Материал из свежего номера журнала «Дилетант».
Двадцать лет не было необходимости что-то изобретать, но после смерти Елизаветы Петровны жена нового императора, Екатерина Алексеевна, заказала погребальную корону. Её изготовил швейцарец Экарт, но ошибся размером. Исправил ошибку француз Позье, закрепив венец винтами на челе усопшей и не имевшей более возможности протестовать императрицы. Умения обоих ювелиров пригодятся через несколько месяцев, когда в июне 1762 года совершится государственный переворот. Бецкой, один из заговорщиков, намекнув Екатерине на свою особенную роль в её воцарении, получил как милость ответственность за всё, что будет на императрице во время коронации. И взялся за дело. Поручив Экарту и Позье изготовить новую, невиданную, Большую корону, Бецкой разрешал бесконечные споры двух ювелиров, поставлял им из сокровищницы сотни драгоценных камней и десятки жемчужин, находил золотой и серебряный лом. Именно он предложил увенчать корону невиданным лалом, привезённым из Китая ещё при Алексее Михайловиче. Камень считали рубином, однако это близкая к нему благородная шпинель. Как бы то ни было, красив он невероятно.
Коронационный портрет Екатерины II. Стефано Торелли, между 1763 и 1766 годом
Ювелиры и хлопотливый Бецкой подарили императрице шедевр. Тончайшая вязь, стремительные лавровые и дубовые ветви, камни и жемчужины, искусно встроенные в ажурную конструкцию, — всё это превращало Большую корону в символ нового царствования, обещавшего быть светлым, бодрым и разумным. По сравнению с предшественницами вес её был невелик — около двух килограммов. Как ни странно, преемственность и наследственность этого атрибута власти утвердил Павел Петрович. Причём дважды. Он не только сам венчался короной, изготовленной для нелюбимой им матери, но и посмертно короновал ею низложенного Екатериной отца. С тех пор сто лет российские императоры венчались одной и той же Большой короной. Последний раз её видели на голове самодержца при открытии Первой Государственной думы. Во время Великой войны её вместе с другими драгоценностями эвакуировали из Петрограда в Москву.
Сокровища разделили на «исторически ценные» и прочие.
Но вот революция… В 1920 году декретом Ленина создаётся Государственное хранилище ценностей — Гохран. В том же году другим декретом организуется продажа драгоценностей за границу. Но это пока реквизированные, «не царские», золото-бриллианты. В 1922 году под руководством знаменитого профессора минералогии Александра Ферсмана работает комиссия, описывающая содержимое ящиков, привезённых в 1914 году в Оружейную палату. Там и Большая корона.
Тогда же сокровища разделили на «исторически ценные» и прочие, которые можно было распродавать. В 1923 году часть ценностей оказывается в Чите. Многое исчезает. Коллекция истончается по двум направлениям: государственная распродажа и воровство. И воруют не страстные монархисты и не агенты иностранных разведок, как это мило показано в завершающем фильме трилогии о «Неуловимых мстителях». Там хитроумный штабскапитан Овечкин (артист Джигарханян) прикидывается то часовщиком, то чекистом, то пролетарием и похищает корону Российской империи.
Но ещё более хитроумные Данька — Ксанка — Яшка — Валерка при помощи раскаявшегося рецидивиста Нарышкина возвращают сокровище народу. Нет, воровали и распродавали настоящие пролетарии и чекисты. В 1925 году коллекция царских драгоценностей насчитывала более семисот предметов, в 2017-м их было менее двухсот… Большая императорская корона уцелела. Показавшись на выставке 1925 года, она не уехала ни к Арманду Хаммеру, ни в какую-нибудь сверхтаинственную коллекцию. Она просто скрылась от народа, который был торжественно объявлен её хозяином. С 1967 года корону снова можно видеть в Алмазном фонде. Так лучше. Надеюсь, она не придётся впору никакой голове.
Изображение для лида: Wikipedia.org
Изображение для анонса материала на главной странице: ok.r https://diletant.media/articles/43099646/