Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Марта Матильда Харпер, величайшая предпринимательница всех времён

Марта Матильда Харпер, величайшая предпринимательница всех времён


Портрет, на котором изображена Марта Матильда Харпер (приблизительно 1914 год)

Примерно за тридцать лет до того, как Элена Рубинштейн и Элизабет Арден основали свои бренды красоты, бывшая служанка из Канады стала создательницей американской салонной индустрии, разработав первое в мире парикмахерское кресло и придумав франчайзинг таким, каким мы его знаем сегодня.

Марта Матильда Харпер родилась в Онтарио (Канада) в 1857 году. Её родители были представителями рабочего класса. Когда девочке исполнилось семь лет, отец отвёз её в дом дяди, где она стала работать служанкой. Через несколько лет Марту забрал к себе немецкий врач, практиковавший холистическую медицину. С ней он поделился революционными идеями ухода за волосами. Харпер научилась стимулировать приток крови к волосяным луковицам при помощи энергичного расчёсывания волос и узнала о важности гигиены. Всё это было новшеством для того времени. Марта решила на себе испытать полученные советы, и в скором времени её поблёкшие длинные волосы словно ожили. Перед своей смертью в 1881 году врач поделился с девушкой секретной формулой тоника для волос; он даже не подозревал о том, какое влияние этот рецепт окажет на жизнь самой Харпер и всего американского общества.


В 1882 году Марта переехала в Рочестер (штат Нью-Йорк, США), где по-прежнему работала служанкой, однако теперь у неё был секретный рецепт тоника для волос и грандиозный план.

«В конце XIX века Рочестер был колыбелью инноваций. Это было идеальное место для тех, кто не боялся внедрять новые концепции», – пишет Джейн Плитт, автор книги «Марта Матильда Харпер и американская мечта, или Как одна женщина смогла изменить лицо современного бизнеса».

В скором времени Марта начала радовать свою новую хозяйку, Луэллу Робертс, и её богатых друзей своими секретами ухода за волосами и волшебным тоником (органический шампунь). В викторианскую эпоху люди либо вообще не мыли голову, либо использовали для этой цели агрессивное мыло. Женщинам помогали следить за волосами служанки или независимые парикмахеры, однако Харпер мечтала открыть свой первый публичный салон красоты.

Когда Марта занималась планированием будущего предприятия, она серьёзно заболела. Её выхаживала целительница, практиковавшая христианскую науку. Это учение впоследствии оказало огромное влияние на бизнес Харпер.

В 1888 году Марта открыла свой первый салон красоты на сбережения в размере 360 долларов. В том же году Джордж Истман основал в Рочестере компанию "Kodak" с венчурным капиталом, равным одному миллиону долларов. Привлечь женщин в салон красоты было задачей не из лёгких, поэтому Харпер стратегически подошла к выбору расположения своего заведения. Она воспользовалась связями с Робертс, чтобы получить место в популярном здании в центре Рочестера. На двери она повесила большую фотографию, которая демонстрировала её шикарные длинные волосы.

Несмотря на это, клиентов у неё так и не было. Тогда Марта решила прибегнуть к помощи блестящей маркетинговой тактики. По соседству с её новоиспечённым салоном находилась детская музыкальная школа, в которой не была предусмотрена комната для ожидающих посетителей. Каждый день состоятельные матери приводили сюда своих детей, и пока те занимались, они терпеливо ждали их в вестибюле. Марта предложила этим женщинам приходить к ней в салон, где они могли скоротать время, наслаждаясь приятными и полезными процедурами. Впоследствии данная тактика станет известной как «Метод Харпер».

Благодаря тому, что Марта проработала служанкой почти четверть века, она знала, как можно побаловать своих клиентов. Она разработала первое парикмахерское кресло, в котором женщины могли спокойно отдохнуть, закрыв глаза, пока им нежно мыли голову шампунем в полукруглой раковине (с проточной водой). Те, кто хотя бы раз испробовал на себе «Метод Харпер», возвращались к ней снова и снова.

Клиентками Марты в основном были светские дамы и суфражистки, движение которых зародилось в Рочестере. Они быстро разнесли молву о новом салоне Харпер по всему городу. В числе постоянных клиенток Харпер была её подруга Сьюзен Браунелл Энтони, американская активистка и борец за гражданские права женщин.


Сьюзен Браунелл Энтони

«Самым важным было то, что в салон Харпер приходили как женщины из простонародья, так и суфражистки, которые помогли развить ей бизнес, – пишет Плитт. – Мейбл, жена Александра Грейама Белла, стала её постоянной клиенткой. Она привела с собой Грейс Кулидж, будущую первую леди, и Берту Палмер [светскую львицу и общественную активистку]».

Палмер настолько понравились процедуры Харпер, что она настоятельно попросила её открыть салон в Чикаго к началу проведения Всемирной выставки 1893 года. Харпер ответила, что Палмер необходимо было заручиться поддержкой двадцати пяти женщин, готовых финансово помогать чикагскому салону.

Марта хотела найти способ расширить свой бизнес, имея ограниченные ресурсы. Как пишет Плитт, в то время внимание Харпер внезапно привлекли принципы управления Церковью христианской науки. Её основательница, Мария Бейкер Эдди, умело руководила филиалами церкви по всей стране. Марта решила, что ей следует перенять эту эффективную модель.

Также она присоединилась к борьбе суфражисток, целью которых было расширение прав и возможностей женщин. В частности, Сьюзен Браунелл Энтони выступала в защиту представительниц слабого пола, которые стремились к материальной независимости в эпоху, когда они имели очень мало прав, особенно в финансовом плане.

«Харпер использовала модель, для того чтобы включить в деятельность бедных служанок и простых работниц и помочь им изменить свою жизнь», – пишет Плитт.

Она хотела, чтобы бедные женщины открыли первую сотню салонов. Одним махом Харпер стала пионером социального предпринимательства и современного франчайзинга. (Термин «франчайзинг» заимствован из французского языка и означает «быть свободным от рабства»). Отцом американского франчайзинга считают основателя корпорации "McDonald’s" Рэя Крока, однако Харпер опередила его на 60 лет.



Марта Матильда Харпер открыла свой первый салон на сбережения в размере 360 долларов

Первые две франшизы были открыты в 1891 году в Буффало и Детройте. Они обязательно должны были приобрести парикмахерское кресло и раковину, разработанные Харпер (к сожалению, она их не запатентовала), и всю её продукцию по уходу за волосами. Поскольку женщинам, которые стали известны как «Харпериты» (англ. "Harperites"), обычно не хватало средств на первоначальные затраты, Марта одалживала им деньги на покупку франшизы.

В 1893 году Харпер открыла свой салон в Чикаго. Предпринимательница продолжила расширять свою сеть, и в скором времени она насчитывала более 500 салонов по всему миру. Также Харпер открыла несколько школ красоты, где женщин обучали основам её «Метода», и фабрику по производству органических продуктов. Империя Марты росла вместе с числом богатых и знаменитых клиентов, включая членов британской королевской семьи, немецкого кайзера, актрису Хелен Хейс и Розу и Джозефа Кеннеди (а позднее Жаклин Кеннеди и Леди Бёрд Джонсон). Перед заключением Версальского договора американский президент Томас Вудро Вильсон поздно вечером посетил парижский салон Харпер, чтобы получить массаж кожи головы.

Салли Кнэпп стала одной из женщин, чью жизнь Марта изменила навсегда. Она поступила в школу красоты Харпер в Рочестере сразу после получения среднего образования.

«Я окончила школу Харпер в 1954 году, – вспоминала Кнэпп. – В то время подобного рода заведения имели не очень хорошую репутацию. Мне казалось, что они пропитаны грязью и вульгарностью. Однако школа Харпер была другой, и подход, который в ней использовали, сильно отличался от остальных. Здесь учили, как ухаживать за волосами, а не просто делать причёски».

В 1957 году Кнэпп стала хозяйкой салона Харпер в Балтиморе. Она управляла им в течение 50 лет.

Харпер никогда не отступала от своей первоначальной цели расширить права и возможности представительниц женского пола. Её салоны предлагали услуги по присмотру за детьми и были открыты в вечернее время суток, чтобы принять очень занятых женщин. В отличие от Джона Рокфеллера, который жил в крепости, двери особняка Харпер в Рочестере были открыты для всех «Харперит», приезжавших в город.


Портрет, на котором изображена Марта Матильда Харпер (приблизительно 1914 год)

Марта Матильда Харпер не хотела выходить замуж до тех пор, пока полностью не установит эффективный контроль над своей империей. В возрасте шестидесяти трёх лет она заключила брак с тридцатидевятилетним Робертом Макбейном.

В 1932 году Харпер ушла с должности генерального директора и передала бразды правления Макбейну, который приступил к преобразованию компании, внедрив в использование химические красители и консерванты. Харпер умерла в 1950 году в возрасте 92 лет. К тому времени Макбейн продал компанию, от прежнего величия которой осталась лишь тень. Последний салон Харпер закрылся в Рочестере в 2005 году.

Сегодня имя женщины, которая преобразила жизни огромного количества людей и изменила лицо американского бизнеса, во многом забыто.

В 2001 году Харпер была посмертно удостоена премии от Международной ассоциации франчайзинга. Спустя два года её ввели в Национальный зал славы женщин США.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта atlasobscura.com    http://muz4in.net/news/marta_matilda_kharper_velichajshaja_predprinimatelnica_vsekh_vremjon/2017-01-16-42587
Tags: Биографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments