Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Каждая страна по-своему относится к своему историческому наследию и это одновременно и хорошо, и очень плохо. То есть по этому отношению прослеживаются все зигзаги истории страны, и это хорошо. Но плохо, когда в результате этих «зигзагов» уничтожаются произведения искусства, которые в будущем могли бы радовать глаз или привлекать туристов. Понятно, что были эпохи, когда о туристах даже и не помышляли, но опять же плохо, когда люди воевали со статуями и сносили прекрасные храмы.

Например, в Англии даже в эпоху Кромвеля старинные статуи не разбивались, а вот Франция эпохи Великой французской революции отличилась в этом в полной мере. Уничтожались статуи, свергались колонны, восставшая голытьба чуть было не порезала на куски «Гобелен из Байё» - ценнейший исторический памятник. Ну нужен был революционерам кусок ткани, чтобы покрыть повозку с боеприпасами, вот они и решили вытащить его из собора, где он хранился, и порезать на куски. К счастью, нашелся в Байё здравомыслящий человек, облеченный властью – комиссар Конвента, который сумел их от этого отговорить, объяснив, что это память о великом прошлом Франции и к королевской власти отношения не имеет. Но сколько побили эффигий – надгробных скульптур, изображавших рыцарей в полном вооружении, по которым мы сегодня могли бы судить о том, как реально они выглядели.


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»
Знаменитая эффигия Черного Принца позволяет с исключительной достоверностью воссоздать внешний вид его рыцарского снаряжения, вот только непонятно, что было под его налатной одеждой – джупоном с геральдическими львами (леопардами) и лилиями.


В Германии множество эффигий не пощадила война. Но зато в Испании революционеры заняться ими просто не успели, не до того им было, ну а в войне она участия не принимала и потому бомбежкам не подвергалась. Поэтому в соборах и церквях сохранилось множество самых разных эффигий. Например, в кафедральном соборе Барселоны, который находится у самого входа в популярный среди туристов «Готический квартал», есть замечательная эффигия похороненного там епископа.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Вот так это величественное сооружение выглядит изнутри, а слева и справа тянутся нефы, в которых находятся скульптурные изображения различных святых.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Например, вот такая композиция.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Или вот такие довольно простые, но очень колоритные скульптуры.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

А это вышеназванная эффигия. Правда, на табличке под ней написано, что она безымянная. Время имени того, кому она принадлежит, не сохранила.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Ну, а французы в свое время просто вволю поиздевались над своими памятниками старины. Например, в соборе в Каркассоне эффигий нет совсем. В замке Каркассон находится одна единственная эффигия, доставленная туда из аббатства св. Марии в Лаграссе. Сейчас там практически нечего смотреть, кроме обломков архитектурного убранства, поэтому-то, видимо, каким-то чудом уцелевшую эффигию и привезли в Каркассон.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Аббатство Св. Мари в Лаграссе. Вот все, что осталось от его средневекового убранства.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

А вот так его помещения выглядят внутри.

Увы, каркассонской эффигии в прошлом сильно досталось. Во-первых, она разбита на две части, сильно повреждено лицо (отбит нос), отбиты руки, меч, то есть целый ряд деталей, важных для изучения. Тем не менее, даже в таком виде она очень интересна, поскольку показывает сочетание кольчужной брони и латных поножей. А поскольку относится она к началу XIII века (ну может быть, к его середине), то есть к эпохе Альбигойских войн, то их наличие очень показательно. Значит, в первой четверти XIII века на юге Франции такие цельнокованые поножи с запором на крючках уже были в ходу! Но при этом же рыцари продолжали носить сюрко длиной ниже колен и кольчугу, колен не достигавшую. Интересно, что на груди у нее изображены сразу два герба. Такое в то время встречалось, но не часто! Но сама статуя все же очень груба. Так, кольчужное плетение, например, показано на ней схематическими полукружиями и не более.


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Вот она, эта эффигия в одном из залов каркассонского замка. Как видите, она значительно выше человеческого роста, поэтому все сохранившиеся детали на ней хорошо видны.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Передняя часть эффигии с гербами графов Транкавелей, которым принадлежал замок Каркассон.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Ноги эффигии. Хорошо видны петли поножей и ладная обувь – пластинки, наклепанные на какую-то основу. Возможно, что это металл или толстая кожа, но сами заклепки в любом случае должны были быть металлическими. То есть, очевидно, что первые латы у рыцарей появились на… ногах! Это была самая уязвимая часть их тела и именно поэтому-то ее и начали всемерно защищать.

Зато испанцам в этом плане повезло. Они и эффигии свои разбивать не стали, и сохранилось их у них достаточное количество. И, кстати, по ним, как по книге, можно читать историю развития испанских доспехов.


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Посмотрите, как хорошо сохранилась эффигия на саркофаге испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, в Каталонии. На шее рыцаря стоячий металлический воротник–горжет, а ноги также уже защищены латами. Очевидно также, что и под одеждой у него имеются металлические пластинки, наличие которых выдают головки заклепок, оформленных в виде цветов. Кстати, не все заклепки у него одинаковые. На некоторых явно изображен герб, на других – крест. То есть, если уж скульптор воспроизвел на этой статуе такие мелочи, значит, ему вполне можно доверять. Он сделал все так, как видел. Вот только шлема при нем нет, поэтому как он выглядел именно у сеньора Альваро, мы можем только предполагать. Ну, а по времени она относится к середине XIV в.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Прорисовка деталей эффигии дона Альваро де Кабреро Младшего, выполненная английским историком Дэвидом Николем. Тонировка А. Шепса.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Ну и нос ему тоже никто не отбивал, подобно тому, как это было сделано с эффигией из Каркассона.

Ну а впоследствии мастерство скульпторов возросло еще больше, они стали использовать такой камень, как алебастр и качество эффигий в XV веке достигло можно сказать своей вершины.


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Например, в Гвадалахаре есть церковь Св.Николая, где находится эффигия дона Родриго де Кампусано (ум. 1488?), автором которой являлся скульптор Себастьян из Толедо. Считается, что на сегодня это скульптура одна из самых тщательно выполненных работ такого плана, характерных для конца XV века.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Именно она позволяет нам в деталях рассмотреть и оценить одежду и оружие испанского рыцаря этого времени.

Известно, что дон Родриго был рыцарем и командором ордена Сантьяго (о чем говорит изображение меча Сантьяго на его плаще), то есть человеком явно небедным, да и какой бедняк мог бы заказать себе в то время полные рыцарские доспехи? Причем, был он не только хорошим воином, но и человеком грамотным и начитанным, а чем говорят толстые фолианты, изображенные под подушкой, на которой покоится его голова.


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Доспехи, в которых изображен дон Родриго, весьма интересны. Ну, прежде всего, в них зачем-то присутствует кольчужный воротник, хотя он совершенно не нужен, если надевается горжет с подбородником. Кираса глобулярного типа, характерна для миланских доспехов, но маленькие свисающие ланцетовидные набедренные щитки – тассеты, больше соответствуют германским доспехам. Поистине, удивительно смотрится и кольчуга, объемно вырезанная из алебастра!

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Знаменитая эффигия Ричарда Бошама, графа Уорика в церкви св. Марии в Уорике с тассетами, схожими с теми, что мы видим на эффигии дона Родриго. Правда, у дона Родриго они меньше по размеру.

Интересно, но его доспехи определенным образом похожи на латы, изображенные, например, на брасе (мемориальной доске) сэра Джона ле-Стренджа из Хиллингдона (Миддлсекс), 1509 г., или Джона Левенторпа из аббатства св. Елены в Лондоне, умершего годом позже. Так как доспехи служили своим владельцам по многу лет, более позднее в данном случае изображение ничего не значит, ведь 17 лет срок для рыцарского вооружения не очень большой. Похожие тассеты поверх кольчужной юбки мы видим и у сэра Хамфри Стенли в Вестминстерском аббатстве, умершего в 1505 году. То есть можно доказательно утверждать, что в конце XVI века подобная конструкция доспехов была достаточно широко распространена как в Испании, так и в Англии, хотя ее следует признать менее совершенной по сравнению с доспехами, имеющими «юбку» не из кольчуги, пусть даже и с тассетами, а из металлических полос в форме колокола. Хотя с другой стороны, сидеть в седле, скорее всего, было удобнее именно в «юбке» из кольчуги!


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Брас Джона Левенторпа, 1510 г. Аббатство св. Елены, Лондон.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Брас Генри Стенли Henry, 1528 г. Хиллингдон, Миддлсекс.

Удивительно, но доспех с кольчужной юбкой и ланцетовидными тассетами носил даже Ральф Верни, умерший в 1547 году, мемориальная доска которого находится сегодня в Олдбери (Хардфордшир), правда, поскольку на нем поверх лат надет геральдический плащ табар с широкими рукавами, то большую часть доспехов он как раз скрывает. То есть для 1488 года доспехи дона Родриго следует считать очень даже современными!

Удивительно, что кольчужное плетение зачем-то свисает на доспехах из-под наколенников, причем в виде узкой полоски. Защитных функций эти полоски тут не несут никаких, но зачем-то их приделали. Для красоты? Но тогда их можно было бы сплести зубчатыми! Непонятная деталь… Очень интересны двухстворчатые трубчатые наручи с хорошо заметными петлями, которые при этом «запираются» не крючками и штифтами, а стягиваются кожаными ремешками с пряжками, приклепанных к половинкам наручей!

Наконец, очень интересен и меч с «кольцом» на перекрестии. Нужно оно было для защиты указательного пальца, которому в это время по мавританскому обычаю многие рыцари стали закладывать за перекрестие у рикассо. Считается, что это помогало лучше контролировать меч, однако еще в эпоху крестовых походов Усама ибн Мункыз, называя этот способ «персидским», в своих мемуарах писал, что, видя с кем ты сражаешься, нужно сначала ударить своим клинком в основание клинка врага и отрубить ему палец, а уж потом рубить ему голову! Сам способ, однако, прижился, распространился среди мавров, а затем и христиан, ну а в качестве способа защитить указательный палец, как раз и было придумано это кольцо.


Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Шлем находится у рыцаря в ногах, и во время реставрации эффигии его удалось хорошо рассмотреть со всех сторон. Заметно проходящее через купол шлема и забрало хорошо выраженное ребро и смотровая щель в виде одной единственной прорези, а также затыльник. То есть, судя по всему, это салад (или саллет), с забралом по французской моде.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Шлем, вид спереди.

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

И вот что интересно, в Англии нашлась надгробная пластина (брас) очень хорошей сохранности, принадлежащая Уильяму де Грей,1495 г., Мертон, Норфолк, на которой он изображен в табаре, кольчужной юбке с зубцами и с точно таким же шлемом, как и у дона Родриго. Более того, в церкви Св.Мартина в Саламанке есть эффигия Диего де Сантиестивана, датируемая 1483 годом, и облаченная в доспехи очень похожие на доспехи дона Родриго. На них точно такие же тассеты и прекрасно воспроизведенная в камне кольчуга!

Эффигия дона Родриго Кампусано или «лучшая алебастровая броня»

Эффигия Диего де Сантиестивана, 1483 г.

То есть это было целое направление в рыцарской моде, причем направление, охватывающее продолжительный период времени и в достаточной степени интернациональное, поскольку очень похожие доспехи мы встречаем и на эффигии из Испании, и на брасах в Англии.
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/106801-effigiya-dona-rodrigo-kampusano-ili-luchshaya-alebastrovaya-bronya.html
Tags: Искусство и культура, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments