евреям собраться утром у здания комендатуры. Повод был выбран самый незначительный – будущие жертвы не должны были заподозрить, что им грозит.
В это время в доме у Шабаева находился на постое немецкий офицер. Он по секрету сообщил хозяину о планах эсэсовцев, и о том, что на Шабаевых получен донос – одна из соседок сообщила, что они - евреи. “Будь начеку, Маркел! – предупредил его немец, который к тому же неплохо говорил по-русски.
Маркел Шабаев. Фото из личного архива.
Маркел Шабаев с родственниками за ночь обошли почти всех жителей Еврейской Колонки, предупреждая их об опасности и упрашивая не идти к комендатуре. В итоге утром у здания собралось только несколько десятков еврейских беженцев из других районов, и три семьи горских евреев, решивших все же явится на сборный пункт. Их всех расстреляли.
Столь малое число убитых евреев не удовлетворило эсэсовцев. Разобраться, кто здесь кабардинец, кто - тат, кто - балкарец, а кто - горский еврей, немцам было сложно. Но они рассчитывали со временем выявить и уничтожить все еврейское население Нальчика.
Нужно было действовать быстро и решительно. Шабаев обратился за поддержкой к братьям-кавказцам. В Нальчике немцы создали «Представительство интересов Кабардино-Балкарии» под руководством бывшего советского адвоката из знатного рода Салима Шадова – таким образом, немцы надеялись завоевать симпатии местного населения.
Шадов был знаком Шабаеву по театральным временам. Придя в представительство во главе делегации горских старейшин, Шабаев сообщил Шадову о планах немцев. Салим Шадов срочно связался с командующим группой войск «А» на Кавказе, генерал-фельдмаршалом Эвальдом фон Клейстом, который подтвердил, что СС и СД готовятся к уничтожению горских евреев в Нальчике и окрестных населенных пунктах. Операцией должен был заниматься оберштурмбаннфюрер СС Алоис Пештерер: в конце декабря 1942 года он обратился к коменданту Нальчика, командиру собранного из местного населения батальона «Бергман» - Теодору Оберлендеру с просьбой выделить роту солдат для помощи в расстреле 2000 горских евреев.
Тогда Шадов придумал следующее: по его настоянию в Нальчик в качестве эксперта-этнографа был отправлен обрусевший немец Николай Поппе, ученый и этнограф. Его помощником был назначен специалист по Кавказу профессор Дитерс из Боннского университета. Ознакомившись с материалами, Поппе составил меморандум, что, несмотря на иудаизм, горские евреи по своему происхождению - не евреи, а таты - иранцы, принявшие еврейскую религию, близкие родственники татов-мусульман. Обычные горцы - каких народов только нет на Северном Кавказе!
Оберлендер, не заинтересованный портить отношения с местным населением, отнесся к меморандуму положительно и предложил эсэсовцам не спешить с казнями, а для начала совершить инспекционную поездку в Еврейскую Колонку.
Принять эсэсовцев в своем доме и познакомить их с местным населением должен был Маркел Шабаев.
Ни к одному спектаклю он не готовился так основательно, как к этому визиту, от которого зависела жизнь его самого, его семьи, всех родственников и друзей! За несколько дней его стараниями Еврейская Колонка превратилась в образцово-показательный музей этнографии Северного Кавказа. Из домов вынесли всю европейскую мебель. Свитки Торы спрятали на кладбище. Евреев обрядили в кабардинские национальные костюмы. Старики в кабардинских папахах, сшитых Маркелом, выглядели настоящими аксакалами. Как тут не вспомнить Пурим – еврейский праздник с переодеваниями!
«Дорогих гостей» принимали с кавказским гостеприимством. Вино текло рекой, стол ломился от национальных яств. Ансамбль песни и пляски под руководством хозяина исполнял кавказские танцы. После ужина подвыпивших немцев повели на экскурсию по еврейским домам, в которых уже не осталось ничего еврейского, кроме самих евреев.
Оберфюрер СС Вальтер Биркамп и оберштурмбаннфюрер СС Алоис Пештерер были в восторге и вынесли общее решение: жители Еврейской Колонки – таты, они просто не могут быть евреями! Пештерер даже проявил некоторую снисходительность: "Нас не интересует их забавная религия. Если они хотят быть иудеями по религии, нам все равно. Расовые евреи — вот против кого мы выступаем".
На следующий день, 26 декабря 1942 года, рейхминистр оккупированных восточных территорий и один из главных палачей еврейского народа Альфред Розенберг получил отчет от Биркампа. Горских евреев решили не трогать. Более того, Маркелу Шабаеву, настоящему арийцу и другу Германии, было доверено создание «Национального совета татов» и дано ответственное задание: собрать в Колонке постельные принадлежности, теплые вещи, кухонную утварь для нужд оккупационных войск.
Еврейская Колонка вздохнула с облегчением….
Шла война. Жизнь в Нальчике оставалась сложной. Немцы требовали хлеба и зрелищ – приходилось им всячески угождать. Их союзники-румыны бродили по улицам и забирали у жителей все, что попадалось под руку. Шабаев не терял присутствия духа и чувства юмора: однажды, взяв у какого-то важного немецкого начальника на подшив шинель, он повесил ее в сени. Румынские мародеры, открыв двери и увидев внушавшего ужас орла, испуганно пятились на улицу…
Нальчик был освобожден советскими войсками 4 января 1943 года. После этого Шабаевым занялся СМЕРШ – его арестовали за связи с оккупантами. Но быстро освободили: помогло письмо горских евреев, отправленное на имя то ли Сталина, то ли Молотова… Особая инспекция Министерства внутренних дел республики в 1955 году пришла к окончательному выводу о невиновности знаменитого «горца».
До конца своих дней в 1978 году Шабаев был уважаемым членом горской общины. Он не только шил одежду всему городу, но и рисовал карикатуры, которые посылал в журнал “Крокодил”. Не расставался с музыкой и танцами. Ни одна свадьба не проходила без Шабаева, который порой сам возвращался домой голодным - так веселил гостей, что не хватало времени на угощения!
И сегодня, празднуя Пурим, горские евреи Нальчика вспоминают не только царицу Эстер, но и Маркела Шабаева, который спас их народ в 1942 году.
"Детали" - в сотрудничестве с проектом «Еврейские герои». https://detaly.co.il/spektakl-s-pereodevaniem-kotoryj-spas-tysyachi-chelovek-ot-vernoj-gibeli/
Tags: Антисемитизм, Биографии, История, Люди и этносы, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments