13 августа. 245 лет назад родился Юрий Лисянский.
Кулинченко Вадим.
Будущий командир «Невы», участвовавшей вместе со шлюпом «Надежда», экипаж которого возглавлял Иван Крузенштерн, в первой русской кругосветной экспедиции, родился отнюдь не в семье мореплавателей и даже не на уже освоенном и обустроенном Российской империей Балтийском или Черноморском побережье. Он появился на свет в 1773 году за сотни верст от них – в провинциальном Нежине, что ныне в Черниговской области Украины, в семье священника. Впрочем, это не единственный случай, когда из сухопутной глуши отправлялись по собственному желанию на флотскую службу подростки и юноши, ставшие впоследствии знаменитыми моряками…
“«Нева» впервые в истории мореплавания прошла от Кантона до Портсмута без захода в порты”Юра Лисянский десятилетним поступил в Морской корпус, где познакомился и подружился с Крузенштерном. В 1789-м был произведен в мичманы. Участвовал в очередной Русско-шведской войне, начавшейся в 1788-м и завершившейся спустя два года, продемонстрировав незаурядное мужество в знаменитом Гогландском сражении.
В 1793-м по велению Екатерины Великой в числе 16 офицеров направляется в Англию, дабы служить волонтером на кораблях британского флота. За время пятилетней «командировки» не раз отличился в боях с французами и в действиях по пресечению пиратства в Атлантике, побывал в Америке, ходил с конвоями, сопровождавшими караваны торговых судов, в Южную Африку и Индию. Овладел в совершенстве английским, что позволило ему перевести на русский книгу Джона Клерка «Движение флотов», в которой впервые были теоретически обоснованы тактические приемы маневренного морского боя.
Когда Крузенштерн получил добро на проект кругосветного плавания, он не забыл друга-однокашника. Именно по его рекомендации капитан-лейтенант Лисянский стал командиром шлюпа «Нева», закупленного вместе с «Надеждой» в Англии Российско-американской компанией. Юрий Федорович принял оба корабля в британском порту и привел их в Россию.
7 августа 1803 года шлюпы вышли из Кронштадта, затем пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, проследовали по Индийскому и Тихому океанам, достигнув Гавайских островов. Далее «Надежда» направилась на Камчатку, а «Нева» – к Аляске, где Лисянский пробыл свыше года, занимаясь научными исследованиями и коммерческими делами.
На обратном пути корабли встретились в Кантоне (Китай), вместе прибыли в Южную Африку и вновь разошлись. Переход от Кантона до Портсмута (Англия) впервые в истории мореплавания «Нева» совершила без захода в порты (142 дня) и летом 1806-го – на две недели раньше «Надежды» – вернулась в Кронштадт.
За успешное кругосветное плавание Лисянский получил чин капитана 2-го ранга, ему назначили пожизненную пенсию в три тысячи рублей, выплатили премию в десять тысяч рублей от Российско-американской компании. Деньги по тем временам огромные.
В 1807 году Лисянский наблюдал за действиями английского флота на Балтике, командуя отрядом из девяти кораблей. В январе 1809-го в чине капитана 1-го ранга вышел в отставку. В 1812-м опубликовал «Путешествие вокруг света 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг.», изданное позднее и в Лондоне на английском языке.
Во время своих странствий мореплаватель собрал большую коллекцию из различных предметов, утвари, одежды, оружия. Все это поступило в фонды Русского географического общества.
Лисянский скончался в 1837 году в Санкт-Петербурге и был похоронен в некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Династию продолжил сын Платон, ставший адмиралом императорского флота.
...Разглядывая внимательно карту Тихого океана, мы не раз вспомним о Юрии Федоровиче Лисянском: в его честь названы остров, пролив, залив и многие другие точки. Построенный в 1965-м ледокол «Юрий Лисянский» доныне несет трудовую вахту в Финском заливе.
Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке
Опубликовано в выпуске № 30 (743) за 7 августа 2018 года https://vpk-news.ru/articles/44232