Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Санта-Клаусы над Маньчжурией. Вторая битва за Мукден. (2 статьи)

Оригинал взят у vikond65 в Санта-Клаусы над Маньчжурией
45-squad-dec44

В декабре 1944 года, через 40 лет после русско-японской войны, проходившей на территории Маньчжурии, эта область Китая вновь появилась в военных сводках. Но на сей раз сражения там развернулись не на земле, а в воздухе.


В 1931 году японцы оккупировали Маньчжурию и создали там марионеточную "империю" Маньчжоу-Го, которой формально управлял слабовольный и недалекий император Пу-И, а фактически все рычаги власти находились в руках японских военных и гражданских чиновников. Оккупация прошла почти бескровно, армия прежнего маньчжурского правителя Чжана Сюэляна без сопротивления отступила в китайскую провинцию Жэхэ.

Японцы были уверены, что обосновались в Маньчжурии навечно, а потому они не только выкачивали оттуда природные ресурсы, но и приложили немало усилий к ее экономическому развитию. За 10 лет там был создан "резервный индустриальный центр" Империи Ямато. Его основу составлял огромный металлургический комбинат "Сёва Стил Уоркс", построенный в городе Аньшань. В 1943 году в его печах было выплавлено 1,3 миллиона тонн чугуна и стали - чуть меньше половины от общего объема выплавки черных металлов в самой Японии.

AnshanPostcard

Домны Аньшаньского металлургического комбината, японская открытка 1930-х годов.

Кроме того, японцы успели построить в Маньчжурии крупный подшипниковый завод, вагонно-локомотивный завод в Дайрене, оружейный завод в Харбине, Фушуньский и Сыпинский заводы синтетического бензина, а также - ряд других стратегических предприятий.Особое место среди них занимал Мукденский авиационный завод "Мансю", который специализировался на выпуске двухместных учебно-тренировочных истребителей Накадзима Ки-79. За несколько лет их было построено около тысячи и на них учились летать едва ли не все пилоты японской армейской авиации времен войны.

В 1944 году завод оснастили современным оборудованием и перепрофилировали для выпуска новых скоростных и хорошо вооруженных истребителей Накадзима Ки-84 "Хаяте" - пожалуй, лучших японских истребителей на тот момент. Осенью эти машины начали выходить из сборочного цеха. А вскоре им пришлось вступить в бой, защищая родной завод.

Американцы с начала войны на Тихом океане пристально следили за развитием Маньчжурского индустриального комплекса. Они понимали, что этот промышленный район дает Японии значительную часть военной продукции, помогая ей стойко держать оборону. Разумеется, они мечтали о том, чтобы его уничтожить, но долгое время не имели такой возможности. Слишком далеко находилась Маньчжурия от передовых американских авиабаз, а подгонять к ее берегам авианосцы было очень рискованно.

Положение изменилось, когда на вооружение ВВС США начали поступать новейшие стратегические бомбардировщики Боинг В-29 "Суперфортресс". Эти крупные четырехмоторные машины могли нести более девяти тонн бомб, а их боевой радиус действия - 3400 километров - позволял дотянуться до Маньчжурии с аэродромов, расположенных на территории Китая. В августе-сентябре 1944 года в Китай были переброшены более сотни новеньких "Суперфортрессов", входивших в состав ХХ Бомбардировочного командования американских ВВС. Их экипажи приступили к тренировкам в полетах на дальние дистанции, в том числе - ночью и по приборам.
b29_21

В-29 из ХХ Бомбардировочного командования ВВС США, Китай, осень 1944 г.

Японцы тоже понимали, что Маньчжурия рано или поздно подвергнется авиаударам, и приняли соответствующие меры. 28 августа 1944 года в Мукден перелетел из Японии сформированный двумя неделями ранее 104-й истребительный сентай (авиаполк). Поначалу он был укомплектован истребителями Ки-43 "Хаябуса" и Ки-44 "Сёки", но вскоре после прибытия полк пополнился только что выпущенными на Мукденском авиазаводе истребителями "Хаяте" и летчиками, прошедшими обучение на этих машинах.

К началу ноября он имел в своем составе четыре "Хаяте" в штабном звене (сентай хомбу), восемь "Хаяте" в первом чутае (эскадрилье), восемь "Сёки" во втором чутае и 11 "Хаябус" - в третьем. Всего - 31 истребитель, но из них современных лишь 20, так как "Хаябусы" к тому времени считались уже морально устаревшими и имели довольно низкие летные характеристики. В середине ноября из Японии прибыли еще 20 "Сёки", а с завода поступило 12 "Хаяте", из которых сформировали две отдельные эскадрильи (докурицу чутай) и направили их на защиту Аньшаньского металлургического комбината.

Кроме 104-го сентая в Мукдене базировались 25-я японская отдельная истребительная эскадрилья и 81-я эскадрилья ВВС Маньчжоу-Го, укомплектованная японским и маньчжурским персоналом. 25-я летала на тяжелых двухмоторных истребителях Кавасаки Ки-45 "Торю", а 81-я - на старых машинах Накадзима Ки-27, воевавших еще на Халхин-Голе. К боевому дежурству привлекли и летчиков-инструкторов из 4-го учебного чутая местного авиационного училища, летавших на "Хаябусах". Всего японцы имели в районе Аньшаня и Мукдена 85 боеспособных истребителей пяти различных типов, от новейших "Хаяте" до совсем древних Ки-27.

Gen Baba arrives to surrender

Истребитель Ки-45 "Торю" из 25-го докурицу чутая японских императорских ВВС.

Первый массированный налет на Маньчжурию американцы решили совершить седьмого декабря 1944 года, приурочив его к третьей годовщине нападения японцев на Перл Харбор. Он получил кодовое наименование "Миссия 19", а его главной целью должен был стать Мукденский авиазавод. Неподалеку от завода размещался лагерь, в котором содержалось примерно 1600 американских и английских военнопленных. Командование ВВС США при планировании авиаудара рассчитывало, что бомбардировка окажет на них благоприятное впечатление и укрепит их веру в победу.

На заставке: В-29 на китайском аэродроме осенью 1944 года.


Вторая битва за Мукден

40th-Princess-Patsy-42-6344-1a

Задолго до расвета 7 декабря 1944 года воздушная армада из 108 "Сверхкрепостей" взлетела с аэродромов в Центральном Китае и взяла курс на норд-ост, в Маньчжурию. Бомбардировщики шли без эскорта, так как ни один американский истребитель, даже с подвесными баками, не мог сопровождать их на протяжении всего маршрута. Но экипажи надеялись на то, что большая высота полета сделает их неуязвимыми для зениток, а многочисленные турели с крупнокалиберными пулеметами защитят от перехватчиков.

Погода была ясной и морозной. Самолеты оставляли за собой длинные белые инверсионные следы, хорошо заметные с земли на расстоянии в десятки километров. Благодаря этому японцы обнаружили их задолго до подхода к цели, определили направление полета и смогли подготовить достойную встречу. Со взлетных площадок Мукденского аэроузла стартовали все истребители, способные подняться в воздух. У них еще был запас времени, чтобы набрать высоту, необходимую для перехвата.

Первой жертвой стал В-29 с серийным номером 42-6390 и радиопозывным Gallopin Goose из 468-й бомбардировочной группы. Примерно в 15 километрах от Мукдена его атаковал двухмоторный Ки-45 под управлением сержанта Синобу Икеды из 25-го докурицу чутая. Но еще до того как Икеда успел открыть огонь, его самолет был прошит пулеметной очередью стрелка с соседнего бомбардировщика. На истребителе вспыхнул правый мотор и разлетелось остекление кабины.

Икеда, возможно, уже раненый, бросил самолет в пике, чтобы разогнаться и сбить пламя, а потом резко взял штурвал на себя и свечой взмыл вверх. В этот момент Gallopin Goose пролетал прямо над ним и истребитель врезался в фюзеляж "Сверхкрепости" позади бомбового отсека. От удара бомбардировщик разломился пополам. Его передняя и задняя части, кувыркаясь, полетели вниз вместе с обломками "Торю". Из 11 человек экипажа "Сверхкрепости" только один  - сержант Арнольд Поуп - сумел выпрыгнуть с парашютом, остальные погибли. Погиб и сержант Икеда - первый японский летчик, совершивший воздушный таран над Маньчжурией.

Бомбардировщик №42-6299 Humpin Honey из 462-й группы атаковали два Ки-44 из 104-го сентая, которыми управляли сержанты Таданори Нагато и Йосиро Акено. Один истребитель стрелки успели сбить, но второму удалось нанести таранный удар по фюзеляжу в районе бортового опознавательного знака. При столкновении истребитель взорвался, а "Сверхкрепости" оторвало хвост. Из нее сумели выпрыгнуть двое - старший сержант Уолтер Хасс и сержант Кен Беквит, семьи остальных девяти членов экипажа получили похоронки.

Японские летчики действовали как смертники. Не особо полагаясь на стрельбу из бортового оружия, многие из них сразу шли на таран, причем таранили так, что шансов выжить у них почти не оставалось, но зато и бомбардировщики гарантированно получали фатальные повреждения. В течении следующих нескольких минут были сбиты еще две "Сверхкрепости". Одну из них (№42-6262, позывной Round Trip Ticket) таранил младший лейтенант Соно Кацуга из 81-го маньчжурского докурицу чутая, летевший на архаичном Ки-27 с неубирающимся шасси. Максимальная скорость этого истребителя не превышала даже крейсерской скорости "Суперфортресса", так что, догнать его Кацуги не мог, но таран был лобовым. В уничтоженном бомбардировщике не выжил никто.

Младший лейтенант Фумиро Соу, летчик-инструктор из 4-го учебного чутая, пытался таранить В-29 №42-6356 Georgia Peach, но попал под огонь турельного пулемета, повредивший систему управления его истребителя. Из-за этого он слегка промахнулся и пролетел впритирку к крылу бомбардировщика возле крайнего левого двигателя, попав во вращающийся винт. Лопастями его "Хаябусу" порезало на куски, но летчик каким-то чудом выжил и сумел воспользоваться парашютом. Это был единственный неудачный таран в тот день и единственный уцелевший при таране японский пилот. Правда, сам он был уверен, что ему удалось-таки сбить "Сверхкрепость", а начальство его в этом поддержало, наградив орденом "Букосё" ("За боевые заслуги") второй степени.

Американские летчики (для большинства из них это был первый в жизни боевой вылет) оказались явно не готовы к столь радушному приему, какой оказали им японцы. Поэтому бомбили они неточно, а многие из них освободились от бомбового груза над второстепенной целью - железнодорожной станцией, не долетев до главной - авиазавода. Кто-то сбросил бомбы на жилые кварталы Мукдена, а кто-то по ошибке отбомбился по лагерю военнопленных, убив 16 заключенных в нем американцев и ранив еще несколько десятков. Вряд ли это повысило моральный дух пленников.

Авиазавод в результате налета серьезных повреждений не получил, а американцы лишились семи тяжелых бомбардировщиков вместе с экипажами. Четыре "Сверхкрепости" были сбиты над целью, еще три поврежденные машины упали и разбились на обратном пути. Интересно, что Georgia Peach среди них не было. Несмотря на сорванный при таране винт и разбитый обломками японского истребителя левый двигатель, бомбардировщик дотянул до аэродрома и благополучно совершил посадку, а после ремонта - вернулся в строй. Японцы потеряли шесть истребителей и пятерых летчиков.

При разборе итогов операции американское командование сочло потери неоправданно высокими, однако решило повторить попытку меньшими силами. Через две недели, 21 декабря 1944 года Мукден бомбили 40 "Сверхкрепостей", сбросив 88 тонн бомб, но и на этот раз завод "Мансю" не был разрушен. При отражении налета младший лейтенант Тахеи Мацумото таранил В-29 №42-24715 из 468-й бомбардировочной группы. Из экипажа никто не спасся. В бомбардировщик в №42-45505 Wild Hair из 462-й авиагруппы врезался истребитель младшего лейтенанта Наруто Нисихары. От удара детонировали бомбы, разнеся в мелкие дребезги обе машины и повредив осколками еще несколько "Суперфортрессов", летевших неподалеку.

Это была последний налет американцев на Маньчжурию. Намеченный рейд на Аньшанский металлургический комбинат решили отменить, посчитав, что при таком противодействии и таких потерях овчинка не стоит выделки. В начале 1945 года В-29 вывели из Китая и перебросили на Тихоокеанский ТВД.

А воздушным защитникам Мукдена воевать больше не пришлось. Когда 9 августа 1945-го в Маньчжурию вступили советские войска, командование ВВС Квантунской армии решило не отправлять на фронт тыловые эскадрильи ПВО, опасаясь, что Мукден, Аньшань и другие промышленные центры подвергнутся ударам теперь уже советской авиации, которые надо будет как-то парировать. Однако до этого дело не дошло. В результате, экипажам наших дальних бомбардировщиков, к счастью, не довелось встретиться в воздухе с японскими "таранными перехватчиками".

18 августа все истребители 104-го сентая, а также - 25-го и 81-го докурицу чутаев были захвачены на аэродромах советскими десантниками, которым уже никто не оказывал сопротивления, поскольку за три дня до этого японский император выступил по радио с приказом о капитуляции. В дальнейем советское командование передало эти машины китайцам. Некоторые из них в 1947-48 годах участвовали в китайской гражданской войне, но это уже совсем другая история.

На заставке: В-29 из XX Бомбардировочного командования ВВС США стартует с китайского аэродрома.

obl-2
Истребители, осуществлявшие ПВО Мукдена в декабре 1944 года. Сверху вниз:
Ки-84 "Хаяте" из 104-го истребительного сентая. В таком виде самолет был захвачен на аэродроме советскими десантниками 18 августа 1945 года. Защитная краска на самолете сильно облуплена и не обновлялась, но опознавательные знаки и полковая эмблема на хвосте нарисованы заново.

Ки-27 ВВС Маньчжоу-Го. Иероглифическая надпись на фюзеляже свидетельствует о том, что этот самолет был приобретен на пожертвования работников Маньчжурской нефтедобывающей компании.

Двухмоторный тяжелый истребитель Ки-45 "Торю" из 25-го докурицу чутая. На перехват "Сверхкрепостей" эти машины вылетали только с пилотами, без стрелков в задних кабинах.

b-29attack2b - w
Бомбардировка Мукденского авиазавода. Снимок из кабины одного из "Суперфортресов", участвовавших в налете.

untitled

Бомбардировщик Humpin Honey, сбитый таранным ударом японского истребителя 7 декабря 1944 года. Снимок сделан незадолго до его гибели.

haiate-09

Истребители Ки-84 из 104-го сентая, захваченные советскими войсками на мукденском аэродроме. Снимок сделан в 20-х числах августа 1945 года. Передняя машина не окрашена. В конце войны японцы испытывали острый дефицит почти во всем, включая краски.  http://vikond65.livejournal.com/577947.html
Tags: Наука и техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments