Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

«Он умер с мечом в руке» - погребальные обряды викингов. В 2-х частях

«Он умер с мечом в руке» - погребальные обряды викингов


Лезь на киль без страха!
Холодна та плаха.
Пусть метель морская

Мчит, с тобой кончая!
Не тужи от стужи,
Духом будь потуже!
Дев любил ты вволю -
Смерть лишь раз на долю.

(Скальд Торир Ёкуль сочинил это, идя на казнь. Перевод С. Петрова / Р. М. Самарин. ПОЭЗИЯ СКАЛЬДОВ. История всемирной литературы. В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. -Т. 2. - М., 1984. - С. 486-490)

Начнем с представления викингов о смерти. Понятно, что они были самым тесным образом связаны с представлениями людей той эпохи о мировом порядке и о самом себе, своей судьбе и месте рода человеческого среди сил природы и богов Вселенной.
«Он умер с мечом в руке» - погребальные обряды викингов (часть 1)
Изображение воинов в драккаре и умершего воина на коне перед валькириями на Стура-хаммарском камне.


Поскольку викинги были язычниками, то и эти представления у них тоже носили языческий характер. При этом они считали, что смерть имеет избирательный характер и героическая смерть не так страшна для воина, как, например, для труса или предателя. По их убеждению, самой почетной смертью и, соответственно, награда на том свете ожидала павшего в бою и не просто павшего, а викинга, который умер с мечом в руке! Восьминогий конь Одина вез его тогда на встречу с валькириями – прекрасными девами-воительницами, которые подносили погибшему рог с вином, после чего уносили его в прекрасные небесные чертоги – Вальгаллу, где они становились членами дружины самих богов и стражей верховного бога Одина. А раз так, то и жили они сами как боги. То есть проводили время в роскошных пирах, на которых ели мясо огромного вепря Сэримнира, и которого хотя каждый день и резали на мясо, на утро оживал и был цел и невредим. Да еще и вкусен ну просто бесподобно! Пили павшие воины крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая паслась у самой вершины Мирового дерева – ясеня Игдразиля, и давала так много молока, что его хватало на всех жителей небесного города богов Асгарда. Причем викинги на том свете могли сколько угодно объедаться и опиваться, но живот при этом у них не болел, равно как и голова. То есть – рай викингов – это мечта всех пьяниц и обжор. Ну, а между пирами воины упражняются с оружием, чтобы не растерять своих навыков. А потерять их никак невозможно, потому что все эти погибшие в бою воины или Энхерии должны будут вместе с богами Асами сражаться с великанами в последней битве со злом Рагнареке или Рогнароке (Гибель богов) – который представлялся скандинавам уже окончательным концом света.

Впрочем, далеко не все погибавшие воины попадали в дружину Одина. Некоторые оказывались в чертогах богини любви Фрейи. Это были те, кто погибал на поле битвы, но меч в руку взять не успел или же скончавшиеся от ран по дороге с войны. Им тоже там было очень даже неплохо, но по-другому…

Но трусам и предателям была уготована просто страшная участь. Они оказывались в подземном царстве Хель – дочери бога огня, хитрости и обмана Локи и великанши Ангрбоды, повелительницы мира мертвых Хельхейм, где их ожидало вечно забвение, а отнюдь не веселые пиры и бранные подвиги. Нельзя сказать, что викинги совсем не боялись смерти. Страх смерти есть естественное проявление человеческой психики. Но на естественное еще и накладывается социальное. То есть викингов, например, очень даже пугало «знание» о том, что если все традиции погребения соблюдены не будут, то усопший не найдет своего места в Ином мире и потому будет блуждать между мирами, не находя себе покоя ни в одном из них.

Этот призрак мог посещать своих потомков в виде ревенана, то есть духа умершего, который в виде привидения возвращается к месту своей смерти, или же драугра – ожившего мертвеца, похожего на нашего вампира. Такие «посещения» сулили семье всевозможные бедствия и были сигналом, что умерших в ней станет вскоре значительно больше.

Впрочем, не все ожившие покойники по представлениям викингов были «плохими». Среди них встречались и те, что могли принести своей семье удачу. Но так как угадать, кем станет оживший мертвец, было невозможно, рисковать с церемонией погребения было очень рискованно, и викинги относились к ней самым трепетным образом. Именно поэтому усопшим, кстати говоря, и жертвовали и корабли, и мечи, и служанок, пусть уж лучше так, чем встретить потом привидение, которое посулит тебе и твоим близким несчастье!

Погребали своих усопших викинги посредством трупосожжения и погребения в земле. Понятно, что многое зависело от положения человека при жизни. Кого-то хоронили в земляных ямах, а кому-то строили целое погребальное сооружение, куда укладывали множество ценных даров усопшему. Обычно трупосожжение и трупоположение редко встречаются в одном и том же могильнике. Не ясны и причины такого разделения. Однако несомненно, что и сожжение и насыпание над могилами курганов – все это было до того, как в Скандинавии было введено христианство, то есть имело место до XI века.

Интересно, что древних могил Швеции и Норвегии, относящихся к эпохе викингов, а также более раннему времени, очень много: только в Швеции их насчитывается около 100 тысяч. Но вот в Дании такие захоронения довольно редки. Зато там примерно столько же курганных погребений, относящихся к эпохе бронзового века.

В Норвегии «век курганов» начался с IX века, а в Исландии такой способ погребения едва ли не единственный. В Швеции реже, нежели в других скандинавских странах, встречаются курганы с несожженными трупами.

Исследованиями, проведенными археологами при раскопках погребений эпохи викингов, было установлено, что в том случае, если захоронение намечалось в кургане, сначала выкапывали яму глубиной полтора метра. В нее-то и устанавливали весь корабль целиком. Нос его при этом должен был смотреть в сторону моря. Мачта снималась, после чего на палубе строили погребальную камеру из досок обычно в виде шатра. Поскольку на кораблях викингов кают не было, на ночь на палубе ставили что-то вроде большой палатки. Вот такое, привычное для викинга, жилище и имитировала на корабле такая погребальная камера.

Заметим, что погребение в ладье, совмещенное с сожжением усопшего, на территории материковой Швеции стало господствовать уже в вендельскую эпоху. Так, в Венделе археологом Яльмаром Стольпе еще в 1870-х гг. были обнаружены наиболее ранние и богатые ингумации в ладье. В них были похоронены мужчины, воины и вожди с особо богатым инвентарем, оружием, украшениями, пиршественными наборами, инструментами и орудиями труда, а также лошадьми и скотом. «Вендельский стиль» — так после этого начали называть предметы, украшенные характерной «звериной орнаментикой II и III стиля Салина».

В Вальсъерде, на пути к Венделю, на берегу реки Фюрис и в 8 км от Уппсалы также был обнаружен могильник с камерным погребением знатного человека, совершенное еще на рубеже V-VI вв., а с VII в. обычай погребения главы рода в ладье становится доминирующим и сохраняется здесь до самого конца языческих времен. Археологом Суне Линдвистом в 1920-30-х гг. здесь было исследовано 15 погребений в ладье, и все они относились к периоду с конца VII до конца XI вв.

Различные обряды викингов были описаны несколькими арабскими купцами, включая и купца, и историка Ибн Фадлана. Их похороны он назвал «распущенной оргией». И, видимо, у него для этого были определенные основания. Например, его удивило, что после смерти норманна-конунга его друзья и родственники выглядели довольными и веселыми, и совершенно не горевали. Поскольку арабский путешественник не знал их языка, он не мог понять, что они не печалятся вовсе не потому, что они такие бесчувственные, а потому, что свято верят, что их господину скоро будет оказана великая милость: он окажется в их северном раю – на Вальгалле – и будет там пировать с самим богом Одином. А это была самая высокая честь, которая могла только выпасть на долю смертного.

Поэтому им было глупо скорбеть и предаваться горю. Напротив – они этому радовались и… начинали делать ну совершенно неприемлемые, с точки зрения восточного человека, вещи, а именно – делить имущество усопшего. Причем делили они его на три примерно равноценные части. Одна шла его семье, другая – на пошив погребальных одежд, а третью расходовали на поминальную тризну, требовавшую много еды и питья.

После этого тело умершего опускали во временную могилу сроком на десять дней. Именно столько, как считалось, нужно было для подготовки его достойных похорон. Рядом с ним ставили еду, напитки и даже музыкальные инструменты, чтобы он мог там есть и пить и сам бы себя развлекал.

Пока покойный находится в этой могиле, всех его рабынь опрашивали, чтобы узнать, кто из них желал бы последовать за ним в Иной мир, чтобы служить ему и там. Обычно одна из рабынь соглашалась на это добровольно, поскольку для нее это была великая честь. Затем избранная девушка начинала готовиться к смерти, а соплеменники и родственники покойного – к исполнению обряда его похорон.

Когда все подготовительные «мероприятия» заканчивались, викинги начинали празднество. Причем справляли тризну по усопшему в течение нескольких дней, потому что только такими пышными проводами можно было достойно почтить память своего конунга.
                                                                                                                                                                                                                        Владыка услышал
Слово валькирий
И скок их конский.
Были буй-девы

Одеты в латы,
А в руках были копья.
(«Речи Хакона». Поэзия скальдов. Эйвинд Погубитель Скальдов. Перевод С. Петрова)


Затем наступал торжественный момент, когда тело усопшего конунга предавали огню, а корабль, который при жизни верно служил ему в морских походах, устанавливали на берегу на дощатом помосте. Затем на палубу корабля ставили скамью, и на него всходила женщина, (Ибн Фадлан назвал ее «помощницей смерти»), так как по обычаю именно она убивала рабыню, которая вызвалась сопровождать конунга в Иной мир. Одета она была подобно богине Хель. Именно она совершала последние приготовления к исполнению всех необходимых ритуалов погребения.
Похороны знатного руса в Булгаре. Генрих Семирадский (1833).

Только теперь труп покойного можно было доставать из временной могилы. Ту одежду, в которой он умер, с него снимали и обряжали заново в парчовые одежды с золотыми пряжками и шапку из меха соболя, после чего сажали в расставленный на палубе корабля парчовый шатер. Чтобы тело имело пристойный вид и не заваливалось набок, его подпирали подушками. Рядом расставляли сосуды с напитками и блюда с яствами: пировать усопший должен был наравне с остальными!

Теперь началось время жертвоприношений. Первыми приносили в жертву собаку и двух коней, которые являлись проводниками усопшего на тот свет. Затем в жертву приносили петуха, курицу и двух коров. Кстати, в курганах часто встречаются могилы, где человеческих останков нет совсем. Есть посуда, лежат украшения, и вместе с ними - скелет собаки. Это значило, что этот человек погиб где-то на чужбине, откуда нельзя было привезти его тело, и соплеменники хотели вернуть на родину хотя бы душу погибшего. Собака же считалась проводником в царство мертвых, поэтому ее и хоронили вместо хозяина.
Предварительный эскиз картины Г. Семирадского.

Тем временем девушка-рабыня, изъявившая желание следовать за своим господином, шла из одного шатра в другой, где совокуплялась с родственниками конунга, так сказать «ради любви к нему». Потом опять резали собаку и петуха и уже только после этого наступал черед этой рабыни.

Убивали ее весьма обстоятельно; два викинга душили ее веревкой, а «помощница смерти» наносила удар кинжалом ей в грудь. Девушка при этом кричала, поэтому дабы эти ее крики заглушить (непонятно только зачем?), собравшиеся ударяли палками по щитам. Итак, жертва совершались и корабль можно было поджигать. Но и здесь было все не так просто, и этот обряд также очень удивил арабского путешественника. Почему-то поджечь корабль можно было только нагишом, да еще и к тому же пятясь при этом задом. С чем это связано объяснить еще никому не удалось!

Ибн-Фадлан, конечно, всему этому сильно удивлялся, поскольку был правоверным мусульманином и крайне негативно относился ко всем, кто поклоняется многим богам. Но викинги верили, что только таким вот образом можно попасть на Валгаллу, а иначе это никак невозможно. А если тело истлевает в земле, то покойный может превратиться в чудище, либо обернутся живым мертвецом, станет выходить из могилы и причинять вред людям. Поэтому-то, даже если не сжигался сам корабль, то сжигался труп покойного, а вот сопровождавших его часто не сжигали. Ну, кто они такие были, чтобы так о них беспокоиться?!
«Он умер с мечом в руке». Погребальные обряды викингов (часть 2)
Эскиз картины Г. Семирадского.

Между прочим, и западный, и восточный европейский фольклор появлением оживших мертвецов обязаны как раз скандинавским эддам и сагам.

Причем викинги оживших мертвецов ужасно боялись. Поэтому старались всеми способами себя от них обезопасить. Если, например, было известно, что при жизни человек слыл колдуном, а сжигать его… было просто некому, да и некогда (не конунг ведь!), то ему отрубали голову и клали ее в ноги, после чего могилу зарывали. Ну, а пепел от сжигания «приличных» людей либо развеивали над морем, или же зарывали в землю, после чего над этим местом насыпали курган, а вдоль дороги к нему ставили надмогильные камни.

Но викинги были большими искусниками по части похорон, и кроме трупосожжения и трупоположения, использовали еще один оригинальный способ похорон. Считалось, что путь на тот свет лежит через реку или море. Потому викинги нередко укладывали усопших в лодки или корабли и доверяли их воле волн. Случалось, что корабль предварительно поджигали, и он как огромный горящий факел, с наполненным ветром парусом, быстро уходил в море.

С принятием христианства погребальные обряды, конечно изменились. Никаких даров на «тот свет» по христианской вере не полагалось. Не одобрялось христианскими священниками и погребение в курганах, и уж тем более «плавание на огненных кораблях». Впрочем, люди есть люди… Например, норвежцы придумали держать покойников на воздухе до тех пор (изобретая для этого, подчас, самые необычные объяснения!), пока труп не начинал портиться. Естественно, что такое «тело» поневоле приходилось сжигать! Вот так и новому богу услужали, и старым традициям следовали!!!
Подношения из могилы Вёльва (в том числе 82 см железный жезл с бронзовыми деталями), Кэпингсвик, Эланд (Шведский музей национальных древностей).

К числу старых и очень важных для нас сегодня обычаев викингов был обычай подношения – дарения усопшим различных предметов, которые клали вместе с ними в могилу. Эти подношения делались как мужчинам, так и женщинам (в этом плане у викингов наблюдалось редкостное гендерное равенство). Хотя ценность этих подношений была сугубо различной и зависела от социального статуса почившего. Чем не выше он находился на социальной лестнице, тем больше подношений обнаруживалось в его могиле. То есть его соплеменники старались обеспечить его высокий статус и в загробной жизни, иначе в «Ином мире» он мог опуститься на несколько ступеней ниже по социальной лестнице, чего ни в коем случае нельзя было допустить!

Бонды, то есть – знать, получали в обязательном порядке упряжь и оружие. Ведь они требовались им на Валгалле, где викинг не мог «жить» жизнью воина без них. Соответственно ремесленник должен был получить весь набор нужных ему инструментов, чтобы и после смерти заниматься своим ремеслом. Ну, а женщины получали украшения, и орудия для работы по дому, поскольку считалось, что она и в «Ином мире» должна выглядеть красивой и быть хорошей хозяйкой.

Так, раскопав одно из женских погребений, археологи нашли, что оно принадлежит старой женщине, представительнице знати. Из украшений на ней было надето великолепное ожерелье из жемчуга с серебряным кулоном, а части одежды, сохранившиеся в могиле, были сшиты из дорогих тканей. Также в последний путь вместе с ней отправился большой набор кухонной посуды: кубки из дерева и глины, сковорода, квашня, кувшины, ящики из бересты, а также деревянная чаша и деревянная ложка, украшенные затейливой резьбой.

В могилу было принято класть еду, напитки, а еще служить господину должны были принадлежавшие ему животные и рабы-трэллы. Последних просто закапывали в яму, расположенную рядом. Но, понятно, что при этом погребение осуществлялось так, чтобы он не превратился в живого мертвеца, но в то же время, чтобы ничто не мешало ему служить и после смерти. То есть голову-то ему отрубать не отрубали! Кому это нужен работник без головы? То есть были викинги… большие рационалисты и многое делали «на всякий случай», а не слепо следуя вере и традициям. В то же время, хотя на обряд похорон расходовались немалые деньги, викинги то, что потрачено на погребение, пустым расходом не считали. И именно поэтому над могилой покойного стремились насыпать курган побольше. Так демонстрировалась сила клана! Чем не больше курган, тем больше у клана людей, а раз так, то «иже на ны?!»
Поминальные камни в краеведческом музее острова Готланд.

Понятно, что возле городов существовали и общественные кладбища, где хоронили тех людей, что были рангом пониже. Кстати, формы и размеры захоронений опять же свидетельствуют о немалой фантазии викингов. Тут были и каменные корабли, погребения в форме треугольника, квадрата и даже круглые захоронения. Памятники ставили не только там, где был зарыт прах. В Скандинавии было много и могил-кенотафов, то есть пустых могил, поскольку много людей умирали за морем или и вовсе «неведома где».
Два каменных «корабля» в Баделунде. Швеция.

У нас имеет значение девятый день после похорон, а еще сороковой. У викингов важным считался седьмой день после смерти. В этот день отмечали так называемый сьюунд или погребальный эль, поскольку обряд поминовения, происходивший в этот день, включал и распитие хмельных напитков – сюмбел. На этой церемонии земной путь усопшего завершался уже окончательно. Только лишь после сьюунда его наследники могли предъявить свои права на наследство, а если покойный был главой рода, то только после этого его место занимал другой. человек!



Автор:


Вячеслав Шпаковский


  https://topwar.ru/146065-on-umer-s-mechom-v-ruke-pogrebalnye-obrjady-vikingov-chast-1.html    https://topwar.ru/146746-on-umer-s-mechom-v-ruke-pogrebalnye-obrjady-vikingov-chast-2.html
Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments