Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Возвращение Шейлока

Oliver_Cromwell_by_Samuel_Cooper_Wiki_public
Возвращение Шейлока
Борис ЕнтинБорис Ентин.
В этот день 365 лет назад, 18 декабря 1655 года, Национальное совещание в Уайтхолле приняло решение позволить евреям вновь селиться в Великобритании. Принятый в 1290 году эдикт короля Эдуарда I Длинноногого об изгнании евреев с Британских островов был признан недействительным.


Средневековая Англия была пропитана антисемитизмом и ксенофобией. Именно здесь впервые в истории в 1144 году на евреев был возведен кровавый навет – общину города Норвича обвинили в ритуальном убийстве 12-летнего христианского мальчика. В 1218 году Англия стала первой страной, где от евреев потребовали нашивать на одежду отличительный знак. В 1290 году они и вовсе были изгнаны из страны, а все принадлежавшее им имущество было конфисковано. Небольшое количество евреев сумело остаться в Англии на полулегальных условиях.
Два века спустя, в 1492 году евреи были изгнаны из Испании. Некоторые из них – но только крещенные – смогли получить возможность поселиться в Англии. На первый взгляд, они ничем не отличались от остальных жителей страны и, разумеется, не отправляли никаких иудейских обрядов. Но, тем не менее, антисемитизм в Англии по-прежнему процветал. В 1594 году придворный врач, крещенный еврей Родриго Лопес стал жертвой ложных обвинений в попытке отравления королевы. Англичане, уже 300 лет не видевшие евреев, были убеждены в том, что для них такой поступок является абсолютно естественным.
Весь цвет английской драматургии того времени незамедлительно откликнулся на «разоблачение» Лопеса. Томас Деккер написал пьесу «Французский доктор, или Венецианский еврей», Кристофер Марло – трагедию «Мальтийский еврей», а Уильям Шекспир – комедию «Венецианский купец». Главными героями этих произведений были, разумеется, евреи – подлые отравители и кровожадные ростовщики. Шекспировский Шейлок стал именем нарицательным, символизирующим алчность, мстительность и жестокость.

Впрочем, не только евреи, но и любые иностранцы были в то время в Англии персонами «нон-грата». Знаменитый итальянский философ Джордано Бруно так описывал свое пребывание в Лондоне в 1583 году: «Ремесленники и торговцы, которые как-нибудь узнают в вас чужака, начинают насмехаться, вышучивать и ругать вас, именуя вас на своем языке собакой, изменником и «иностранцем», что у них считается наиболее оскорбительным прозвищем».
Спустя полвека в Англии разразилась гражданская война, в 1649 году король Карл I был казнен, и к власти пришел лорд-протектор Оливер Кромвель. Это была эпоха больших перемен. В 1655 году в Лондон из Амстердама прибыл известный еврейский философ и книгоиздатель Менаше Бен-Исраэль. Его имя было известно в английской столице. В своих трудах Бен-Исраэль предвещал скорый приход Мессии и переписывался по этому поводу с видными британскими богословами. Тем была крайне интересна точка зрения еврейского ученого на этот вопрос. О содержании своих дискуссий с Бен-Исраэлем мистически настроенные пуританские священнослужители сообщали Кромвелю.
Поэтому когда Бен-Исраэль по приезде в Лондон обратился в лорд-протектору с нижайшей просьбой позволить евреям вновь селиться на Британских островах, дело пошло быстро. Уже спустя несколько недель Кромвель созвал Национальное совещание в Уайтхолле, посвященное этому вопросу. Первое заседание состоялось 4 декабря.
Мнения участников форума сразу же разделились. Лондонские коммерсанты выступали против возвращения евреев, опасаясь торговой конкуренции. Чиновники и военные склонялись к тому, чтобы позволить евреям селиться в Англии с испытательным сроком. Богословы выступали за возвращение евреев, выражая надежду, что со временем все они обратятся в христианство.

Найти устраивающее всех решение удалось путем компромисса. Поскольку после революции действие всех королевских указов в Англии было отменено, то и эдикт Эдуарда I был признан недействительным. Это решение Национального совещания, принятое в последний день его работы, 18 декабря, позволило евреям начать возвращаться на Британские острова.
Борис Ентин, «Детали»
На фото: фрагмент портрета Оливера Кромвеля
работы Сэмюэла Купера. Wikimedia public domain˜ 
https://detaly.co.il/vozvrashhenie-shejloka/
Tags: Антисемитизм, История, Люди и этносы, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments