Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Женский вопрос: сегодня не так, как вчера

Женский вопрос: сегодня не так, как вчера - relevant
Фото: Наташа Куперман
Женский вопрос: сегодня не так, как вчера
На днях в муниципалитете Тель-Авива прошла конференция «Государство, религия и женский вопрос». В центре внимания этого форума находились проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные женщины в современном израильском обществе.  Как решается проблема равноправия в ЦАХАЛе, если в одном учебном классе оказываются девушки-военнослужащие и солдаты-харедим? Сколько может стоить заключение гражданского брака в Израиле — например, в Эйлате? Как добиваться равенства в оплате труда? Это только часть вопросов, стоявших на повестке дня.
Мы попросили прокомментировать итоги Форума Юлю Землинскую, генерального директора организации «Демократическая хартия. Наше Наследие», которая выступила инициатором мероприятия.

— Женская тема вечна, и по положению женщин в обществе можно судить о состоянии самого общества. Это известно, но что нового сказали на этот раз?
— Прежде всего подчеркну, что это уже третья по счету женская конференция, и мы отмечаем, что сохраняется устойчивый интерес  общественности к подобным  встречам. Форум собрал около ста человек, выступили  директор программ еврейского образования в проекте «Кешер» Оля Вайнштейн, представитель Светского Форума Полина Панкратова,  профессор Бар-Иланского университета Лариса Ременник и другие. Открыла форум депутат кнессета Ксения Светлова.  По ходу подготовки форума мы обнаружили совершенно новую общественную проблему — появились случаи ущемления прав девушек-военнослужащих: если они оказываются вместе с солдатами-харедим, им, например,  могут порекомендовать прийти попозже в столовую, после того, как поедят религиозные парни, их просят не надевать на базе белые майки — это может показаться нескромным, и так далее. Статус женщины — понятие динамичное, и наш форум это лишний раз подтверждает.
Женский вопрос: сегодня не так, как вчера - relevantФото: Наташа Куперман
— Незадолго до конференции поселенческий сайт «Кипа» неожиданно для многих опубликовал сообщение о конференции, обозначив его как Форум «по абортам и религии» в израильском  обществе. Не странно ли?
— Честно говоря, сначала нам тоже показалось это странным. Мы выступаем за то, что женщина должна сама распоряжаться своим телом и решать вопрос о рождении ребенка — без давления внешних факторов. Но история с сайтом интереснее, чем может показаться. Подумав, мы поняли, что наблюдается любопытное  социальное явление: женские проблемы действительно захватывают совершенно разные группы израильского населения. Они реально общие, они действительно объединяют, даже если между теми, кто говорит, существуют серьезные идеологические различия. Присмотревшись, мы обнаружили публикации, которые как две капли воды похожи на то, что обсуждается в русскоязычных СМИ. Например, вопрос получения «гета» — религиозного еврейского развода для женщин этого сектора тоже проблематичен. А другого развода в стране просто нет. И важно, что женщины из разных секторов израильского общества видят в нас, русскоязычных женщинах, движущую силу, которая способна привести к изменениям в обществе.
Конечно, когда в обществе есть несколько важных, принципиальных и противоречащих друг другу систем координат (к примеру — светская и ультрарелигиозная), добиться компромисса нелегко. Но уже сами переговоры об этом являются продвижением вперед, ведь до недавноего времени считалось, что светские должны просто уступать религиозным в том, что последним принципиально.
Кстати, на конференции говорилось о том, что если будет принята процедура заключения гражданских браков в Израиле (например,  в Эйлате) хотя бы для неевреев, она будет неминуемо дороже, чем поездка на Кипр. Но при этом участники обсуждения сошлись во мнении, что важно положить начало процедуре, а потом думать о ценах.
Конференция проводилась при поддержке посольства США в Израиле.
О чем шла речь на форуме, можно также понять и из самых ярких цитат выступавших.
Женский вопрос: сегодня не так, как вчера - relevantФото: Наташа Куперман
Ксения Светлова, депутат Кнессета:  «Создается впечатление, что права женщин интересуют только представителей левых партий. Остальные не осознают, что это часть базисных прав человека. Вот женщина — директор. А была бы она директором без движения суфражисток? И прочей борьбой? …. Мы говорим сейчас, например, о праве вступать в брак, разводиться, о том, где она будет это делать. Ездить на Кипр? Или все же у нас, в Израиле? Или вопрос о насилии, о том, что «русские» больше всего страдают от сексуального и вербального насилия. И мне  очень не хватает в этой борьбе русскоязычной общины. Мы — самая тихая община…»
Женский вопрос: сегодня не так, как вчера - relevantФото: Наташа Куперман
Ольга Вайнштейн,  директор программы еврейского образования в проекте «Кешер», заканчивает программу подготовки реформистских раввинов : «Женщины до сих пор не знают, что есть альтернатива раввинату. И делают так, потому что «рав сказал». Мы слишком лояльны к раввинату. А при разводе, например,  в раввинате женщина испытывает огромное давление — финансовое, моральное…»
Рита Петренко, сотрудник юридического отдела объединения за права ЛГБТ :   «ЛГБТ-женщины по-прежнему подвергаются дискриминации. Религиозное лобби не дает возможность провести необходимые законы. Женщины, и особенно русскоязычные женщины, не защищены от религиозного диктата, многие испытывают страх, и государство не защищает нас.»
Лариса Ременник, профессор кафедры социологии и антропологии университета Бар-Илан : » Знаете ли вы, что в графе » неевереи и другие» числится 5% населения? Это 350 тысяч человек, не признанных евреями, и ортодоксальный гиюр, который сейчас существует в Израиле не может решить этот вопрос. Его проходит всего 5%.  Многие и не пытаются. Дело в том, что гиюр сейчас — это » пакетная сделка». Это тысячи правил, это соблюдение их всей семьей. И это значит, что стать светской еврейкой женщина не может. В то же время у нас национальное правое правительство, и в теории, сохранение еврейского большинства — его задача. То есть правительство просто стреляет себе по ногам. А вы знаете, что тех евреев, кто приезжал в 60-е годы, записывали согласно самоопределению? Они были евреями, если сами признавали себя ими… Но религиозное лобби стало усиливаться в 90-х». https://relevantinfo.co.il/shenski-vopros/
Tags: Аналитика и публицистика, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Человековыжималка и общаг (4 статьи)

    Израиль - это государство-человековыжималка, построенная на выжимании своих граждан, вычерпывании их Автор - Слава Рябцев. Ни для кого не…

  • Три исповеди

    Автор - Александр Петренёв О том что люди живут в Израиле тяжело, однако - они всё равно фанатики. Автор - Александр Петренёв. Вчера только…

  • "..И вот это то, о чём мы мечтали? Ви меня извините!" :) :(

    Андрей Сметаненко. Постоянно читаю, что Израиль - это страна, о которой мечтали все евреи. Постоянно читаю, что Израиль - это страна, о которой…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments