Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Михаэль Дорфман. Лица еврейской национальности по-американски. Исправляющая Дискриминация (2 статьи)

Лица еврейской национальности по-американски

Я должен извиниться перед Владимиром Владимировичем Путиным. В 2005-м в эссе «Холокост — это смешно» я недобро пошутил, что в своей речи к юбилею освобождения Освенцима он никак не мог произнести слово «евреи» и лишь под конец выдавил «лица еврейской национальности». Такая черта свойственна многим русским, украинцам, болгарам, осетинам и другим представителям братской семьи народов бывшего соцлагеря. Я верил тогда, что в Америке совсем другое отношение к слову «еврей». И не знал, например, что незадолго до этого редактор крупной американской газеты вызвал на ковер журналиста-еврея Марка Оппенгеймера.  Подчеркнув, что в заметке об избрании сенатора Джо Либермана надо заменить «еврей» на «лицо еврейской национальности». До сих пор многие в Америке произносят это слово с опаской.

Однако по порядку. Я несколько раз писал о попытках заменить в разных европейских языках слова однокоренные русскому «ж...д» на что-то более благозвучное. В статье «Вернуть ж...дов Малороссии» я самонадеянно утверждал: «Успехи еврейской общины в США со временем высоко подняли статус евреев, и слово Jew перестало считаться чем-то второсортным, а тем более стыдным. От старых времен борьбы за эмансипацию остались такие названия, как Hebrew school для еврейской школы при синагоге, для концерна по производству кошерных сосисок Hebrew national, да ещё, пожалуй, английское название Еврейского университета в Иерусалиме — Hebrew University of Jerusalem».

С тех пор я пожил в Америке подольше и стал лучше понимать не только текст, но и контекст. Путин, затруднявшийся в начале своей президентской карьеры произнести слово «еврей», не выглядел бы в Америке странно. На мемориальной церемонии в День Холокоста президент Дональд Трамп заявил: «Мы видим множество проявлений антисемитизма — в университетских кампусах, в общественных местах, в угрозах еврейским гражданам». Он 11 раз сказал «еврейский» и лишь один раз «евреи». Выступая по случаю Пасхи и Песаха, Трамп уделил каждому празднику одинаковое время. Он назвал христиан христианами и отметил, что они отмечают воскрешение Христа. Говоря о евреях, отмечавших исход из Египта, президент сказал «еврейские семьи». Другие президенты — от Рейгана до Обамы — тоже затруднялись произнести слово «еврей» и «евреи», предпочитая оперировать американскими аналогами «лиц еврейской национальности». В поздравлениях к Песаху за восемь лет Обама ни разу не произнес слово «еврей».

«Слово «еврей» — это забавное слово — определил эту семантическую ловушку замечательный американский сатирик Луис Си Кей. — Это единственное приличное слово для обозначения группы людей и одновременно презрительная кличка для обозначения той же самой группы».

В 2000 году Марк Оппенгеймер работал в либеральной газете в Коннектикуте — родном штате Джо Либермана, где его неизменно избирали в Сенат. Фамилия Оппенгеймер в Америке считается еврейской, и это должно было снять подозрения в антисемитизме автора. Однако корректоры и нееврей-редактор решили, что «еврей-вице-президент» может оскорбить его читателей — как евреев, так и неевреев, — и заменили на «еврейский вице-президент». Хотя Джо Либерман — самый еврейский из евреев-политиков — соблюдающий иудей в кипе. За то, что он — «настоящий еврей», Либерман пользовался популярностью среди очень консервативных христиан-евангелистов, на голоса которых рассчитывали политологи Демократической партии.


Сцена из фильма «Энни Холл»

Если проверить словоупотребление фразы «настоящий еврей», то в большинстве случаев оно далеко от комплимента.  Это замечательно обыграно в комедии Вуди Аллена «Энни Холл». Главная героиня (в исполнении Дайян Китон) говорит герою Вуди Аллена:  «Ты — это то, что моя бабушка назвала бы «настоящим евреем». «Спасибо большое», —  отвечает под смех аудитории захлебнувшийся вдруг Аллен. «Да, ну, знаешь, она ненавидит евреев. Она думает, что они лишь делают деньги…», — смущенно лепечет Энн.

В то время как «настоящий христианин» в устах американца, канадца или британца означает все хорошее, то «настоящий еврей» в Америке покрывает широкое семантическое поле от мелкого хама, лезущего без очереди в супермаркете, до крупного афериста — вроде Берни Мэдоффа или короля воров Фейгина из «Оливера Твиста». Фраза в устах моей знакомой либеральной еврейки — «там группа евреев расселась в ресторане» — не означала ничего хорошего.  Профессор-религиовед Синтия Бейкер, исследующая проблемы гендерной идентичности в иудаизме, даже написала книгу под названием «Еврей», где доказывает, что, несмотря на сказанное в Талмуде и других источниках, большую часть своей истории евреи не называли себя производными от Иудеи.

В 2017-м у Марка Оппенгеймера накипело и он выступил в «Нью-Йорк Таймс» со статьей «Восстановить еврея». Оппенгеймер требует того, о чем я наивно рассказывал русскоязычным читателям как давно достигнутом.

Разумеется, все совсем непросто. Еврей в Америке — это не столько национальность, сколько религиозная идентичность. А к идентичности в Америке относятся очень щепетильно. Многие в штыки воспринимают сведение их идентичности исключительно к религиозной принадлежности — иудея, христианина или мусульманина. Зачем, если человек неверующий и несоблюдающий.

Я много раз слышал от американских евреев, что обращение к ним, как «еврей-Jew» вместо «еврейский-Jewish» их раздражает. Некоторые даже чувствуют в этом угрозу. Те же самые либералы, которые раньше называли антисемитизм то еврейской паранойей, то инструментом израильской пропаганды, взорвались возмущением по поводу реального и мнимого антисемитизма, присутствовавшего в президентской кампании 2016 года.

Слово «еврейка — Jewess» еще более неполиткорректно, и не только в английском. Если на идише еврей (а-ид) — это синоним хорошего человека, а обращение в третьем лице «господин Еврей» — высшая дань уважения, то еврейка (идене) никогда не было комплиментом.

Вместе с тем для многих еврей остается евреем, даже если он не соблюдает заповеди, не носит кипу, а его жену «люди видели на базаре без чулок». Дело, конечно, не в том, чтобы всех загнать в одну клетку. Каждый может сам конструировать собственную идентичность. Однако у тех, кто идентифицирует себя евреем, — политиков, писателей, селебритиз — не должно быть страха, что их «не так поймут», сочтя «профессиональным евреем».


Марк Оппенгеймер

Есть множество знаменитостей и медиа-звезд, не стесняющихся называть себя христианами, хотя в церкви их видят редко и в соблюдении постов и праздников они не замечены. Да и христианство их может быть одной из десятков идентичностей и порой не главной. Американские же евреи, озабоченные антисемитизмом, не хотят подчеркивать свое еврейство, а многие его и вовсе скрывают, меняя фамилии и давая детям нееврейские имена. Дело доходило до парадокса, когда имя первого христианского мученика св. Стефана (Стивена), забитого камнями иерусалимской толпой, стало самым популярным еврейским именем в Америке.

Идентичности стремительно меняются в современном мире. Афроамериканцы никак не могут определиться с самоназванием — «негр», «черные люди», «цветные люди» (сolor people), снова «черные», афроамериканцы, сегодня — «люди цвета» (people of color). «Черный» был когда-то в Америке оскорблением, потом его реабилитировали, потом опять считали неполиткорректным, а сейчас лингвисты отмечают, что «черный» опять возвращается в мейнстрим. Потеряли свой негативный смысл «гомосексуал» и «квир». Зато «белый» и «гетеросексуальный» в определенных кругах из определения превратились в обвинение в обладании привилегиями, которые надо отобрать и поделить.

«Как писателю, — говорил Оппенгеймер в интервью, — мне приходится задумываться, как написать «еврей» или «еврейский», и для доброжелательных неевреев у меня есть ответ — не стесняться писать «еврей».

Кто-то сказал, что антисемитизм закончится, когда никто не будет делать паузу, чтобы подумать, как назвать еврея. По-моему, это касается не только трехбуквенного английского Jew, но и его табуированного однокоренного трехбуквенного русского родственника.

Михаэль Дорфман, специально для «Хадашот»    http://hadashot.kiev.ua/content/mihael-dorfman-pochemu-v-ssha-stesnyayutsya-slova-evrey

Исправляющая Дискриминация

Михаэль Дорфман

“ЭТО ТО ЧТО НАЦИСТЫ ДЕЛАЛИ С ЕВРЕЯМИ В 1930х

Об исправляющей дискриминации

wp

Среди отрицательных следствий “политик идентичности” – создание класса выдвиженцев, уверенных, что им положено больше других, потому, что их выдвинули. Они же обеспечивают покорность в своих общинах. Так создается не только аппарат для внедрения политик идентичности, но и этнические и гендерные политические классы. Отсюда, в частности, политики вроде Мири Регев, Фаины Киршенбаум, Елены Мизулиной и Ирины Фарион. Отсюда “черный политический класс” в США и израильский “клаф эдати” (этническая игральная карта) – профессиональные борцы за “чего изволите”.

Есть у меня есть родня в Мексике. Они там поселились еще до Русской революции. Один мальчик, мой кузен — уроженец Мексики с испанской фамилией типа Лопесм, второй сын одинокой матери был принят на должность в одном из престижных американских университетов по программе «исправляющей дискриминации» — для гендерных и расовых меньшинств, как мексиканец.

Поработал он там полгода, пока его еврейство не вычислила офицер по диверсификации (равной представленности меньшинств). Есть такая должность. То есть, 80% преподавательского состава в одном из самых либеральных университетов — почасовики безо всяких прав, без отпускных и больничных. Зато целые департаменты офицеров по «равенству и диверсификации» там на полной ставке.

Офицерша мальчика с позором изгнала из университета. Это как раз то, что нацисты делали с евреями в 1930-х годах в Германии. Вычисляли еврейство и изгоняли из университетов, с госслужбы и т.д. Эти места были только для арийцев, которых официальная политика считала «обиженными еврейским засильем».

Историк Норман Кантор пишет, что в самом еврейском вузе США, в Колумбийском университете, процент евреев в преподавательском составе из-за «исправляющей дискриминации» снизился с 35% в 60-х годах до менее чем 15%. Похожая картина даже в Барух Колледж, созданном в 1919 г. как убежище для еврейских студентов и профессоров, которых не брали на работу из-за антисемитизма.

Эта история окончательно определила мое отношение к так называемым политикам идентичности, и стала моей лакмусовой бумажкой практического внедрения «гендерного и расового равенства» при свободнорыночном корпоративном капитализме. Там, где есть «исправляющая дискриминация» для афроамериканца, «мизрахи», «эфиопа» или женщины, там всегда есть бедный парень из «большинства», для которого это — расовая или гендерная дискриминация. Именно бедный, потому что богатые не платят за «исправляющую дискриминацию». Им достаточно сделать пару звонков, чтобы получить для себя и своих детей все, что пожелают.

Я опросил для этой заметки своих друзей, сотрудников московских вузов и правозащитных организаций. Оказалось, по-русски даже нет понятия «политики идентичности», как называют подобные гендерные и расовые политики. Без борьбы за социальную справедливость они превращаются в верное орудие классовой войны бюрократической корпоративной олигархии против всех остальных.

Среди других отрицательных следствий «политик идентификации» — создание класса выдвиженцев, уверенных, что им положено больше других, потому, что их выдвинули. Они же обеспечивают покорность в своих общинах. Так создается не только аппарат для внедрения политик идентификации, но и этнические и гендерные политические классы. Отсюда, в частности, политики вроде Мири Регев, Фаины Киршенбаум, Елены Мизулиной и Ирины Фарион. Отсюда «черный политический класс» в США и израильский «клаф эдати» (этническая игральная карта) — профессиональные борцы за «чего изволите».

Разумеется, гендерные и расовые проблемы существуют, и за их решение надо бороться. Борьба за гражданские  права женщин и меньшинств — дело благородное. Вот только вспоминается Черномырдин с пресловутым «хотели как лучше, а получилось как всегда». Современный капитализм, согласно замечательной метафоре Марка Фишера, как «Нечто» из фильма Джона Карпентера -жуткий монстр, способный поддерживать свой метаболизм в чем угодно и абсорбировать все, с чем он соприкасается.

Впервые опубликовано в РеЛевант (Израиль) 2015 г.

Михаэль Дорфмнан (с) 2015
Michael Dorfman (c) 2015

https://lamerkhav.wordpress.com/4458-2/%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/
Tags: Аналитика и публицистика, История, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments