Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

О предложении создать правоцентристскую коалицию без Ликуда

О предложении создать правоцентристскую коалицию без Ликуда

В.(Велвл) Чернин.
На прошлой неделе в среду практически все ведущие израильские СМИ поместили во главу своих сводок новостей информацию о том, что лидер НДИ Авигдор Либерман выступил с новой политической инициативой, в которой некоторые израильские политические комментаторы усмотрели возможность грядущего «политического взрыва».
Суть этой инициативы состоит в объединении на предстоящих досрочных выборах в Кнессет в единый список четырех оппозиционных партий: НДИ, возглавляемой Яиром Лапидом партии «Еш атид»; возглавляемого Нафтали Беннетом блока «Ямина» и новой партии «Тиква хадаша», о создании которой объявил подавший в отставку депутат Кнессета Гидеон Саар, ранее являвшийся членом Ликуда.  Открыто декларируемой целью предлагаемого лидером НДИ объединения является отстранение от власти действующего премьер-министра и Ликуда, превратившегося за последние полтора десятилетия в израильскую партию власти.
Авигдор Либерман направил Яиру Лапиду, Нафтали Беннету и Гидеону Саару открытое письмо, в котором изложил причины, предпосылки и детали своей инициативы. «Создание либеральной сионистской коалиции является требованием времени, особенно в свете постоянно укрепляющегося сотрудничества между Биньямином Нетаньяху и представителями Исламского движения (имеется в виду сотрудничество Ликуда с входящей на состав открыто антисионистского блока «Объединенный Арабский Список» партии РААМ, возглавляемой депутатом Кнессета Мансуром Аббасом – В.Ч.). Такой блок, если он возникнет, будет настоящей властной альтернативой для отстранения от власти Нетаньяху, которого так ждут многие из граждан Израиля и который сможет привести к революции и сдвинуть Государство Израиль в направлении новый успехов и поставить его в один ряд с самыми процветающими государствами мира, — было в частности сказано в упомянутом письме Авигдора Либермана.

Объясняя причины, подвигнувшие его на это предложение, он подчеркнул: «Реальность, в которой мы сейчас живем, требует от всех нас гарантировать продолжение существование Государства Израиль как сионистского и либерального государства. На сегодняшний день к несионистским фракциям в израильском Кнессета, а именно: к «Объединенному Арабскому Списку», ШАС и «Еврейству Торы» принадлежит чуть более четверти всех народных избранников – 31 депутат Кнессета».
В своем письме Авигдор Либерман изложил пять пунктов, которые должны, по его мнению, послужить основой стратегической программы будущего «сионистского либерального блока»:


  1. Ограничение срока возможных полномочий премьер-министра двумя пятилетними каденциями, как в муниципальных органах Израиля. При этом выборы в Кнессет и в муниципальные органы должны будут проводиться в один день для экономии бюджетных средств.

  2. Введение в Израиле Конституции и создание Конституционного Суда.

  3. Принятие закона, который обязует списки, принимающие участие в выборах в Кнессет, ставить на первые десять мест по меньшей мере 3 женщин.

  4. Введение в Израиле изменений в отношения религии и государства, которые должны включать в себя: введение гражданских браков; введение обязательного преподавания в ультраортодоксальных религиозных школах таких предметов, как математика, английский язык и т.п.; проведение гиюров раввинами городов (это существенно упростило бы прохождение гиюра – процедуры принятия иудаизма лицами смешанного происхождения, не определяемыми в качестве в евреев Галахой) и, наконец, разрешение работы общественного транспорта по субботам.

  5. Принятие закона об обязательной военной или гражданской альтернативной службы для всех граждан Государства Израиль (в то числе для арабов и ультраортодоксальных религиозных евреев).

  6. Принятие закона о том, что депутат Кнессета, против которого будет официально выдвинуто уголовное обвинение, не сможет выдвигать свою кандидатуру на пост президента и формировать правительство.

Как и следовало ожидать первоначальная реакция предполагаемых партнеров на предложение лидера НДИ была прохладной. Так, Нафтали Беннет написал на своей странице в Твиттере: «Ивет, настоящее требование времени – помочь 800 тысячам безработных, а не четырем политикам. Программа уже есть. Приглашаю тебя помочь. Остальное – неинтересно». Лидер НДИ незамедлительно ответил на это, написав, что «нельзя упускать возможности создать коалицию без Нетаньяху».
От имени партии «Еш атид» на предложение Авигдора Либермана отреагировал депутат Кнессета Элазар Штерн, который заявил в интервью радиостанции 103-FM: «Только Лапид и мы доказали, что на нас можно положиться, и только мы способны заменить Нетаньяху у кормила власти».

Что же касается Гидеона Саара, то вскоре после получения упомянутого письма от Авигдора Либермана он сделал заявление для прессы по поводу экономической ситуации в стране на фоне борьбы с эпидемией коронавируса. При этом он отверг все попытки журналистов добиться от него какой-либо публичной реакции на предложения лидера НДИ.
Тем не менее, было бы ошибкой недооценить важность сделанного Авигдором Либерманом предложения. Несомненно, объединение НДИ, «Ямина», «Еш атид» и «Тиква хадаша» в единый электоральный список или, хотя бы, устроило бы значительную часть их избирателей. Лидер НДИ сумел четко сформулировать программу действий и основные стратегические проблемы, с которыми сталкивается сейчас Государство Израиль в своей внутренней политике. Это – наряду с демонстративным отсутствием претензии на получение первого места в гипотетическом объединенном списке – поставило его в позицию «ответственного взрослого».
В конечном счете отказ от объединения сил в той или иной форме может сыграть против чрезмерно амбициозных политиков. Это, судя по всему, прекрасно понимает Гидеон Саар. Похоже, это чувствует и Яир Лапид, который не стал лично отвергать предложения Авигдора Либермана, а предпочел отправить Элазара Штерна сделать расплывчатое заявление, смысл которого сводится к претензии Яира Лапида на лидерство в лагере противников Ликуда и Биньямина Нетаньяху – с формальным объединением в единый электоральный список или без такового. Лишь чрезмерно заносчивый – как уже не раз показывали его предыдущие политические промахи — Нафтали Беннет поспешил публично и пренебрежительно отвергнуть предложение Авигдора Либермана. Однако и он не стал отвергать сотрудничества с НДИ с другими перечисленными партиями, а фактически предложил ее Авигдору Либерману объединяться под его, Нафтали Беннета, руководством. В конечном счете то же самое сделал и Яир Лапид, хотя и не лично, а устами Элазара Штерна.

Опрос общественного мнения, проведенный институтом «Мидгам» 22 декабря, то есть сразу же после того, как стало известно о том, что четвертые подряд досрочные выборы в Кнессет неизбежны, показал, что, если бы они состоялись уже сейчас, то суммарно четыре перечисленные партии получили бы 54 мандата. Этого явно недостаточно для создания правящей коалиции, однако хватило бы, чтобы блокировать создание нового правительства Ликуда и ультраортодоксальных партий, поскольку против него наверняка выступила бы радикально левая МЕРЕЦ и с большой степенью вероятности левые «Бело-голубые» (обе эти партии получили бы по данным того же опроса по 5 мандатов). Ситуация развивается, причем, как показывают новые опросы, не в пользу Ликуда и его ультраортодоксальных союзников.  Однако ни одна оппозиционная партия в одиночку не в состоянии отстранить от власти этот блок, неизвестно почему именующий себя «правым». Соответственно предложение Авигдора Либермана остается актуальным и даже безальтернативным.
Сказанное отнюдь не исключает борьбы за избирателей между четырьмя партиями, являющимися в потенциале партнерами по будущей коалиции. В частности, за голоса репатриантов из бывшего СССР, которые не раз становились в течение последних двух лет жертвами шейминга, де-легитимации и открытой дискриминации со стороны представителей Ликуда и в еще большей степени со стороны его ультраортодоксальных союзников. Нафтали Беннет демонстративно игнорирует русскоязычных, хотя среди них есть немало сторонников религиозного сионизма. Однако двое русскоязычных депутатов есть в блоке «Еш атид» – ТЕЛЕМ. И Гидеон Саар поспешил заявить, что его новая партия «будет говорить и по-русски». Возможно, он имел в виду Зеева Элькина, переход которого из Ликуда в «Тиква хадаша» наделал столько шума. Правда, молчание Зеева Элькина в его бытность министром в правительстве Нетаньяху, когда представители ШАС, например, Ицхак Коэн, публично оскорбляли тех, кто говорит на иврите с русским акцентом, заставляет усомниться в том, что его присутствие в новой партии сделает ее более внимательной к проблемам русскоязычных израильтян, чем Ликуд, от которого она откололось. Однако само по себе желание Гидеона Саара хотя бы не игнорировать этот сектор избирателей, несомненно, отрадно.  http://xprt.co.il/journalism/7331
Tags: Аналитика и публицистика, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments