
Век профсоюзного движения в Израиле

В этот день 100 лет назад, 6 декабря 1920 года, в Хайфе была основана Всеобщая федерация рабочих Эрец-Исраэль. Во всем мире она известна под своим названием на иврите – Гистадрут. Потому что это была не просто рабочая организация, не просто профсоюз. Гистадрут фактически выполнял функции еврейского правительства подмандатной Палестины, являя собой фундамент будущего государства, основанного в 1948 году.
На учредительном съезде, состоявшемся в Технионе, временным генеральным секретарем Гистадрута был избран Давид Закай (Жуховицкий) – учитель и публицист, почитаемый товарищами за острый ум, принципиальность и скромность. Но лидерских качеств ему явно не хватало. В 1921 году пост генерального секретаря занял Давид Бен-Гурион – будущий первый премьер-министр Израиля. В состав руководящих органов Гистадрута вошли также Ицхак Шпринцак – будущий первый председатель кнессета, Элиэзер Каплан – будущий первый министр финансов, Давид Ремез – первый министр транспорта, Элиягу Голомб – командир организации «Хагана». Таким образом, политические и военные предводители ишува заняли одновременно и позиции профсоюзных лидеров.
В отличие от классических профсоюзов, Гисрадрут не только отстаивал права трудящихся, но и занимался созданием рабочих мест. Таким образом, он сам становился работодателем. Все рабочие, занятые на предприятиях Гистардута, автоматически зачислялись в его ряды. В 20-30-е годы, так же, в общем, как и в первые десятилетия существования Израиля, красная книжечка члена профсоюза означала наивысшую степень социальной защиты.
В 1920 году членами Гистадрута были 4400 человек, а в 1927 – более 25 000, что составляло 75 процентов всей рабочей силы еврейского ишува. Организация стремительно набирала силу – ей уже принадлежали не только промышленные предприятия, но и банк «Хапоалим», больничная касса «Клалит» и судоходная компания ЦИМ. С образованием Государства Израиль позиции Гистадрута только упрочились.
Однако приход к власти правых сил во главе с «Ликудом» и начавшаяся в 80-е годы либерализация экономики страны положили конец гегемонии профсоюза, бывшего заодно крупнейшим работодателем. Членство в Гистадруте постепенно перестало быть непременным условием успешной карьеры и материального благосостояния. Назревавший в течение нескольких лет кризис привел к радикальным реформам, начавшимся в 1994 году. Тогда партия «Авода» утратила большинство в руководстве Гистадрута, и к власти пришла независимая фракция РАМ во главе с Хаимом Рамоном.
Рамон в то время и сам был одним из лидеров партии «Авода», однако по вопросу о профсоюзах он занимал особую позицию. Собственно, он стремился как раз к тому, чтобы Гистадрут стал обычным профсоюзом и перестал быть владельцем заводов, газет, пароходов и так далее. Так оно и случилось. Началась приватизация принадлежащих Гистадруту предприятий, уже давно дышавшая на ладан газета «Давар» была закрыта, а кнессет принял закон о всеобщем медицинском страховании, положивший конец гегемонии больничной кассы «Клалит». Число членов Гистадрута в одночасье рухнуло с 1,8 млн человек до 200 тысяч.
В последующие десятилетия реформированный израильский профсоюз все же сумел частично восстановить свои силы и авторитет. Сегодня его членами являются около 560 000 человек. Время от времени Гистадрут напоминает о себе забастовками учителей, портовых служащих, а то и всеобщими забастовками. Но о прежнем величии и политической силе этой организации сегодня не напоминает уже ничего.
Борис Ентин, «Детали». На фото: Бен-Гурион на церемонии заложения
краеугольного камня здания Гистадрута в Иерусалиме, 1924, GPO.˜ https://detaly.co.il/vek-profsoyuznogo-dvizheniya-v-izraile/