Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Мракобесы и мракобесия по-израильски (4 статьи)


Как я разлюбил иудаизм и начал его бояться
Национализм и религия, слившиеся воедино, породили такие явления, как оккупация, изоляционизм, высокомерие, экстремизм, шовинизм и расизм.
Я вырос в религиозной семье. Мой отец происходил из рода знаменитых мудрецов, его отец был раввином, а сам он мечтал стать кантором, и посвятил свою жизнь служению стране. В нашем доме соблюдали кашрут, мы ходили в синагогу и могли часами сидеть вокруг обеденного стола, напевая еврейские религиозные распевы — змирот.
С первого по четвертый класс я  проучился в строгой ортодоксальной дневной школе в Лос-Анджелесе. Возможно, наши более набожные  родственники считали нас «религиозными лайт» , но в глазах моих светских и антиклерикально настроенных приятелей в средней школы в Иерусалиме я вполне тянул на будущего раввина.
В конце концов я ушел из дома и, хотя я уже более не соблюдал заповеди, иудаизм был по-прежнему мне дорог. В спорах о религии, которые вели мои сверстники, я чаще оказывался на стороне защитников веры. Как сказано в Книге Притчей: «Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные», — повторял я, несмотря на то, что со временем лишь укреплялся в моих сомнениях.

Я был убежден, что демократический, либеральный, эгалитарный, толерантный и просвещенный Израиль по определению будет еврейским, и наоборот. Идея передать решение таких вопросов, как браки и разводы, в руки ортодоксальных раввинов представлялось мне разумной ценой, которую можно заплатить во имя  сохранения единства еврейского народа и укрепления внутренних сил  нового государства.
Но с тех пор Израиль, как и весь мир, изменился; изменился и я. То, что казалось разумным компромиссом в первые годы существования Израиля, теперь, в 2018-м, в радикально изменившейся стране, представляется нестерпимым оскорблением здравого смысла и правил элементарной порядочности.
Задолго до принятия закона о нацхарактере государства, Израиль уже назначил  целые группы населения гражданами второго сорта. Сегодня сотни тысяч неевреев, полуевреев, лиц, которые, согласно подозрениям, рождены вне брака, те, кто прошел реформистский гиюр, члены ЛГБТ сообщества и те, кто собирается вступить в смешанный брак, — все они не желают увидеть на своей свадьбе неизвестного раввина, который сочетает их браком в соответствии со странными галахическими обычаями, как того требует закон. Вы не можете здесь жениться, говорит им Израиль. Пощите себе другое место.
Я больше не захожу в синагоги, в которых мужчины отделены от женщин,  разве только когда этого требуют неизбежные семейные обстоятельства. Отношение иудаизма к женщине вполне описывается словом «шовинизм», и все усилия обелить подобный подход, превознося женщину как царицу семьи и исполненную добродетелей скромную девицу, напоминают мне о белых жителях американского Юга, которые будут доказывать вам, что с точки зрения безопасности, стабильности и благополучия было бы лучше, если афроамериканцы оставались рабами.
То же самое относится к галахическим постановлениям касательно геев, неверующих, атеистов и так далее. В мире сохранилось всего несколько стран, в которых столь примитивные воззрения становятся официальной политикой правительства. Например, Иран и Саудовская Аравия.
Изоляцизм ультраортодоксов в значительной степени несет ответственность за раскол между Израилем и американскими евреями. День за днем израильские политики и раввины издеваются над верой последних и ставят под сомнение их еврейство. Мы в Израиле привыкли к тому, что раввины разъясняют нам, что евреи возвышаются надо всеми народами, что женщины по своей природе слабы, что ЛГБТ — извращенцы, палестинцы — преступники, левые – вероломные предатели. Они убеждены в своем праве рассказать всем, кто готов слушать, что мы ощущаем себя властелинами мира. Израильтяне пренебрежительно относятся к реформистским и консервативным раввинам за пропаганду таких ценностей, как человеческое достоинство, социальная справедливость и «Тиккун-олам» — стремление сделать мир лучше, о которых их израильские коллеги почти не вспоминают.
Израиль воспринял иную, куда более надменную и воинственную версию иудаизма. Религиозно-националистическое безумие, охватившее в 1970-е годы сторонников поселенческого движения «Гуш Эмуним», давно пустило метастазы, заразив религиозных сионистов, ультраортодоксов, заворожило светских националистов и проникло в политику и СМИ. Роковой союз религии с национализмом дал нам поселения, еврейский террор, атаки на самый принцип верховенства закона, борьбу за подавление прав человека, изоляцию, заносчивость и высокомерие по отношение ко внешнему миру и расизм. Так религия превратилась в главного мастера маркетинга оккупации.
Бурные споры, вызванные в последние дни дискриминационным законом о суррогатном материнстве и ​​шовинистическом законе о нацхарактере государства, являются тревожным напоминанием о том, каких чудовищных успехов добился  религиозно-националистический альянс. Время работает против нас. То, во что я верил в детстве, трансформировалось в нечто, представляющее реальную угрозу моей семье, моей системе ценностей, моей стране и мне лично.
Я любил иудаизм. Теперь я его боюсь.
Хеми Шалев, «ХаАрец», М.Р. На фото: флаги Израиля у стен Иерусалима. Фото: Оливье Фитуси.  http://detaly.co.il/kak-ya-razlyubil-iudaizm-i-nachal-ego-boyatsya/ 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Религиозный диктат и с чем его едят
Ш. всего лишь хотела пойти с детьми в парк надувных аттракционов, который открылся на этой неделе в ее родном городе Цфате. Цена билетов была спонсированной: парк аттракционов был открыт с помощью министерства развития периферии. Маленькими буквами было добавлено предостережение: парк разделен на две части: для мальчиков и для девочек. Детям города Цфата нельзя играть вместе в Спайдермена или находиться в бассейне с шариками рядом.
У Ш. есть сын и дочь.»Должна ли я выбрать между ними?», — поинтересовалась растерянная мать в Фейсбуке. Ее светские друзья не поняли, что ее так возмущает. «В чем проблема? — разводили они руками. — Нужно принимать во внимание и интересы религиозных, чтобы они тоже смогли играть в парке».
Слабость, слепота и нежелание что-то делать со стороны светской части населения в связи с усилением религиозного диктата — это не нечто новое. Речь идет о продолжающемся явлении, которое не препятствует последовательному распространению диктата на все новые и новые территории. Его масштабы удивительны. Несколько недель назад я опубликовал на интернет-сайте газеты ХаАрец адрес электронной почты, на который можно было сообщать о случаях религиозного диктата, с которыми сталкиваются читатели. Вначале я концентрировал свое внимание на системе безопасности, там, хотя бы есть, кому жаловаться в случае обнаружения несправедливости. Но очень скоро поле интереса было расширено на все проявления религиозного диктата в общественном секторе. С самого начала я был завален обращениями, и с самого первого дня поток обращений не уменьшается, а только увеличивается.
Вот лишь несколько небольших примеров, из свежеполученного: городской каток в Иерусалиме разрешил раздельные дни для мальчиков и девочек. Сайт рафтинга на реке Иордан запретил вход женщинам в короткой одежде, потому что там уже находилась группа религиозных. В Герцлии мэр открыл раздельный пляж для «датиим», с разными входами для мужчин и женщин. Туристка, американская еврейка, была с криками и на глазах собственных дочерей изгнана из лобби гостиницы в Тверии, потому что на ней была майка. Хулиган в кипе был запечатлен на видео пытающимся остановить массовые танцы в Ашдоде. Гостиница Карлтон в Нагарии сообщила гостям и владельцам абонементов в спортзал, что вход туда разрешен только в скромной одежде из-за того, что в гостинице находится религиозная группа. В Бейт-Альфа в течении трех недель ввели раздельные часы пользования бассейном из-за требований религиозных гостей, снимавших там циммеры.
Религиозный диктат не ограничивается ограничениями для женщин и запретом на совместное пребывание вместе мужчин и женщин. Важная его часть касается монополии кашрута со стороны центрального раввината и БАДАЦа. Простому израильтянину трудно поверить в тот кошмар, в котором приходится существовать израильским сельскохозяйственникам, на полях, теплицах и коровниках. Целые отрасли, связанные с туризмом и общепитом, страдают от усиливающегося давления в области кашрута. Часть из них предпочитает смириться. Но иногда и этого не хватает. Молодой человек, открывший точку по продаже сабиха в своем родном городе, обнаружил в один прекрасный день, что раввинат решил увеличить в два раза сумму, которую тот должен выплачивать за удостоверение о кашруте. Когда тот отказался, удостоверение тут же был у него конфисковано, а в городе были развешаны предупреждения, чтобы клиенты не дай Бог ничего не перепутали и не съели некошерной заразы в его маленьком бизнесе.
Хорошие новости заключаются в том, что, может быть, мы уже достигли поворотной точки. Умеренное религиозное население пока молчит, разрываясь между двумя мирами и отсутствием желания идти против экстремистов своего сектора. Есть и светские, а также «традиционники», которые не понимают, где они живут и куда идут. Но израильтяне начинают просыпаться, настаивать на своем и бороться за свои права — легально, через суды, через экономическое давление и общественные рычаги. Только настойчивая борьба сможет показать истинную расстановку сил и написать новые правила совместного сосуществования. Это война, и не можем позволить себе в ней проиграть.
Ури Мисгав, ХаАрец. И.М.
Фотоиллюстрация: Эмиль Сальман
   http://detaly.co.il/religioznyj-diktat-i-s-chem-ego-edyat/
                                                                                                                                                                                                                                                           
06.08.2018
Дери запретил торговлю по субботам, города грозят судом
Министр внутренних дел Арье Дери (партия ШАС), воспользовавшись полномочиями, предоставленными ему "законом о супермаркетах", отказался утвердить городские законы, принятые муниципалитетами Модиина, Холона, Гиватаима, Герцлии и Ришон ле-Циона о новом порядке работы торговых точек по субботам.
Дери объяснил свой отказ тем, что видит "еврейский, социальный и общественный смысл в том, чтобы позволить работникам отдыхать в субботу". "В дополнение к этому, муниципалитеты, решившие узаконить торговлю по субботам, не предоставили аргументов относительно необходимости подобного шага", - указал министр.
"Закон о супермаркетах", наделяющий министра внутренних дел правом не утверждать городские законы, изменяющие порядок соблюдения субботы в "общественном пространстве", был принят Кнессетом в январе большинством в 58 голосов против 57.
Закон принимался при прямом покровительстве премьер-министра Биньямина Нетаниягу, который заявил, что "кто не голосует за этот закон, тот разваливает правительство".
Теперь последствия этого закона начинают проявляться на практике.
Представители Центра местной власти, объединяющего муниципалитеты, уже заявили о намерении подать иск в Высший суд справедливости, поскольку Дери не прав даже по "закону о супермаркетах". Согласно этому закону, у него было 60 дней на выражение своей позиции по новым городским законам, однако этот срок давно прошел, поэтому законы считаются вступившими в силу, и запоздалый запрет МВД выходит за рамки формальных полномочий Дери.
Депутат Кнессета Константин Развозов ("Еш атид") резко раскритиковал решение главы МВД Арье Дери о блокировании муниципальных законов о работе магазинов по субботам в пяти городах: "Арье Дери начал свою предвыборную кампанию за счёт светского населения. Глава МВД пытается превратить Израиль в государство, живущее исключительно по религиозным законам, фактически в Иран. В очередной раз ультра ортодокосальное меньшинство диктует свои правила светскому большинству и указывает как проводить свободное время в выходные дни",- отмечает Развозов.
Депутат Кнессета от партии "Наш дом Израиль" Одед Форер резко отреагировал на отказ министра внутренних дел Арье Дери (ШАС) утвердить вспомогательные законы об открытии торговых точек по субботам, принятые мэриями пяти городов. Депутат от НДИ заявил, что глава МВД, использует свои полномочия для нарушения прав светского населения Израиля. "Примечательно, что мотивируя свой отказ, Арье Дери сослался на пресловутый Закон о супермаркетах, о котором раньше говорил, что он "ни на что не повлияет и ничего не изменит", - напоминает Форер. Депутат от НДИ призвал главу правительства срочно вмешаться в ситуацию и потребовать от главы МВД не предпринимать действия, которые нарушают права светского населения и провоцируют никому не нужные конфликты.
"В январе прошлого года мы приняли в городском совете вспомогательный муниципальный закон, который сохраняет статус-кво по отношению к шабату и позволяет продолжать открывать магазины в субботу, как это было принято в Герцлии в течение многих лет, - рассказала Майя Кац, заммэра Герцлии. - Несколько часов назад министр внутренних дел Арье Дери отклонил этот закон, тем самым не признав полномочия избранных должностных лиц жителями города, чтобы представлять их интересы и заботиться о нуждах города. Настоящая причина такого решения: предстоящие муниципальные выборы и желание Дери укрепить позиции своей партии, кроме всего прочего, за счет раскола между религиозными и светскими жителями. Я и члены моей фракции немедленно обратимся в Верховный суд с целью сохранить наше право сохранить тот образ жизни, к которому мы привыкли в течение многих лет". http://9tv.co.il/news/2018/08/06/260594.html                                                                                                                                                               

Дискриминация светских жителей признана нарушением закона
Мировой суд в Ришон ле-Ционе постановил, что муниципалитет должен выплатить компенсацию жительнице города, которой было отказано в доступе в городскую библиотеку под тем предлогом,что в эти часы обслуживаются представители религиозного сектора.
История началась около полутора лет назад, когда представители религиозной общественности Ришон ле-Циона обратились к руководителям города с просьбой открыть для них особую библиотеку. Чтобы проверить, насколько подобное осуществимо, муниципалитет решил выйти с пилотным проектом и отдать четыре городские библиотеки в пользование религиозным читателям, каждую среду после обеда, когда библиотеки все равно закрыты.
В рамках подготовки к пилотному проекту каждую среду из библиотек выносили книги, которые не были «пригодны» для религиозной аудитории. Библиотеки были открыты для религиозных жителей города в течение четырех часов.
Истец утверждала, что в двух разных случаях ее отказались обслужить в городских библиотеках в те дни, когда библиотеки обслуживали религиозных жителей города. В обоих случаях женщине отказали библиотекари, и только после вмешательства руководства она получила возможность воспользоваться услугами библиотек.
Истец пыталась получить объяснение относительно сложившейся ситуации в мэрии, но тщетно. Тогда она подала иск против муниципалитета Ришон ле-Циона на сумму в 75 тысяч шекелей. В иске говорилось, что выделение особых часов и дней в пользу религиозных жителей города является нарушением равенства и дискриминацией. Ответчики, в свою очередь, утверждали, что в обоих случаях истец, в конечном итоге, была обслужена, а значит не подвергалась дискриминации.
Судья написал в своем постановлении, что выделение отдельных часов религиозным жителям в городской библиотеке является нарушением Закона о запрете дискриминации, так как в это время отказывают в обслуживании светским людям. Также в судебном постановлении говорится, что речь не идет о религиозных услугах, а в услугах библиотек нет ничего, что требовало бы разграничений между светскими и религиозными.

«Даже если есть религиозные граждане избегают посещать библиотеки из идеологических соображений в то время, когда там находятся светские жители города… этого недостаточно, чтобы превратить услугу в таковую, которая по своей природе оправдывает различие между светским и религиозным».
В заявлении муниципалитета Ришон ле-Циона говорится, что «муниципалитет стремился удовлетворить потребности всех его жителей… На основе анализа результатов проекта было решено не продолжать эту программу».
В муниципалитете подчеркнули, что «во время проведения пилотного проекта жители города по-прежнему могли пользоваться услугами библиотек в установленные ранее часы работы. Суд тоже неоднократно повторил в постановлении, что, по его мнению, нет сомнений в том, что муниципалитет руководствовался благими намерениями, для достижения достойной цели. Тем не менее, суд постановил, что муниципалитет выплатит истцу 10 тысяч шекелей в качестве компенсации нанесенного ущерба.
В Реформистском центре религии и государства отметили, что это — первое постановление суда, в котором говорится, что дискриминация в отношении светских израильтян является нарушением Закона о запрете дискриминации и дает право на компенсацию.
Олег Каль, НЭП. Фотография Борис Беленкин  https://rishonim.info/diskriminatsiya-svetskih-zhitelej-priznana-narusheniem-zakona
/
Tags: Аналитика и публицистика, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Михаэль Дорфман. СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ?

    Михаэль Дорфман СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ? КТО СКАЗАЛ, ЧТО СИОНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? К…

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН. Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Как в Израиле отменяли идиш

    Как в Израиле отменяли идиш На одном из спектаклей театра «Идишпиль» В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments