Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Доспехи эпохи Сэнгоку. В 2-х частях

Доспехи эпохи Сэнгоку

Лают собаки –
Коробейник в деревню пришел.
Персики в цвету…
Бусон

Вот и пришли мы, наконец, к едва ли не самой интересной эпохе в истории Японии – «эпохе сражающихся провинций», эпохе войны всех против всех, итогом которой стало объединение страны под властью рода Токугава. О том, как это происходило, рассказывается сразу в нескольких материалах, опубликованных здесь же на ВО, ну а в этой статье речь пойдет исключительно о доспехах. Напомню, что здесь на сайте уже были статьи о доспехах тосей-гусоку, то есть «современных доспехах», появившихся после того, как в Японию в 1543 году завезли огнестрельное оружие.
Доспехи самураев эпохи Сэнгоку (в центре детский доспех). На фигурах слева и справа традиционные доспехи с плотной шнуровкой. (Музей Энн и Габриэля Барбье-Мюллер, Даллас, Техас)


Однако тема эта настолько интересна, что есть смысл вернуться к ней уже на новом уровне. Который прежде всего связан… с иллюстративным материалом. В предыдущих статьях по теме японских доспехов использовались главным образом фотографии из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. В этом материале знакомиться с кирасами японских самураев и их шлемами эпохи Сэнгоку мы будет на основе фотоматериалов из очень интересного музея, кстати, тоже американского — Музей Анны и Габриэль Барбье-Мюллер, который находится в городе Далласе, штат Техас. Ну, это тот самый город, где расстреляли президента Кеннеди. Но, как видите, в нем есть и очень интересный музей японской культуры. Так что, если кто из посетителей сайта ВО вдруг окажется в США в городе Далласе (или уже живет в Штатах, и не знает о нем!), то… он вполне может его посетить и собственными глазами увидеть все то, что мы здесь и сейчас увидим на фотографиях из этого музея!
Фигура самурая всадника эпохи Эдо в доспехе хотокэ-до.

Ну, а начать надо с того, что поскольку древние японцы были конными лучниками, то и доспехи изначально, да и впоследствии, рассчитывались на защиту от стрел. Поэтому в отличие от европейских в них долгое время кольчуга не применялась вообще. Все доспехи были пластинчатыми. Кираса – до (или ко – «панцирь черепахи) собиралась из пластин, сплетенных между собой шнурами. Либо кожаными, либо шелковыми. Здесь вряд ли стоит приводить японские названия этих пластинок, важнее отметить, что в ранних доспехах эпохи Хейан использовались пластинки трех видов: с тремя, двумя и одним рядом отверстий, а позднее – более узкие, с двумя и тремя рядами. В традиционных доспехах о-ёрой пластинки с двумя и тремя рядами отверстий накладывались друг на друга так, чтобы они перекрывали друг друга на две трети. Однорядные пластинки прикреплялись по краям кирасы, что усиливало их еще больше.
Доспехи эпохи Сэнгоку (часть 1)
Доспех могами-до, впервые появившийся в эпоху войны Онин-Буммей (1467 -1477), конская сбруя багу и конский доспех ума-ёрой. Реставрация доспеха была проведена в 1854 году.
Конская маска умадзура.

Сами пластинки представляли собой настоящее произведение искусства. Во-первых, они имели «подкладку» из кожи, во-вторых, многократно покрывались знаменитым японским лаком со всех сторон, а во-вторых, в их внешнее покрытие добавлялась и рубленая солома, и тертая керамическая пыль, и… сухая земля, и золотая и серебряная пудра. Иногда металл обертывали кожей еще и с «лица». То есть пластинки были «толстенькие» и, будучи скрепленными шнурами, обладали вдобавок еще и хорошими амортизирующими свойствами. Кстати, верхняя их часть была либо закругленной, либо скошенной, из-за чего полосы доспеха из этих пластинок в своей верхней части напоминали частокол.
Хон кодзанэ ни-маи-до – двухсекционные доспехи. Шлем подписан Эчиго Мунетсуго. Реставрация около 1800 г. эпохи Эдо.

Теперь обратимся уже собственно к доспехам, и вот здесь расскажем о них поподробнее и приведем все их специфические японские наименования. Причина появления новых доспехов, о которых и пойдет здесь речь, проста.
Доспех с чеканной кирасой — утидаси-до.

Конструкция традиционных о-ёрой оказалась неудобной. Вернее, она была удобной для всадника, но не для пехотинца. Вот почему по мере привлечения в «армии» самураев все большего и большего числа воинов-пехотинцев, доспехи так же изменились. Появились доспехи до-мару и харамаки-до, вес которых распределялся по телу более равномерно и меньше утомлял их обладателей. Их отличала и более редкая шнуровка и, это уже после 1543 года, требование противостоять огнестрельному оружию.
Хон кодзанэ ни-маи-до Окудайра Нобимаса, 1600 – 1700 гг.

Был придуман и способ, облегчающий их производство. Теперь пластины собирались в полосы, а те в свою очередь обертывались кожей, которая покрывалась лаком. Пять таких полос соединяли между собой редкой шнуровкой и получали кирасу из пяти рядов полос, закрывающую всю грудь и живот. Такая кираса вдобавок еще и лежала на бедрах, что снижало ее давление на плечи. Такие доспехи получили общее название тати-до, ставшее эквивалентом названия тосей-до, или «новый панцирь». Сами эти полосы теперь собирались из широких пластин, но… так как мода есть мода, традиция – есть традиция, то их верхний край делали зубчатым, чтобы казалось, будто бы эти полосы собраны из множества мелких, традиционных пластинок!
Окэгава-до с выступающими головками заклепок — бё-модзи-ёкохаги-окэгава-до, принадлежавшие Кодзима Муненао.

Другим их аналогом стали доспехи мару-до, состоявшие из двух половин – передней и задней и скрепленных между собой либо на завязках, либо на шарнире с одной из сторон и завязках с другой. Такие кирасы с шарниром получили даже особое название: рё-такахи-мо-до и они оказались очень удобны для солдат именно больших армий. А еще их было удобно хранить и перевозить!
Всадники в доспехах тати-до.

Можно считать довольно забавным, что у японцев было много названий для обозначения своих доспехов, причем каждое подчеркивало какую-то их характерную черту. Так, все двухсекционные доспехи, вне зависимости от того, из каких пластинок их делали, можно было называть ни-маи-до. Но если у вас была кираса из двух секций, но сделанная из настоящих пластин, то ее можно было назвать и по-другому – хон-кодзанэ-ни-маи-до (то есть – «ни-маи-до» из «настоящих пластин»). А вот если пластинки у вас были «не настоящие», то такая кираса называлась – кирицукэ-кодзанэ-ни-маи-до. Если же кираса состояла не из двух частей, а из пяти – одной передней, одной задней, одной боковой (левой) и двух, соединяющихся внахлест между собой под правой рукой, то, опять же, из каких бы пластин они ни делались, их общее было таково: го-маи-до, а вот если и левая пластина была сделана их двух частей, соединявшихся шарниром, то такая кираса называлась року-маи-до. А вот если эта шестичастная кираса скреплялась завязками с каждой стороны, то называть ее следовало так: рё-тахимо-року-маи-до!
Хон кодзанэ ни-маи-до 1702 года.

Все эти доспехи были популярны до середины XVI века и, понятно, что при их создании во главу угла ставилось требование удобства их ношения. Но с середины века требования к доспехам опять изменились. Пулестойкость – вот важнейшее требование, которое теперь к ним предъявлялось. Появились и стали массовыми доспехи окэгава-до, в которых кираса составлялась из гладких металлических полос, соединенных друг с другом без использования шнуровки. Причем фантазия мастеров, которые их делали, вновь оказалась поистине безграничной. Так, когда полосы располагались на кирасе горизонтально, а заклепки, их соединяющие, не были видны, то такая кираса называлась ёкохаги-окэгава-до.
Типичный доспех сэндай-до, примерно 1600 г.

Наиболее распространенные доспехи «нового типа» представлены на нижней иллюстрации.
Виды кирасы до: 1 – нуинобэ-до, 2 – ёкохаги-окенава-до, 3 – юкиносита-до, 4 – хотокэ-до, 5 – нио-до, 6 – катануги-до, 7 – намбан-до, 8 – татами-до, 9 – дангаэ-до.

Обратите внимание, что на кирасах многих доспехов изображались моны, гербы их владельцев. Причем, это касалось не только асигару, для которых это был опознавательный знак, но и знати, которым опознаваться было и не нужно, но которые, тем не менее, этим гордились. На доспехах из пластинок изображение герба воспроизводилось при помощи плетения, а на плоских поверхностях цельнокованых доспехов его либо чеканили, либо делали накладным.
                                                                                                                                                                                                                    Случайно заглянешь
В лачугу на склоне горы –
А там наряжают кукол…
Кёси

Одной из особенностей японского наименования доспехов было указание на те или иные характерные их детали. На старых доспехах о-ёрой в названии присутствовал, например, цвет шнуров и даже вид плетения. Например, можно было встретить такие названия: «доспех красного шитья», «доспех синего шитья». Но все то же самое сохранилось и в эпоху Сэнгоку. Если крепления полос на доспехе окэгава-до были видны, то в названии кирасы (и доспеха) это обязательно указывалось. Например, если головки заклепок выступали над поверхностью полос, то это была кираса в стиле бё-модзи-ёкохаги-окэгава-до или же бё-какари-до. А все различие заключалось в том, что головки заклепок иногда делались в форме мона – герба владельца доспеха, и это, разумеется, по мнению японцев, следовало непременно подчеркнуть. Кираса из пластин, скрепленных с помощью скоб, называлась касугаи-до. Можно было скрепить их и узлами, причем даже из шелка или кожи (наверное, это было дешевле, чем если бы узлы были из железа!) и тогда кираса получала название – хиси-модзи-ёкохаги-окэгава-до. Доспехи всех этих типов (или стилей) были как двухсекционными, так и пятисекционными. Однако существовали и доспехи с вертикально расположенными полосами – обычно более широкими в центре кирасы и более узкими по краям. Назывались они татэхаги-окэгава-до и обычно принадлежали к типу пятисекционных доспехов (го-мои-до).
Доспехи эпохи Сэнгоку (часть 2)
Варабэ тосей гусоку - детские доспехи, ок. 1700 г.

В области Юкиносита придумали кирасу своей, особой конструкции: спереди пять горизонтальных полос, сзади пять вертикальных, и тоже пятисекционного типа с шарнирами на наружных сторонах пластин. По названию местности она так и называлась – юкиносита-до. Плечевые лямки на нем стали металлическими, что еще больше повысило ее защитные свойства. Юбка кусадзури – теперь называвшаяся гэссан, получила множество секций, числом до 11, что тоже отличало этот доспех от других.

Если кираса окэгава-до покрывалась кожей, то сам доспех следовало называть кава-дзуми-до («панцирь, покрытый кожей»). Если же он был из полос, стыки которых были не видны снаружи, или передняя пластина была цельнокованая, то доспех назывался хотокэ-до. Чтобы сделать такую кирасу более гибкой и удобоносимой, к ней могли пристыковываться дополнительные пластины, имевшие подвижное крепление, то есть прикрепленные к основной, гладкой пластине на шнурах. Если такая пластина прикреплялась снизу, то доспех назывался коси-тори-хотокэ-до. Если сверху, то – мунэ-тори-хотокэ-до.
Дзимбаори – «куртка военачальника». Эпоха Момояма. Вид спереди.

Дзимбаори. Вид сзади.

Общение с иностранцами, у которых тоже были цельнометаллические кирасы, показало японцам, что кираса с вертикальным ребром спереди лучше отражает удары. И начали делать «ребристые» кирасы и у себя, а называться они стали хатомунэ-до или омодака-до. Поверхность кирас европейского образца была гладкой и понятно почему – чтобы оружие лучше с нее соскальзывало. Зато, когда эпоха Сэнгоку завершилась и в Японию пришел мир, появились кирасы с чеканными, выпуклыми и хорошо заметными на металле изображениями – утидаси-до. Но они получили распространение уже в эпоху Эдо, то есть в период с 1603 по 1868 год!
Шлем акоданари («шлем-дыня») с гербом клана Цугару. Эпоха Муромати.

Разновидностью, причем сугубо японской, хотокэ-до стали доспехи из цельнокованых пластин нио-до, у которых кираса имела вид человеческого торса. Либо это был торс изможденного аскета, с обвисшими мышцами груди, либо… человека с телом весьма округлых очертаний. А зависело это от того, тело какого бога копирует именно эта кираса – упитанного или худого! Другой разновидностью этого доспеха стал катахада-нуги-до («кираса с обнаженным плечом»). У него часть кирасы изображала худое тело с выпирающими ребрами, а часть (прилепленную, естественно к этой металлической пластине) имитировала одежду из ткани и обычно выполнялась из мелких пластинок, связанных шнурами.
Шлем судзи-кабуто эпохи Намбокутё с характерными рогами кувагата.

Шлем хоси-бати кабуто («шлем с заклепками»), подписанный Миочином Сикибу Мунесукэ, 1693 г.

Еще один такой же шлем с гербом клана Асикага.

Довольно редко кираса до (а также поножи, наручи и шлем) покрывалась шкурой медведя и тогда она называлась яро-до, а шлем, соответственно – яро –кабуто. Носили их главным образом самые знатные воины. В частности, один такой комплект имел Токугава Иэясу.
Кавари кабуто – «фигурный шлем» с навершием из папье-маше. Эпоха Момояма, 1573-1615 гг.

Кавари кабуто в форме раковины. Эпоха Эдо.

Кавари кабуто в форме головного убора каммури. Эпоха Момояма.

Наконец, были созданы и самые пулестойкие доспехи, получившие название сэндай-до. Это были все те же доспехи типа «юкиносита» из пяти секций, но изготовленные из металла толщиной 2 мм и более. Испытывали их выстрелом из аркебузы (танэгасимы по-японски) с определенного расстояния. До нашего времени дошло несколько таких доспехов с характерными вмятинами. Если пуля доспех не пробивала, то его можно было называть и не сэндай-до (по место появления), а иначе – тамэси-гусоку («опробированные доспехи»). Особенно любил такие доспехи Датэ Масамунэ, который одел в них все свое войско! Причем, единственно, что отличало доспех рядового самурая от офицера ко-гасира – было плетение шнуров, у офицеров оно было более частым! Кстати, от наплечников о-соде он отказался вообще, заменив их небольшими «крылышками» - кохирэ. Заметным отличием рядовых от своих командиров стал кармашек из кожи (цуру-букуро) слева на талии, в котором стрелки хранили пули для аркебуз. Интересно, что сам Масамунэ носил очень простой сэндай-до с редкой темно-синей шнуровкой. Соответственно аркебузиры клана Ии, которыми в конце эпохи Сэнгоку командовал Ии Найомаса, были одеты в ярко-красные доспехи окегава-до и такие же красные шлемы.
Судзи-бати-кабуто, подписанный Миочином Нобуе. Эпоху Муромати, 1550 г.

Топпаи-кабуто (высокий конический шлем, сплюснутый с боков) с маской мэмпо. Эпоха Момояма.

Совершенно необычным доспехом, который использовался в эпоху Сэнгоку, стал дангаэ-до. Непонятно как он появился, а главное – зачем. Дело в том, что в нем одна треть кирасы (обычно верхняя) имела устройство нуинобэ-до, затем шли три нижние полосы в стиле могами-до и, наконец, две самые последние полосы составлялись из «настоящих пластинок». Ни повышенной защищенности, ни большей гибкости такая конструкция не обладала, но… такие доспехи с такими кирасами заказывали, хотя и непонятно зачем. Разве что эта «солянка мясная сборная» получалась у мастера, когда доспехи заказывались в спешке, и чтобы удовлетворить заказчика, доспех собирали из всего, что было у мастера под руками или оставалось от других доспехов.
Маска сомэн с лицом демона тэнгу, эпоха Эдо.

Маска сомэн, подписанная Като Сигесугу, эпоха Эдо.

Чисто европейские доспехи, состоявшие из кирасы и шлема, у японцев тоже были, но представляли собой очень дорогое удовольствие, поскольку их приходилось везти из Европы. Назывались они намбан-до и отличались от японских, главным образом, внешним видом. У европейцев доспехи в то время обычно были из «белого металла», а вот японцы окрашивали их поверхность в красно-коричневый цвет ржавчины. Толщина кирасы обычно была равна 2 мм. Так что кираса к окэгава-до вместе с «юбкой» гэссан могла иметь вес от 7 до 9 и более килограммов.
Эбоси кабуто, начало эпохи Эдо, 1600 г.

Наконец, самыми дешевыми доспехами эпохи Сэнгоку стали доспехи асигару – копьеносцев, лучников и аркебузиров, которые представляли собой все те же окэгава-до, но только из самой тонкой стали или полос недубленой, хотя и традиционно лакированной кожи. Такие доспехи выпускались в огромных количествах и назывались окаси-гусоку, то есть «одалживаемые доспехи», поскольку асигару получали их только лишь на время своей службы, а потом их возвращали. Другой популярной разновидностью доспехов для рядовых асигару были карута-ганэ-до и кикко-ганэ-до, называвшиеся также «татами-до» или «складные доспехи». Их кираса состояла из тканевой основы, на которую в первом случае нашивались прямоугольные пластинки из металла или кожи, а во втором такие же пластинки, только шестиугольные, соединявшиеся между собой кольчужным плетением. Пластинки, опять-таки обычно красились в черный цвет при помощи сажи и покрывали лаком с обеих сторон.
Наконечники стрел я-но-нэ. Узкий наконечник – хосо-янаги-ба (третий слева), широкие прорезные наконечники – хира-нэ, два наконечника «рогами вперед» - каримата. Два наконечника «рогами назад» - ватакуси.

Горн из раковины, которым в бою подавались сигналы – хорай, ок.1700 г.





Автор:




Вячеслав Шпаковский



 https://topwar.ru/148828-dospehi-jepohi-sjengoku-chast-1.html   https://topwar.ru/148828-dospehi-jepohi-sjengoku-chast-1.html
Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Человековыжималка и общаг (4 статьи)

    Израиль - это государство-человековыжималка, построенная на выжимании своих граждан, вычерпывании их Автор - Слава Рябцев. Ни для кого не…

  • Три исповеди

    Автор - Александр Петренёв О том что люди живут в Израиле тяжело, однако - они всё равно фанатики. Автор - Александр Петренёв. Вчера только…

  • "..И вот это то, о чём мы мечтали? Ви меня извините!" :) :(

    Андрей Сметаненко. Постоянно читаю, что Израиль - это страна, о которой мечтали все евреи. Постоянно читаю, что Израиль - это страна, о которой…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments