Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Парадный марш под хмурым небом

Парадный марш под хмурым небом
Поверженные знамена нацизма и еврей, которому довелось фотографировать Историю
Вспоминая фотолетописца истории — Евгения Халдея
Борис ГЕЛЬМАН, член Союза журналистов России
Московское небо в то воскресное утро 24 июня 1945 года закрыло тучами, моросил дождь. В назначенное время, в 9.55 , к Спасским воротам подвели белого рысака. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков поднялся в седло. Прозвучала команда: «Парад, смирно!» Маршал пришпоривает коня. На Спасской башне часы отбивают 10.00…
В тот день в Москву слетелись сотни киношников и фотографов со всего мира, им предстояло запечатлеть великое событие – Парад Победы. Среди них можно было заметить рослого мужчину, свободно проходившего вдоль армейского строя. Это был военный корреспондент ТАСС 28-летний Евгений Халдей. В годы войны сотни его снимков с фронтов и флотов печатались в советских газетах. Знали Е.Халдея и в прессе союзников. Широкую известность принес ему снимок «Знамя Победы над Берлином».

Мне доводилось многократно встречаться с великим мастером в Севастополе и в Москве, в Днепропетровске и Тель-Авиве, записывать его интересные рассказы.
Автору доводилось многократно встречаться с великим мастером в Севастополе и в Москве, в Днепропетровске и Тель-Авиве
Возле тель-авивской Синематеки автора и знаменитого фотожурналиста запечатлел классик советской и израильской фотографии Лев Бородулин
Из воспоминаний Евгения Халдея:
"До войны мне много раз приходилось снимать парады. На них присутствовали наши высшие руководители. Но никогда я ещё так не волновался, как в тот день. Поздней ночью я прилетел накануне из Берлина. И утром на Красную площадь. У Спасских ворот увидел строившихся в колонны наших бойцов. Узнал, что там собрали 200 солдат особого батальона, в руках они держали трофейные знамена гитлеровских войск. Вдоль ГУМа — сводные полки. Проходя по площади, всматривался в лица фронтовиков, окликал тех, с кем встречался на фронтах и флотах. Когда кремлевские куранты начали отбивать время, на площади все замерло. Оркестр заиграл «Славься!» В этот миг на белом коне выехал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
Дождь не прекращался. Я приноровился, сделал снимок – полководец едет вдоль строя солдат, держащих в руках штандарты поверженного гитлеровского вермахта. И вдруг у меня перед глазами все поплыло, невольно нахлынули воспоминания. Грохот снарядов, сгоревшие дотла города, пылающие самолеты, уходящие под воду корабли. И лица, тех, кого уже никогда не увижу… Встрепенулся, щелкнул фотоаппаратом. Снимок Георгия Константиновича на белом коне печатался многократно в наших и зарубежных изданиях. Я очень любил великого полководца, как и все фронтовики. Вот познакомиться довелось намного позже…"
Однажды зимним вечером 1972 года в квартире Е.А.Халдея раздался телефонный звонок. Евгений Ананьевич снял трубку, удивился представлению: «Адъютант маршала Жукова». Сразу Халдей подумал: розыгрыш друзей. Его коллеги любили такие шутки. Но сразу же услышал незнакомый голос: «Добрый день, Евгений Ананьевич! С вами говорит Жуков».
Маршал сказал, что парад Победы — самое незабываемое событие. И ему очень понравилась фотография первых минут торжества. Спросил, можно ли сделать увеличенный снимок? Халдей предложил фото 100 х 120 см. В ближайшие дни за ним приехала машина. На даче Жуков с улыбкой признался: «Не могу вас вспомнить». Халдей объяснил: «Каждый раз, когда вы появлялись, я нацеливал на вас объектив, мое лицо всегда было закрыто».
Вспомнили парад. Георгий Константинович рассказывал:
«Лошадь сама понесла меня через Красную площадь. Передо мной все было, как в тумане. Горькие чувства бередили душу. Нахлынули воспоминания о погибших друзьях, об офицерах и солдатах… Вот вам удалось поймать тот миг, когда конь всеми четырьмя копытами оторвался от брусчатки, словно мы парим в воздухе. Высочайшее мастерство и чувство момента».
Маршал ПобедыВыпили по чарке, попрощались. Через день в дверь квартиры фотографа позвонили. На пороге стоял полковник. Представился, передал от имени Георгия Константиновича вместительную коробку. Полный набор: икра, коньяк, шампанское, фрукты.
parad2092
parad2093
Халдей в освобожденном Севастополе


parad2096
Парад Победы. Первый Украинский Фронт. 24 июня 1945 года
Поэт Евгений Долматовский около Бранденбургских ворот. Сувенир Победы, 2 мая 1945

Автограф мастера

Флаг Победы над Рейхстагом. Май 1945
Флаги врага - на землю
На Потсдамской конференции Халдею доверили снимать И.В.Сталина, президента США и премьер-министра Великобритании
Сводный полк 1-го Белорусского фронта во время Парада Победы на Красной площади
* * *
В один из моих приездов в столицу Евгений Ананьевич подарил мне альбом «Von Moskau nach Berlin», изданный в Германии двадцать лет назад. Читаю предисловие. С первой строки: «Халдей – автор одного из самых знаменитых снимков этого столетия: 2 мая 1945 г. красноармейцы водружают советский флаг над Рейхстагом. Эта фотография стала символом краха фашизма и гитлеровской Германии».
Многие снимки Е.А.Халдея помещены во Всемирной серии «Фотографии, которые сделали историю». В антологии «Пантеон XX века» представлены 30 выдающихся мастеров мира, в их числе двое советских – Е.Халдей и А.Родченко. И при этом Евгению Ананьевичу не всегда благоволили чиновники. Лишь благодаря усилиям Константина Симонова только в 1979 году вышла фотокнига Евгения Халдея «От Мурманская до Берлина». Причем не в столичном издательстве, а в далеком Заполярье.
Завершилась война. ТАСС поручал Е.Халдею самые ответственные задания:  на Потсдамской  конференции ему доверили снимать И.В.Сталина, президента США , премьер-министра Великобритании, первую мирную конференцию в Париже, тщательно охраняемый Нюрнбергский процесс. Но в конце 40-х годов в СССР развернулась борьба с «безродными космополитами». По «пятому пункту» попал под раздачу и Халдей. На выставке в Севастополе об этом спросили дочь.
«Он не чурался никакой работы»- ответила Анна Халдей.
И почти два года трудился в журнальчике «Клуб и художественная самодеятельность». Как говорили, опустили с купола рейхстага до сельского клуба.
Евгений Ананьевич вернулся в большую печать благодаря друзьям военного времени, его фотографии стали печатать  в «Советской культуре» и «Правде», в книгах , в зарубежных изданиях.
Казалось бы, известнейший мастер, а предъявить свое творчество широким народным массам ему понадобился ходатай — настойчивый и авторитетный Константин Симонов. В то же время о творчестве Е.Халдея снимали фильмы телестудии Германии, Австрии, США, Италии, Голландии. В год 50-летия Победы Евгений Ананьевич летал на свои выставки в Сан-Франциско, Берлин, Неаполь.
Константин Симонов писал о работе фоторепортеров Великой Отечественной войны: «То, что он не снял тогда, в тот день и час, там на войне, уже не снимешь — ни через год, ни через тридцать лет. Фотокорреспондент не может запомнить что-то на будущее. Его память это снимки. Если они выжили, сохранились, они могут, а подчас и обязаны стать частицей памяти человечества. Именно в этом главный смысл фотокниги Халдея». Речь шла о той, которую печатали в Мурманске.
Мне посчастливилось знать Евгения Ананьевича на протяжении двух десятилетий. В декабре 1979 года в Художественном музее им. М.П.Крошицкого состоялась первая персональная выставка Е.А.Халдея в Севастополе. В один из декабрьских дней он предложил прогуляться по Приморскому бульвару. Когда мы проходили под аркой, к нам обратился незнакомец: «Я видел на выставке снимок матросов, проходивших под этим мостиком 9 мая 1944 года. Можно я сфотографирую вас?» Евгений Ананьевич ответил: «Сделайте доброе дело!»
Впоследствии, оказавшись в Тель-Авиве, я зашел в редакцию журнала «Голос ветеранов войны». Секретарь говорит:
«Президент Союза ветеранов и партизан Авраам Коэн занят, принимает Евгения Халдея».
Вот такая неожиданная была встреча! Мы вышли на улицу. Нас сфотографировал у здания киноцентра Лев Бородулин — в прошлой московской жизни репортер «Советского спорта» и журнала «Огонек». Он то и прислал фотографию в Севастополь.
Евгений Ананьевич очень любил Севастополь. Когда он появлялся в нашем городе, его первым навещал Борис Шейнин — коллега и фронтовой репортер. В одно время они оказались в поверженном Берлине. Их снимки того времени до сих пор волнуют зрителей. Теперь они печатаются не только в газетах, но и во многих книгах в нашей стране и за рубежом, как подлинные свидетельства истории.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
"Мне особенно дорого все, что связано с Севастополем. С болью в сердце снимал я руины этого города. И мечтал увидеть его возрожденным, цветущим. Раньше почти ежегодно приезжал на 9 мая. И городу поклониться, обнять старых друзей – фронтовиков, помянуть уже ушедших".
Многие севастопольцы побывали на второй фотовыставке Е.А.Халдея, которая состоялась в нашем городе в 2010 году в рамках фестиваля «Война и мир». Выставку устроили в помещениях Михайловской батареи. Её представляли дочь Евгения Ананьевича Анна и внук Евгений.
Севастопольцы получили возможность заглянуть в боевое прошлое своих дедов и отцов, проникнуться уважением к поколению победителей, которые в послевоенные годы восстанавливали разрушенный город и обеспечили его дальнейшее развитие.
Нынешней весной исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося фотомастера Е.А.Халдея. Прошедшие годы подтвердили: его фотографии действительно стали «частицей памяти человечества».
Фотографии, публикуемые без подписей, сделаны в освобожденном от нацистов Севастополе в 1944 году.   http://www.isrageo.com/2017/06/25/parad209/
Tags: История, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments