Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Навуходоносор II. Возрождение славы Вавилона

Навуходоносор II. Возрождение славы Вавилона

Четыре внешних вызова

Нововавилонское государство было, на мой взгляд, как раз той первой структурой нового совершенно типа, о которой, собственно, мы будем говорить в дальнейших наших беседах. Если говорить о признаках этой структуры, то, конечно, можно назвать активную внешнюю экспансию, централизацию, и если мы принимаем идею множественности цивилизаций, то нужно отметить экспансию именно за пределы цивилизационного пространства, к которому относился Вавилон. И эти качества нововавилонской государственности нужно рассматривать в контексте новых вызовов, новых угроз, с которыми столкнулась цивилизация, включавшая в себя Месопотамию, Палестину, Аравийский полуостров, Урарту, Маннейское царство.

Здесь нужно отметить, что впервые в истории железного века – мы сейчас будем обобщенно все-таки использовать этот хронологически-технологический маркер – одна из цивилизаций сталкивается с комплексом внешних угроз. Особенно важно, что это был именно комплекс угроз, это было сразу несколько внешних посягательств на ее культурное пространство, на ее политическое пространство. Это были посягательства со стороны всех государств, которые с ней соседствовали.

Что это были за угрозы? Во-первых, агрессия со стороны Египта. Египет к тому времени переживал эпоху очередного подъема, это был Саисский период, когда после свержения ассирийского владычества начинается новая эра в истории Египта. Укрепляется египетское государство, получает новый импульс египетская культура, египетское искусство. Это сопровождается активизацией внешней политики и внешней экспансией Египта, особенно в условиях сначала ослабления, а потом буквально разложения ассирийской государственности, контролировавшей до этого территории вплоть до египетских границ.

Вторая агрессия – это иранские племена в широком смысле слова. Прежде всего, конечно, это мидийцы. Иногда предполагают, что в натиске на Ассирию участвовали скифы, но этот момент весьма спорен и утверждать это с определенностью нельзя. Но то, что мидийцы были одной из тех сил, которые разрушили ассирийское доминирование в Передней Азии – это можно принять как исторический факт.

Третьей силой, которая может быть отмечена, были греки. Как ни странно это прозвучит, но мы должны учитывать, что цивилизация, о которой мы говорим, имеет множество пространственных локализаций. Одной из этих локализаций была территория Северо­-Западной Африки, т.е. территория финикийской колонизации, и прежде всего, конечно же, самый известный центр, вынесенный финикийцами за пределы своей основной базовой территории – это Карфаген.

И карфагеняне сталкиваются в Западном Средиземноморье с вызовом со стороны греков, прежде всего греков-фокейцев. Западное Средиземноморье на какое-то время становится местом пересечения интересов двух активных торговых систем – греческой и финикийской, или, если мы немного сузим рамки, фокейцев и карфагенян. Примерно к этому времени как раз относится основание греческого города Марсалии на территории современного Марселя, на территории современного французского Прованса. Греки фактически вторгаются в сферу традиционных на тот момент интересов Карфагена.

И, наконец, можно отметить еще одну угрозу, еще один вызов, каким бы незначительным он не показался нам. Это действия царя Иудеи Иосии. Иосия фактически вводит в Иудее четкое монотеистическое вероисповедание, что приводит к конфликту с традиционными культами, которые доминировали на территории Палестины и поддерживались Ассирией. Поскольку религиозный культ был очень тесно связан с политическим присутствием, то господство Ассирии, конечно же, сопровождалось и экспансией идей, экспансией доктрин. И Иосия в условиях ослабления Ассирии разрывает с традиционной политеистической системой и обращается к идее иудейского монотеизма.

Четыре вызова со стороны четырех цивилизаций. И все они приходятся примерно на один и тот же период: это самый конец VII в. до н.э. Ассирия в это время переживает упадок, как я уже отмечал. Это был не первый упадок ассирийской государственности, пожалуй, можно отметить его уже как четвертый за время ассирийской истории, но, в отличие от всех предыдущих, он закончился для Ассирии крайне трагично: нового подъема, нового возрождения она уже не пережила.  Читать дальше: http://bolivar1958ds.mirtesen.ru/blog/43889365321/Navuhodonosor-II.-Vozrozhdenie-slavyi-Vavilona

Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments