Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

У евреев всегда было «много денег»

659345_Shekel_Moti_Milrod
У евреев всегда было «много денег»
Александр РыбалкаАлександр Рыбалка.
Еврейский проповедник Иешуа опрокинул столы торговцев и выгнал их из Храма – это всем известно. Но они ведь не торговали, как сейчас в Восточном Иерусалиме, какими-нибудь веерами с изображением иерусалимского Храма (сделанными в Китае) или римскими туниками с надписью «Я люблю Иерусалим». Нет, там работали менялы, которые помогали евреям оплачивать налог на содержание Храма. Что было совсем не просто. И это меняет всю картину произошедшего 2000 лет назад.


Каждый еврей в возрасте от 20 до 60 лет платил «на Храм» полшекеля в год. Сумма эта оговарена еще в Торе, но следует учесть, что каждый раз, когда в Торе упоминается эта денежная единица, речь идет о «священном шекеле», то есть двойном. Соответственно, половина священного шекеля – это один шекель весом в 11 граммов серебра. Его и платили.
Много это или мало? Для сравнения: в брачном договоре того времени указывалась минимальная сумма в 200 зуз, то есть примерно в 200 грамм серебра, которую муж должен выплатить жене при разводе. Этой суммы было достаточно для годового пропитания. Значит, 11 граммов – не так уж и мало, на них можно было жить три недели.
Теперь самый интересный вопрос: а чем платить? Когда сегодня Банк Израиля выпускает сувенирные монеты в «половину священного шекеля», мы можем их купить за наши шекели. А в те времена в Израиле было в ходу великое множество монет, поскольку страна находилась на международном торговом перекрестке под покровительством Рима, столицы мировой империи. Помимо государственной валюты династии Иродов, почти каждый город имел собственную валюту.

Каждую серебряную монету крупного номинала евреи называли «динар». В идеале, 24 серебряных динара должны были равняться одному золотому динару, однако в реальности это было не так.
Одной из самых популярных валют в Израиле были динары из города Антедон, расположенного в Малой Азии. Очень похожую серебряную монету чеканил Ашкелон – и ее охотно принимали по всей стране. Газа, где в те времена соседствовали язычники и евреи, тоже имела свою монету с надписью на иврите, свидетельствующей о том, что речь идет о «хороших деньгах». Тогда как Рафиах выпускал монетки чуть похуже и меньшего диаметра – исходя из того, что если уж вы оказались в Синайской пустыне, других денег там, скорее всего, не найдется.
Свою монету чеканила Петра – красивейшее место, любимое сегодня туристами. Правда, евреи в Петре не жили, но они получали эти деньги от набатейских купцов и караванщиков. Находящийся по соседству Рабат-Моав, столица моавитян, тоже производил собственную валюту. То же самое можно сказать о библейской Яффе – там чеканили не очень большие серебряные монетки, но тоже называли их динарами.
Итог: можете продать товар на месте за мелкие динары. А если не хотите, вам придется нанять караван с охраной, чтобы доставить товары в Иерусалим, там динары лучше. По дороге товары могут отнять сикарии (местные повстанцы) или просто разбойники.

Даже Ципори, который мы сегодня считаем просто деревней, носил гордое название Сепфорис и выпускал собственную валюту. Упомянем еще Диосполис – сегодня мы называем его Лодом. А также Элиотерополис – по-простому, Беэр-Шева...
Отдельно стоит сказать об «асимонах». Слово это древнее, оно означает монету стертую настолько, что она потеряла какие-либо отличительные признаки. «А-симон», то есть «без признаков». В древности и такую бляшку выкидывать не стоило, поскольку она обладала ценностью серебра, из которого была сделана. Ее можно было расплавить, и из полученного вторсырья отчеканить новую монету.
Забавно, что в современном Израиле «асимонами» назывались телефонные жетоны с дыркой, когда мы еще пользовались телефонами-автоматами. А слово «асимон» даже вошло в современный израильский лексикон: «у него упал асимон» означает, что тут его и осенило.
И вот все это разнообразие, включая даже самые экзотические монеты и «асимоны», стекалось в иерусалимский Храм. И все они имели разный размер, разный вес. А главное – разную пробу.

С учетом всех этих факторов разнообразная валюта оценивалась менялами и обменивалась на пригодное к уплате налогов серебро. Но из-за того, что монеты были разного качества и разной степени истертости, часто оказывалось, что запасенных денег евреям оказывалось недостаточно. Тем более, что и менялы за свою работу тоже хотели получать деньги, а при такой сложной системе и «ошибаться» могли – разумеется, в свою пользу.
Короче, в обменных пунктах постоянно стоял плач и случались скандалы, что сильно нарушало святость места. Вот этих-то «торговцев», то есть менял, Иешуа с учениками и выгнали из Храма.
Святость – святостью, но как же налоги платить? На какие средства содержать Храм? Возможно, Иешуа предполагал храмовую службу сделать скромнее и осуществлять ее исключительно на добровольные пожертвования, без скандалов вокруг обменников.
Сегодня в земле Израиля можно найти немало монеток той эпохи. Если найдете такую, отнесите в музей – может, когда-то ее держал в руках меняла из иерусалимского Храма.
Александр Рыбалка, «Детали». Фото: Моти Мильрод.    https://detaly.co.il/u-evreev-vsegda-bylo-mnogo-deneg/
Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments