Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Холодное оружие древних времён

Цитата сообщения ЭльдисХолодное оружие древних времён

Продолжу тему холодного оружия, ранее был пост по этой теме о навахе - верном клинке махо. На этот раз речь пойдёт о самых древних видах холодного оружия. Этот пост частично создан на основе материалов, изложенных мной в своём блоге в 2009 г.




Начнём с махайры - machaera (греч. μάχαιρα, makhaira, machaera)

Махайра - так звучит слово "нож" в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян.

Ксенофонт (Автор "Анабасиса", известный писатель и военачальник афинянин Ксенофонт) употребляет "копис" и "махайра" по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под "махайрой" он подразумевал режущий тип клинка в отличии от колющего, а под "кописом" — изогнутый меч. Таким образом махайра является более широким понятием, чем копис. Византийская Суда X века (словарь значений древнегреческих слов, mu 302) дает определение слову "махайра" как просто меч, ссылаясь на текст Полибия, который именовал кельтеберийские обоюдоострые мечи и исконно римские мечи словом махайра. В более ранних текстах греки называли мечи ксифосами.

Греческая махайра (?)

47068712_U_grekov_kopis_i_mahayra (699x472, 41Kb)

Метрополитен. Греция. Махайра, 5-4 в. д.н.э. Источник изображения http://popgun.ru/viewtopic.php?f=155&t=444686




5520609 (700x465, 41Kb)

Напомню, что изначально мечи делались целиком из литой бронзы. и вероятно первые стали использовать такие мечи древние шумеры, древние обладатели секретов обработки металла, которые утверждали, что работать с металлом их научил бог Энки - получеловек-полурыба, который так же обучил народы Междуречья астрономии, астрологии, медицине, ирригации, земледелию и многому другому.

Кхопеш (греч. κόπτω, лат. kopis) — изогнутый вперед меч с односторонней заточкой лезвия, предназначенный в первую очередь для рубящих ударов.
(хочется почему-то произносить копеш, но везде пишут копис, только иногда кхопеш)

Изогнутые мечи находили употребление у разных народов в разные времена, часто отличаясь между собой лишь в названии. Первым таким мечом считается древнеегипетский хопеш (англ. khopesh), несомненно происходящий от серпа. Однако по другой версии он происходит не от серпа как такового, а заимствуется от серповидного меча шумеров. Копис по-гречески означает "рубить, отсекать". Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян.

Считается, что копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., (почему бы грекам не позаимствовать копис у египтян??? - авт.) Геродот упоминает об таком оружии персидской тяжелой кавалерии (начало V в. до н. э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 см до 70. Иногда тыльная часть клинка прямая, такой копис напоминает классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, зато стал национальным оружием в Иберии (совр. Испания), куда занесли его купцы и наемники в примерно VI—V в. до н. э.

Копис можно было не только использовать в ближнем бою, но и метать.

Римские солдаты заимствовали иберийский копис после войны с Ганнибалом, и приняли его на вооружение под названием “gladius hispanicus”, т.е. испанский меч, и только в XIX в. “испанский меч” получил название фалката (falcata)
Египетско-ханаанский копис (кхопиш). (мне кажется, это копис из гробницы (кажется это копис из гробницы Тутанхомона...)

47069040_egipetsko_hanaanskogo_khopesha (696x138, 6Kb)

Копис из гробницы Рамзеса II

47069128_Khopesh_iz_grobnicuy_Ramzesa_II (295x700, 83Kb)

Khopeši из Библии и Лагаша.

47069160_Khopeshi_iz_Bible_i_Lagasha (582x582, 87Kb)

Копис, не знаю откуда

47069232_Examples_of_flange_hilted_Khopesh (634x555, 26Kb)

Из Лагаша

47069282_Khopesh_from_Lagash_Mesopotamie (631x184, 23Kb)

Короткий копис

47069518_imenuyut_korotkim_khopeshemshort_khopeshknife (609x134, 21Kb)

47070234_pic123 (409x307, 4Kb)



Фальката.

Слово "фальката" вошло в обиход менее двухсот лет назад с лёгкой руки одного из переводчиков с латыни, который неправильно (?) применил слово falcatus, то есть «изогнутый как серп».

Одна из версий: Заимствованный римскими солдатами иберийский копис “gladius hispanicus” только в XIX в. получил название фалката (falcata). Древние испанцы достигли совершенства в ремесле ковки фалкаты. Современные исследования показывают, что содержание углерода постепенно меняется от 0.4% в районе лезвия (высокая твердость стали) до 0% к центру клинка (высокая гибкость). Иберийские оружейники во II в. до н. э. проверяли качество стали таким образом (Филон, «Belopoeica»): клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму.

Другая версия: Ранние образцы фалкаты V-IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрел совершенство формы. Длина фалкаты в среднем около 60 см. Испанцы носили ее в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись 3 или 4 кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили проще, засунув за пояс (по античным статуэткам).

Как мы видим, одни источники пишут, что римляне заимствовали клинок у греков (а те у египтян, а те у шумеров), другие - у иберийцев (испанцы)

Ширина клинка кописа (или фалкаты) расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперед лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян никакой шлем не мог выдержать удара фалкатой.

Римская кавалерия, вооруженная “испанской саблей”, при завоевании Македонии в конце III в. до н. э. неприятно поразила македонских солдат. Тит Ливий так описывает последствия боя (31.34):

«Филипп [македонский царь Филипп V] обратил особое внимание на похороны людей, павших в стычке кавалерии, и приказал их тела принести в лагерь... Зрелище похорон должно было пробудить в солдатах боевой пыл и готовность не щадить своей жизни, а вместо того преисполнило их страха и уныния. До сего времени приходилось им видеть лишь раны от дротиков или стрел, изредка — от пик, да и воевать привыкли они только с греками и иллирийцами; теперь, увидев тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсеченные одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, воины Филиппа ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придется им иметь дело.»

Фалката. Музей в Мадриде. IV в. д.н.э.

47069889_Falcata__237bera_M (699x110, 23Kb)

Фальката с остатками ножен из музея в Мадриде(III в. до н. э.)

47069950_Falkata_s_ostatkami_nozhen_iz_muzeya_v_MadrideIII_v (697x118, 29Kb)

Эволюция фалкаты

47069998_YEvolyuciya_falkatuy_i_eyo_rodstvennikov (400x262, 37Kb)

Иберийская фальката

47070026_U_iberov_falkata (540x443, 35Kb)

Ещё пара иберийский фальката

12eb7_0ece (534x500, 20Kb)

Интересна одна особенность при изготовлении фалькат: предназначенные для ковки стальные пластины закапывались в землю не менее чем на три года, затем проржавевшие куски выбрасывались, а пригодные к использованию материалы соединялись контурной сваркой и тщательно проковывались. В результате клинок обретал прочность и характерный рисунок.

Для Сравнения привожу в пример пару иудейских ножей:

Шикмон, IV в. д. н. э.

47070107_shikmon_iudeya_4v_dnye (387x698, 39Kb)

Иудейская сикка (?)

47070129_sikka (699x524, 59Kb)

http://www.bibliotekar.ru/CentrMech/14.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/142421








Tags: Искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments