Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Третье чудо света (а это не я!) :)))

Третье чудо света (а это не я!) :)))

Статуя Зевса в Олимпии — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия, на западном побережье современной Греции, около 150 км. к западу от Афин).
Статуя Зевса в Олимпии тоже — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы.

История:Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать пожертвования на его строительство.
Великолепный храм Зевса была задуман архитектором Либоном и был построен около 450 г. до н. э. Из-за возрастающей мощности древней Греции, простой стиль дорического храма казался слишком светским, и потребовались некоторые изменения. Было решено поставить величественную статую. Афинский скульптор Фидий был назначен главным архитектором осуществления этой задачи.
В течение нескольких лет храм привлёк посетителей и поклонников со всего мира. Когда статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., была отреставрирована скульптором Димофоном.

В первом столетии римский император Калигула попытался около 40 года н. э. переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. Согласно Светонию:

«Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими»,
когда же приступили к исполнению
«статуя Юпитера, которую он приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались».
В скором времени император был убит. И что касается хохота бога, единственное, что можно сказать: "браво, священники Зевса!" :)
Или то, или Светоний был старым сплетником! :))
Лукиан Самосатский упоминает о серьезных повреждениях статуи в конце II века, во время гражданских смут и дерзких набегов северных соседей:

Я уже не говорю, как часто грабят твой храм; даже у тебя самого обломали руки в Олимпии, а ты, высокогремящий, поленился поднять собак на ноги или созвать соседей, чтобы, сбежавшись на крики, они захватили грабителей, приготовлявшихся бежать. Но, благородный, титанобоец и гигантоборец, ты сидел, держа в правой руке перун в десять локтей, пока они обстригали тебе кудри.

Позже, после того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием, храм был закрыт.
Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствии этого храм был значительно поврежден.
Последнее упоминание о статуе относится к 363 году н. э. В XI веке византийский историк Георгий Кедрин, записал местное «предание», согласно которому в начале V века н. э. статуя Зевса была ещё цела. По его сведениям, её или перевезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году, или никуда не перевозили, и она погибла вместе с храмом от пожара в 425 году. Сегодня от статуи осталась только пыль и несколько фрагментов...


Описание:В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.
Фидий начал закладывать статую около 440 г. до н. э.. Годом раньше, он разработал технику, чтобы подготовить огромное количество золота и слоновой кости для строительства. По его приказу была и построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он ваял и резал части статуи, прежде чем они могли быть собраны в единое целое в самом храме. Особенно части из слоновой кости, из которой создавал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные камни и 200 кг чистого золота.
Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал:


".. хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма".

Страбо был прав - этот впечатляющий размер сделал статую такой замечательной. База статуя была почти 6.5 метров шириной и 1 метр высотой. Сама высота статуя была высотой 13 метров, эквивалент современного 4-этажного здания.
Ножки трона были украшены сфинксами и крылатыми фигурами Победы. Греческие боги и мифические персонажи также украсили сцену (Аполлон, Артемида, и дети Ниобия). Грек Паусаниус писал :


"Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок.... В левой руке он держит скипетр, инкрустированный несколькими типами металла, и орла, усевшегося на скипетр. Его сандалии сделаны из золота, как и его халат, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий. Трон украшался золотoм, драгоценными камнями, черным деревом, и слоновой костью".
В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.
Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Кирене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными.
В 1861 году привезли из Италии мраморную копию статуи Зевса в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.


Данные археологииПриблизительная дата создания статуи (третья четверть V-го века до н. э.) подтвердилась при археологических работах в мастерской Фидия (1954—1958), которую удалось обнаружить благодаря более-менее точному описанию её места у Павсания.
Археологи нашли здесь некоторые приспособления, нужные для обработки золота и слоновой кости, крошки драгоценных камней, костяные щепы и множество терракотовых форм для литья.
Формы использовались особенно при создании сложных складок драпировки статуи, которые затем покрывались тонким слоем золота. Чаша с надписью «ΦΕΙΔΙΟΥ ΕΙΜΙ» — «Я ПРИНАДЛЕЖУ ФИДИЮ» — также была найдена здесь.

Хронология событий445 до н.э.             Начало строительства статуи
435 г. до н.э.          Торжественное открытие статуи
170 г. до н.э.          Повреждение статуи (землетрясение)
40 г. н.э.                 Неудачная попытка перевезти статую (приказ Калигулы)
391 г. н.э.               Запрет языческих обрядов и божеств, запустение Храма
425 или 475 г. н.э. Уничтожение статуи в результате пожара
1829 г.                    Обнаружение фрагментов скульптуры и отправка их в Лувр
1875 г.                   Обнаружение элементов бассейна у подножья статуи
1954-1958 гг.          Обнаружение мастерской Фидия

Интересные факты● Над созданием статуи скульптор Фидий работал 12 лет. В течение года до начала работ Фидий продумывал особенности конструкции.
● Для оформления статуи было использовано более двухсот килограмм золота.
● Стоимость золота для статуи в современном денежном эквиваленте составила бы восемь миллионов долларов.
● Благодаря использованию особой слоновой кости с розоватым отливом тело Зевса выглядело крайне реалистично.
● Впервые в греческом искусстве облику статуи автор придал выражение доброты и человечности.

Примечание Пиццы
В течение 465-450 гг. до н. э. произошло огромное восстание в Египте, где греки находились в качестве наемников и союзников против персидского царя царей. Несомненно, что греки посетили египетские храмы и были вдохновлены колоссальными статуями фараонского Египта!

Греческие боги и богини - современный вид:

:) https://cont.ws/@sicomoro/629058

Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы, Мифология, Юмор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments