Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Французский художник Джеймс Тиссо (1836-1902) Часть 1

Цитата сообщения Булгакова_ТатьянаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

ЖИВОПИСЬ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Французский художник Джеймс Тиссо (1836-1902)

Часть 1

Портрет миссис Кэтрин Смит Джилл и её двух детей

Весна

Весеннее утро

Портрет маркиза и маркизы Мирамон и их детей

Игра в прятки

Сёстры

Вдовец

Тишина

Старшая сестра

Детские игры

На солнцепёке

Садовая скамейка

Пикник

Чтение

Старшая сестра

Вдова

Сирота

В ожидании парома в таверне

Визит на яхту

Ожидание переправы

У Темзы в Ричмонде

Лондонские визитёры                                                                                                                Биография и информация

Джеймс Тиссо (англ. James Tissot, франц. Jacques Joseph Tissot, 15 октября 1836, Нант — 8 августа 1902, Ду) — французский художник и иллюстратор. Известен и узнаваем своими жанровыми работами, где красивые и утонченные женщины представлены в различных житейских ситуациях. Особого внимания заслуживают рисунки Тиссо на библейские темы.
Особенности творчества художника Джеймса Тиссо: В творчестве Тиссо, как представителя середины-конца XIX века, можно отметить сразу несколько направлений, развившихся как индивидуально, так и под влиянием великих современников. В его картинах легко найти салонные, аристократичные образы, но не заметить легкости и прозрачности импрессионизма невозможно. С одной стороны его полотна можно изучать в качестве иллюстрации моды тех лет, так они достоверны и педантичны, а с другой — представить как один из удачных примеров передачи световоздушной среды.

Джеймс Тиссо: французское начало.

Жак Жозеф Тиссо — таковым было настоящее имя художника, родился во французском городе Нанте. Здесь же он и провел детство, помогая своему отцу Марселю Теодору Тиссо в семейном деле — торговле тканями. Мать мальчика — Мари Дюран создавала фасоны шляпок, которые тоже шли на продажу. Сближение с миром моды оказало важное влияние на будущего художника: в своих картинах он не упустит из виду ни малейшей детали костюмов, за что был одинаково любим и порицаем критиками.
Нант — город на берегу реки Луары, совсем рядом с побережьем Атлантики. Вода и судна — еще одна доминирующая тема живописных работ Тиссо, в особенности проявившаяся в поздний период.
В 17 лет Жак Тиссо уже знал, что хочет стать художником, но такая перспектива совсем не привлекала его отца. Однако, юношу поддержала мать, что придало ему сил, и в 1856 году будущий художник оказался в Париже.
Первое время он проживал у подруги своей матери художницы Эли Делоне. Он поступил в Школу изящных искусств, где проходил обучение в классе Ипполита Фландрена и Луи Ламота — оба художника были учениками великого Энгра. Во время художественного обучения тех лет предпочтение отдавалось студийным работам, и Тиссо много времени проводил в Лувре, копируя проведения искусств.
Примерно в это же время студент знакомится с американским художником Джеймсом Макнилом Уистлером, и французами Эдуардом Мане и Эдгаром Дега, общение с которыми становится определенной точкой опоры в жизни и живописи Тиссо. Считается, что именно благодаря Уистлеру, художник чуть позже выберет себе имя Джеймс.
В 1859 году Тиссо впервые выставляется на Парижском салоне, где зрителям были представлены пять его работ. Это сцены из «Фауста», а также средневековые сюжеты. В первых работах читалось влияние бельгийского художника Хенрика Лейса, а также немцев Петера Корнелиуса и Морица Ретча. Особым успехом пользовалась работа «Встреча Фауста и Маргариты», за которую французское правительство выплатило автору 5000 франков. Это был первый официальный успех Тиссо.

Джеймс Тиссо: английский период.

Франко-прусская война не оставила в стороне художника, он участвовал в ней, и возможно имел отношение к определенному слою оппозиции, поддерживая Парижскую коммуну. Это,а может быть и какие-то личные причины явились поводом к переезду Тиссо из Парижа в Лондон.
В Лондон Тиссо прибыл достаточно сложившимся художником, имеющим неплохие связи. В первую очередь, во избежании сложностей и недоразумений, он меняет имя Жак на Джеймс и продолжает работать и развивать свои художественные навыки. Он берет уроки офорта у Сеймура Хейдена, создает карикатуры для журнала «Vanity Fair» и даже выставляется в Королевской Академии. Тиссо уже знают, как галантного и искусного живописца, отдающего предпочтение привлекательным женским образам.
Художник покупает себе дом в историческом районе Лондона St John’s Wood, который был популярен в то время у многих представителей творческой аристократии и становится членом клуба искусств.
Особую популярность приобретает его живопись у лондонских промышленников и высшего света, что позволяет художнику зарабатывать суммы, недоступные большинству его коллег. Газеты тех лет писали: «…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности,блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…». Успех не мешал некоторым критикам, а конкретно Джону Рескину, негативно отзываться о его картинах, называя их раскрашенными фотографиями.
Имя Тиссо неразрывно связано с импрессионизмом, хотя импрессионистом в чистом виде он не являлся и не относил себя к ним. В 1874 году Эдгар Дега пригласил его участвовать в судьбоносной для нового течения выставке, но получил отказ. Тем не менее живописец не оставляет своего общения со своими парижскими товарищами.

Личная жизнь Джеймса Тиссо.

В 1875 году Тиссо встретил Кэтлин Ньютон (Kathleen Newton), женщину, ставшую его спутницей жизни и музой. С ней он создает ряд живописных и графических работ. Один из самых узнаваемых и поэтичных портретов — это «Portrait of Mrs N. La frileuse». В 1976 году она родила сына и в этом же году переехала в дом художника, где прожила до свой смерти в 1882 году.
12 лет, проведенных с Кэтлин, Тиссо вспоминал как одно из счастливых времен своей жизни.
Кэтлин умерла от затянувшейся и изнурявшей ее чахотки. Считается, что она была не в силах совладать с болезнью и покончила с собой, но некоторые исследователи, базируясь на врачебных заключениях, уверены в недостоверности этой версии.
После смерти Кэтлин для Тиссо наступает тяжелое время душевных метаний и духовных поисков. Он разрывается между традиционным христианским воспитанием и восточными оккультными практиками, которые могли бы облегчить его страдания.
Овдовевший Тиссо возвращается в Париж. Здесь в Galerie Sedelmeyer открылась его масштабная выставка, где публика могла увидеть 15 крупных картин из серии «La Femme à Paris» — женщины различных социальных слоев, показанные в различных жизненных ситуациях. Немалое влияние на этот цикл оказала японская гравюра с ее неожиданным ракурсом и непривычной для европейцев композицией. Это еще один ненавязчивый,но важный момент, приближающий его творчество к новому времени и новому искусству, где влияние Востока играло огромную роль.

Джеймс Тиссо как иллюстратор Библии.

Тиссо воспитывался в религиозной семье, и заложенное в нем дало свои не только нравственные, но и творческие плоды. В поздний период своей жизни он стал проявлять особую набожность и тягу к католической церкви, что определило его живописную тематику. В течении десяти лет он совершил три поездки на Ближний Восток, где изучал природу и особенности земли, по которой ходил Христос. Начавшийся путь салонной живописи, острых зонтиков и пышных турнюров заканчивается исследованием Священного Писания.
Светописание, тонкие переливы цвета и воздушность более не интересовали Тиссо. Несмотря на то, что его поиски носили исключительно духовный характер, живопись его возвращается к истокам и становится реалистичной и повествовательной. Серия акварелей включает в себя от 400 до 700 работ, точное количество не известно. Библия становится для него не просто текстом для иллюстраций, но путеводителем и толкованием всего мироздания.
К новому витку жизни Тиссо многие современники относились с цинизмом: католическое возрождение заполонило Францию после Третьей Республики, и такое явление не казалось каким-то особенно интересным и выдающимся.
Посещения Святой Земли не были для Тиссо обычными пленэрными командировками. Он задерживался здесь надолго. Это было полное погружение в атмосферу, природу и архитектуру, желание понять и впитать в себя слово Божие. Его библейские образы — это не театральная постановка, а именно живые герои, как их представлял сам автор.
Тиссо создал два цикла — по Новому и Ветхому Заветам. Первый цикл был назван «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ»), он выставлялся в Париже, а сейчас принадлежит Бруклинскому Музею. Серия рисунков на тему Ветхого Завета осталась незаконченной.
Религиозное искусство XIX века многие искусствоведы долгое время намеренно недооценивали, так как чрезмерная лощеность, идеализация и стандартизация нередко сводили его на уровень «ширпотреба». И только в самом конце ХХ века историки искусства стали обращать пристальное внимание на подобные работы, находя действительно стоящие и глубокие образцы. Библейские рисунки Тиссо относили к такому же посредственному виду художественного творчества, объясняя их то чрезмерной экзальтацией, то наоборот,исключительно практичным интересом.
Акварели и гуаши Тиссо казались долгое время чем-то странным и непонятным, исходящим от автора прекрасных дам, идеальных нарядов и тающих набережных. До 1980 года они были в запасниках Бруклинского музея и совсем не выставлялись. При этом рисунки использовались как иллюстрации к Библии и к учебникам для воскресных школ. Тиссо создал не идеальный мир гравюр Доре, но совершенно уникальные и при этом географически и по-бытовому точные изображения, которые при общей каноничности сюжета были совершенно необычны. Например, одно из своих Распятий он представил так, как это видел сам Христос, находясь на вершине, пригвожденный ко кресту.
Джеймс Тиссо скончался 8 августа 1902 года в деревне Chenecey-Buillon, в замке Château de Buillon, который достался ему по наследству от отца. Могила художника находится здесь же.

Джеймс Тиссо сегодня.

Тиссо — не просто художник, ассоциирующийся с портретами дам в модных нарядах,но автор, чье наследие востребовано постоянно.
Его библейские рисунки сегодня — это иллюстрации многих книг. Они послужили изобразительной основой при создании фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» 1981 года: Спилберг воспользовался рисунками художника для создания Ковчега Завета. Картина Тиссо «Слишком рано» висит на стене в одной из сцен фильма «Эпоха невинности» 1993 года.
Графика и живописные работы Тиссо — это дорогостоящие предметы искусства, которые сегодня выставляются на знаменитых мировых аукционах. К примеру, одна из последних покупок его наследия была совершена 15 декабря 2016 года. «Портрет молодой женщины в Зимнем саду» был продан 75 тысяч фунтов стерлингов.

Автор: Людмила Лебедева https://artchive.ru/artists/11622~Dzhejms_Tisso

Tags: Искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments