Царь Фракии Ликург противник культа Диониса
В древнегреческой мифологии известен фракийский царь Ликург (др.греч.Λυκοΰργος) сын Дриаса, воспротивившийся введению культа Диониса во Фракии. В древней Элладе Дионис (др.греч. Διόνυσος) сын верховного бога Зевса и Семелы, дочери Кадма, был младшим в пантеоне богов. Эллины почитали Диониса, как бога виноделия, растительности, виноградарства, производительных сил природы, но он долгое время не был причислен к сонму олимпийских богов.
Гомер в эпосе «Илиада» сообщает, что царь Ликург, прогнал с фракийской земли младенца Диониса вместе с его кормилицами. Разгневанный Зевс в наказание ослепил царя Ликурга (Гомер, Илиада, VI 130-140).
В более поздних литературных источниках, восходящих, вероятно, к не сохранившимся афинским трагедиям 5 века до нашей эры, сюжет столкновения царя Ликурга с Дионисом носит гораздо более трагический характер.
У Эсхила в первой части трилогии «Ликургия» изображалась встреча царя Ликурга с Дионисом в тот момент, когда бог и сопровождавшие его вакханки вторглись во Фракию. Царь Ликург отказывался признать бога в женоподобном юноше Дионисе и приказывал взять его вместе со спутницами под стражу в одном из покоев своего дворца. Вскоре дворец Ликурга задрожал, как при землетрясении, и пленённый бог смог легко покинуть царский дворец.
По другой версии, когда в лесистых горах Низы бог Дионис с нимфами-вакханками придавался вакханалиям, царь Ликург с бичом в руках прогнал их из Фракии. Менады в страхе разбежались, но вскоре вся свита Диониса (Вакха) была захвачена в плен, лишь Дионис бросился в море и нашёл приют и спасение у морской нимфы Фетиды (др.-греч. Θέτις, лат. Thetis).
По Аполлодору (III, 5, 1) бог Дионис в отместку за непризнание и гонения наслал на фракийского царя Ликурга безумие. Вначале Ликург не узнал собственную мать и попытался овладеть ею, потом он отправился в виноградник и начал яростно рубить топором лозу. На самом деле за лозу он принял своего сына Дрианта, уже у трупа он отрезал конечности, уши, нос. Придя в ужас от такого злодеяния вся фракийская земля перестала родить. Дионис объявил, что неурожай будет до тех пор, пока царя Ликурга не предадут смерти. Эдоны (др.-греч. Ἠδῶνες ή Ηδωνοί) — фракийское племя, жившее по берегам реки Стримона, имя эдоны употреблялось вместо фракийцев, по преданию они оказали сопротивление культу Диониса. Эдоны связали обезумевшего Ликурга и отвели его на гору Пангей. По приказанию Диониса, на горе Пангей был казнён царь Ликург, разорванный собственными лошадьми.
По Аполлодору царь Ликург сын Ферета, и отец Офелета от жены Эвридики, был царём Немеи, области, где жил гигантский лев, прозванный в мифах немейским львом. Аполлодор пишет, что в рабство к Ликургу попала дочь лемносского царя Гипсипила, ставшая кормилицей его сына Офелета. Во время похода «Семерых против Фив» (греч. ἙπτἐπὶΘήβας) — легендарного противостояния фиванских престолонаследников, братьев Этеокла и Полиника, кормилица Гипсипила показала им дорогу к источнику, оставив на минуту ребёнка без присмотра. В этот момент Офелета ужалила змея и он умер. Разгневанный Ликург приказал казнить Гипсипилу, но герои спасли её от смерти (Аполлодор, III 6, 4).
По другой легенде, аркадский царь Ликург был сыном тегейского царя Алея и Нееры. Когда его братья Амфидамант и Кефей отправились с аргонавтами в Колхиду за золотым руном, Ликург остался в Аркадии и помогал отцу править. Сыном аркадского царя Ликурга был Анкей.
Миф о Пенфее (др.-греч. Πενθεύς).
Однажды бог Дионис, установивший свой культ и мистерии в Малой Азии, прибыл в Фивы, чтобы и здесь утвердить свои таинства — вакханалии. Жители Фив, откуда происходила мать Диониса Семела, отказались признать Диониса, как бога, а сестры его матери утверждали, что Дионис не божественного происхождения и что Семела лгала, что зачала его от Зевса. За это Дионис поразил всех женщин Фив безумием, заставил их покинуть свои дома и предаться вакхическим оргиям на склонах горы Киферон. Фиванский царь Пенфей, пренебрегая предостережением прорицателя Тиресия, стал препятствовать отправлению культа Диониса, запрещая женщинам пить вино и чествовать этого бога.
Бог Дионис наслал и на царя Пенфея безумие, и Пенфей в одежде вакханки последовал за фиванскими женщинами на гору Киферон, чтобы, спрятавшись, увидеть воочию оргии вакханок. Вакханки обнаружили Пенфея и, приняв его за дикого зверя, растерзали.
Многочисленные мифы о Ликурге, как и миф о Пенфее (др.-греч. Πενθεύς) , отражает то серьезное сопротивление, которое встречал культ Диониса при распространении на различных территориях древней Греции — Фракия, Фивы, Аркадия.
Кубок Ликурга.
Согласно одной из легенд, виноградные лозы удушили правителя Фракии Ликурга за злодеяния против греческого бога вина Диониса. Этот сюжет и сцены из мифа о Ликургезапечатлёны на уникальном кубке Ликурга — артефакте IV века нашей эры, хранящемся в Британском музее.
Исследователи из Кембриджского университета удалось повторить нано-технологии, используемый древними римлянами для изготовления стеклянной сетки на кубке Ликурга, который меняет цвет при различном освещении. Исследователи используя тот же самый процесс, совершили прорыв, открыв новые технологии, которые могут значительно увеличить емкость оптических приборов сегодня.
Кубку Ликурга около 1600 лет, в дополнение к сложным деталям, чаша сделана из дихроичного стекла, специального типа кристалла, который изменяет цвет, когда свет падает на него. Для такого эффекта обычно используют нефрит, который светится зелёным цветом при подсвечивании, и полупрозрачное стекло, которое становится красным, когда свет попадает на него. Это происходит, из-за взаимодействия света с металлическими наночастицами, которые входят в состав стекла.
Загадка 1600-летнего кубка Ликурга – это ключ к разработке новой сверхчувствительной технологии
Древние римляне были пионерами в области нанотехнологий. Подтверждением тому служит 1600-летний кубок
Ученые выяснили, почему зелёный нефритовый Кубок Ликурга кажется красным, когда сквозь него проходят лучи света.
Если освещать нефритовый кубок Ликурга с лицевой части, он имеет зелёный цвет, если сзади – кроваво-красный. Тайну цвета музейного экспоната ученые пытались разгадать с 1950 года, когда музей приобрел реликвию. Разгадка кубка Ликурга была найдена спустя тридцать лет, после тщательного исследования частиц кубка под микроскопом.
Английские исследователи обнаружили, что древнеримские ремесленники использовали технологию пропитки материала кубка микрочастицами золота и серебра размером всего в 50 нанометров в диаметре — это меньше одной тысячной части крупинки соли, что делает древних мастеров пионерами в области нанотехнологий. «Это удивительно развитая технология для того времени», – комментирует открытие археолог Университетского колледжа Лондона Ян Фристоун. Настолько тонкая работа позволяет утверждать, что древние римляне очень хорошо её освоили.
Принцип действия технологии следующий: на свету электроны драгоценных металлов начинают вибрировать, меняя цвет кубка в зависимости от расположения источника освещения.
Инженер, специалист в области нанотехнологий Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и его команда исследователей обратили внимание на огромный потенциал этого метода в сфере медицины – для диагностики заболеваний человека.
Загадка древнеримского кубка – это ключ к разработке новой сверхчувствительной технологии, при помощи которой можно будет диагностировать заболевания человека и выявлять биологическую опасность при проверке багажа на контрольно-пропускных пунктах аэропортов.
Руководитель группы исследователей отмечает: «Древние римляне знали, как использовать наночастицы в произведениях искусства. Мы хотим найти этой технологии практическое применение».
Исследователи предположили, что при наполнении кубка жидкостями его цвет, благодаря различной вибрации электронов, будет меняться. Кстати, в современных домашних тестах на беременность также используются отдельные наночастицы, которые меняют цвет контрольной полоски.
Естественно, учёные не могли экспериментировать с ценным артефактом, поэтому они использовали пластиковую пластину размером примерно с почтовую марку, на которую через миллиарды крошечных пор нанесли наночастицы золота и серебра. Таким образом, у них получилась миниатюрная копия Кубка Ликурга. Исследователи наносили на пластину различные вещества: воду, нефть, растворы сахара и соли. Как выяснилось, при попадании данных веществ в поры пластины её цвет менялся. Например, светло-зелёный цвет получался при попадании в её поры воды, красный – при попадании нефти.
Прототип оказался в 100 раз более чувствительным к изменению уровня соли в растворе, чем распространенный сегодня коммерческий датчик, созданный для аналогичных тестов. Хочется верить, что в скором времени ученые создадут на базе заново открытых технологий портативные устройства, способные обнаружить патогены в образцах слюны или мочи человека.
Кубок Ликурга использовался, скорее всего, только в особых случаях. На его стенках изображен сам Ликург, попавший в ловушку из виноградных лоз. Если учёные сумеют создать на базе древней технологии современные тестирующие приборы, то можно будет сказать, что настала очередь Ликурга расставлять ловушки. http://ru-sled.ru/car-frakii-likurg-protivnik-kulta-dionisa/