Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Густав Ваза строит флот

Густав Ваза строит флот

В 1522 году Ганза оказала поддержку Густаву Вазе, поднявшему в Швеции восстание против датского короля Кристиана II. Корабли Любека, Данцига и Штральзунда блокировали Стокгольм, осадили остров Борнхольм, а затем двинулись к побережью Дании. Тем самым они отвлекли внимание Кристиана и дали мятежнику возможность наращивать собственную армию и разбивать отдельные отряды датчан. Безусловно, Ганза не была бескорыстной: взойдя на шведский трон, Густав Ваза должен был расплатиться за «аренду» флота и предоставить союзу торговых городов различные преференции. Новоявленный король понимал, что Швеции необходим собственный флот.

Не самая удачная покупка

7 июня 1522 года Густав Ваза, чтобы хоть как-то защитить от датчан своё побережье с моря, приобрёл у Любека десять кораблей с 750 наёмниками-немцами. Ганзейские толстосумы продали корабли по бешеной цене — за 4 208 любекских эталонных марок. Каждая марка — 237 граммов, в обычных деньгах — 42 000 марок, а это примерно десять бочек серебра по 95 кг каждая. Для примера: весь годовой бюджет города Мальмё составлял 300 эталонных марок.

Изначально Любек прислал к Стокгольму восемь кораблей, которыми командовали члены городского муниципалитета Герман Пленнис и Бренд Бомховер. Ещё два корабля поставил Штральзунд. Флагманом был 22-пушечный «Любек Сван», который стоил 7 600 серебряных марок. Это был единственный 600-тонный корабль. В долговых записях остальные корабли не превышали 300 т и чаще всего были, скажем так, «немного б/у». Например, 200-тонный «Данцигер Сварен» 1519 года постройки (естественно, спущен на воду в Данциге) или 150-тонный хольк «Карстен Тодес». Часть кораблей — «Вольтер Кремерс», «Генрих Крунс», «Питер Гейзенс», «Ханс Бурмистер» — действительно были только что построенными, но следует понимать, что это были чисто торговые корабли, которые спешно вооружили и передали союзнику по принципу «возьми, боже, что нам негоже». Подобные 300–400-тонные корабли строились купцами в расчёте на две, максимум три – четыре навигации, и когда они окупали себя по нескольку раз, их просто напросто сдавали на слом. То есть небольшой срок их службы был определён заранее и был для всех секретом Полишинеля.

​Корабль «Любек Сван», купленный Густавом Вазой у Любека в 1522 году. Реконструкция Якоба Хогга - Густав Ваза строит флот | Warspot.ruКорабль «Любек Сван», купленный Густавом Вазой у Любека в 1522 году. Реконструкция Якоба Хогга

Поэтому совершенно непонятны критические отзывы Вазы. Тот писал, что немецкие корабли его разочаровали: «Старые маленькие корабли с проржавевшими пушками и гнилыми парусами, за которые заплатили гигантскую цену». И действительно, это были устаревшие суда малого размера с клинкерной обшивкой, цена которых колебалась от 2 400 до 4 800 марок.

И тут на сцене опять появилась фигура Сорена Норби. В 1525 году он поднял восстание в пользу свергнутого Кристиана II и появился со своим флотом у стен Кальмара. Для защиты города выступил шведский флот. Норби потерпел поражение, вернулся обратно на Готланд, какое-то время пиратствовал, потом, прижатый к стенке, бежал в Ливонию, а оттуда — к великому князю московскому Василию III. Из Москвы он добрался до Богемии, потом отправился в Голландию, где находился Кристиан II, с которым Норби разругался и поступил на службу к Карлу V.

Несмотря на отступление Норби, шведский флот, вышедший на защиту Кальмара, оказался всё же небоеспособным. Флагман «Любек Сван» утонул прямо в море, недалеко от Эланда. У берегов Готланда затонуло ещё несколько кораблей. Читать дальше: http://bolivar1958ds.mirtesen.ru/blog/43945415888/Gustav-Vaza-stroit-flot

Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments