Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Художник Якопо Робусти - Тинторетто (1518 — 1594)

Цитата сообщения Томаовсянка

Якопо Робусти - Тинторетто (1518 — 1594)

Юбилей Тинторетто отмечают в Венеции

Картины художника остро показывали грядущий трагизм эпохи, близость перемен. «Говорящими» были и многие названия работ Робусти. Он использовал сложные приемы построения композиции, ракурсов, перспективы. Работы Якопо Робусти отличаются стремительной подвижностью. Мастер стремился описать и зафиксировать то, что возникает, движется и потом исчезает, не задерживаясь надолго перед глазами. Он также охотно писал и портреты, поражающие отличной постановкой фигур, силой красок и выразительностью.



«Авангардная суперзвезда Возрождения».
Среди знаменитых художников XVI века, творивших в Венеции, Тинторетто был самым венецианским. За 75 лет жизни он покидал родной город лишь однажды. Многие его картины до сих пор находятся в церквях и скуолах(религиозных братствах), для которых они были созданы. Нынешней осенью Венеция начала отмечать 500-летие со дня рождения своего выдающегося живописца, которого называют «авангардной суперзвездой» Возрождения.
Якопо Робусти получил прозвище Тинторетто или «маленький красильщик», поскольку его отец занимался окраской тканей. В семье был 21 ребёнок, и будущий живописец был самым старшим. Его дочь Мариетта, сыновья Марко и Доменико также стали художниками. Последний унаследовал большую семейную мастерскую и создавал добротные, но лишённые вдохновения картины в родительской манере. Некоторые из них иногда ошибочно принимают за работы старшего Тинторетто. Искусствовед Роберт Эхолс провёл 30 лет, распутывая атрибуцию таких произведений.
Якопо Тинторетто. Автопортрет
Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (ок. 1548).
  Между двумя наиболее известными автопортретами лежит вся жизнь мастера. На картине 1547 года мы видим внимательный, чуть отстраненный молодой взгляд человека, осознающего своё дарование. Ему не до разговоров, его ждет долгая вдохновенная работа.

  • Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (1588).

    На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Его взгляд по-прежнему где-то вдали. Он безмерно устал, он испытал славу и потери. Он уходит, но оставляет плоды огромного труда и высокого вдохновения - мудрость и красоту своих картин.


Якопо Тинторетто. Обращение святого Павла
Обращение святого Павла. 1544
Ранний период Тинторетто особенно труден для исследований. По сведениям одного из биографов, он десять дней провёл в мастерской у Тициана, но был изгнан, поскольку мастер увидел угрозу в не по годам развитом таланте мальчика. Впрочем, записи об обучении Тинторетто — у Тициана или любого другого живописца — не сохранились. «На самом деле нет ни одной надёжно задокументированной картины молодого Тинторетто», — говорит Эколс.



Самая ранняя работа Тинторетто, датированная с определённостью, — это «Состязание Аполлона и Марсия» (1545) из коллекции музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут. Она была написана для Пьетро Аретино, который в публичной рекомендации отметил быстроту её исполнения и гениальность художника.
Якопо Тинторетто. Состязание Аполлона и Марсия
Состязание Аполлона и Марсия
По словам британского арт-критика Джонатана Джонса, искусство Тинторетто — «это отказ от чувственной полноты Тициана». «Его творчество на самом деле нарушает правила Ренессанса […] и представляет собой головокружительную смесь благочестия и стилистического неповиновения», — пишет искусствовед. Быстрые и свободные мазки Тинторетто рассматривались как «радикальные и даже позорные», добавляет Роберт Эхолс.
Чудо святого Марка. 1548
Христианин-раб без позволения хозяина совершил паломничество к мощам Святого Марка и вверил ему душу и тело. И когда хозяин решил в наказание сначала ослепить раба, потом четвертовать, Святой Марк явился с небес и придал телу юноши волшебную неуязвимость. Мечи ломаются о невидимую броню, это вызывает страх и трепет у многочисленной толпы.
Многофигурная композиция из пластически точно проработанных персонажей пронизана невиданным движением времени и пространства.


  Тинторетто приглашает на своё полотно огромную венецианскую толпу, где можно увидеть гостей из разных стран, представителей разных сословий. Активная линия, мощные цвета, свободное движение кисти в светлых акцентах складок одежды - всё это уничтожает гармоническое спокойствие Ренессанса, рождает новые посылы маньеризма и будущего барокко.

Якопо Тинторетто. Похищение тела святого Марка

«Похищение тела святого Марка». 1566

Кроме того, венецианец выбирал для своих фигур смелые ракурсы и экспрессивные позы — в подражание Микельанджело. На стене мастерской Тинторетто, якобы, даже был начертан девиз: «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Однако, в отличие от автора фресок Сикстинской капеллы, Тинторетто работал очень быстро, используя для моделирования форм только свет и тени. Из-за этого фигуры выглядят так, будто обрели пластичность с помощью своего рода магии.

Якопо Тинторетто. Чудо раба
Чудо раба. 1548
При разработке масштабных композиций Тинторетто создавал модель из небольших восковых фигур, которые размещал или подвешивал в ящиках. Они были подсвечены таким образом, чтобы сочетания света и теней на картине, которую он писал, были такими же, как в комнате, где она должна была висеть.
Якопо Тинторетто. Диспут Иисуса в храме
Диспут Иисуса в храме. 1546
Пиком карьеры Тинторетто считаются его картины для скуолы Сан-Рокко, которые он выполнял с перерывами между 1564-м и 1587 годами. Стены и потолки здания почти полностью покрыты произведениями, которые иногда сравнивают с фресками Сикстинской капеллы. На них изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов и жизни святых. Особое внимание уделяется святому Роху, покровителю братства, которое помогало больным.
Якопо Тинторетто. Распятие
Распятие. 1565
Кульминацией является огромное «Распятие» (1565) в Зале Альберго. Тинторетто изобразил тот момент, когда губку погружают в уксус, чтобы смочить им раны Христа. Вокруг креста расположены  солдаты, последователи Иисуса, зеваки, язычники и современники художника (их портреты чётко обозначены), которые смотрят на сцену, будто она разворачивается у них на глазах. Слева поднимают крест с Благоразумным разбойником,  а справа — пригвождают Безумного разбойника, лежащего на земле. У подножия креста спутники поддерживают Марию, лишившуюся чувств. Вся композиция строится на сложных жестах и необычайно смелых ракурсах, уводящих внимание зрителя в пространство картины.
«Рай» (1588) — роспись зала Большого совета во Дворце дожей в Венеции
Кисти Тинторетто принадлежит самая большое в мире художественное произведение масляной живописи на холсте. «Рай», украшающий главный зал Дворца дожей в Венеции, достигает двадцати пяти метров в длину и девяти метров в высоту. Художник получил заказ на роспись после смерти Веронезе. Тот изначально выиграл конкурс на украшение зала, пострадавшего во время пожара в 1577 году, но скончался, так и не приступив к работе.
«Рай» поражает бесконечной фантазией автора, мастерством рисунка и свободой цветового решения. Некоторые  персонажи проработаны минимально и приобретают физическую бестелесность, теряясь в огромной толпе типажей. Это считалось совершенно недопустимо у мастеров высокого Возрождения. Но колоссальная энергетическая составляющая, клубящееся движение красок и линий принадлежит уже новому этапу развития живописи.
Тинторетто представил два эскиза росписи главного зала Дворца дожей в Венеции, однако финальная работа не соответствует им.
Якопо Тинторетто. Рай
Якопо Тинторетто. Рай. Эскиз росписи главного зала Дворца дожей в Венеции
Когда художник приступил к росписи, ему было 70 лет, и картину в основном завершали подмастерья под руководством его сына Доменико.
Якопо Тинторетто. Портрет бородатого старика

Якопо Тинторетто, «Портрет бородатого старика» (вторая половина XVI в.)

А самая дорогая на данный момент картина Тинторетто — «Портрет бородатого старика», написанный в зрелый период карьеры мастера. В июле 2008 года полотно, с конца XIX века входившее в английскую частную коллекцию, было продано на аукционе Sotheby’s за 1,6 млн фунтов стерлингов (3,1 млн долларов). При этом предварительная оценка произведения составляла всего 200 — 300 тыс. фунтов.

Якопо Тинторетто. Лето
Лето. 1548

Девы мудрые и неразумные

Бахус, Венера и Ариадна  1576-1577  Палаццо Дукале. Венеция (700x602, 119Kb)

"Бахус, Венера и Ариадна" 1576-1577, Палаццо Дукале, Венеция


Тайная вечеря   1592-1594  Церковь св. Джорджио Марджиоре  Венеция (700x444, 113Kb)

Картина "Тайная вечеря" (Венеция, церковь Сан Джорджио Маджиоре)

Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» - написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами. Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.



Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.

Слова «итальянское Возрождение» звучат музыкой даже для начинающего любителя искусства. Венецианская живописная школа - один из самых выразительных мотивов в ней. Мощный, яркий аккорд этой мелодии – творчество Тинторетто. Картины мастера являют собой заключительную, наивысшую стадию художественного Ренессанса Венеции.

http://fb.ru/article/175594/yakopo-tintoretto-kart...venetsianskoy-shkolyi-xvi-veka

Tags: Видео, Искусство и культура
Subscribe

  • Андрей Сметаненко. Немного про Фейсбук

    Немного про Фейсбук, ставший площадкой для пропагандистских машин. Когда я только начинал пользоваться Фейсбуком, я думал что это место где…

  • Андрей Сметаненко. Из гнили в гниль

    Мы попали из гнили коммунизма в другую гниль Рассказывают, что в свое время директора ЦРУ Аллена Даллеса вызвали в Конгресс, где с пристрастием…

  • Софья Рон-Мория: Без помех

    Софья Рон-Мория: Без помех Кречневский хасидизм, маленькая группа, стоит несколько особняком и представителей в списке ЯТ не имеет. И…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments