Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Художник Доменико Гирландайо - реалист Ренессанса

Цитата сообщения FalconettaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Доменико Гирландайо - реалист Ренессанса

Доменико Гирландайо (Доменико ди Томмазо Бигорди; 1449-1494) - наряду со своим современником Сандро Боттичелли - выдающийся мастер фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. Для его стиля характерны пластичность формы, мягкость колорита, точные (как бы сейчас сказали, реалистические) контуры изображения. Он мастер компоновки многофигурных композиций. В качестве библейских персонажей на своих фресках он, нимало не смущаясь, изображает именитых флорентийских деятелей, благодаря чему его творчество - в некотором роде предтеча жанровой живописи. "Изобретательность Гирландайо, легкость аранжировки, любовь к деталям, богатство наблюдений делают его произведения великолепным историческим документом, говорящим о стиле жизни того времени". И, наконец, из его мастерской вышел Микеланджело.

Доменико был сыном ювелира. Его прозвище "Ghirlandaio" - производное от гирлянд, которые изготавливал его отец. Не испытывая ни малейшей склонности к ювелирному делу, Доменико постоянно рисовал. "Природа одарила его духовным совершенством и чудесным и безупречным вкусом, поэтому, упражняясь в рисунке, он достиг в нем такой живости, быстроты и легкости, что зарисовывал практически каждого, кто бы ни заходил в мастерскую отца, схватывая сходство на лету, о чем свидетельствуют бесчисленные портреты, чрезвычайно похожие на оригиналы".

Встреча Марии и Елизаветы

В деревенской церкви Черчина, недалеко от Флоренции, есть изображение трех святых, которое считается одной из первых работ Гирландайо. Следующие по старшинству - фрески в церкви Огниссанти во Флоренции, которые почти наверняка датируются примерно 1472-1473 годами. В капелле рода Веспуччи он написал Усопшего Христа с несколькими святыми, а над одной из арок - Мадонну Милосердную. Рядом с нею изображен, в частности, мореплаватель Америго Веспуччи (в честь которого названа Америка). Эти работы написаны под явным влиянием Мазаччо и Фра Филиппо Липпи, и отчасти Гуго ван дер Гуса. Кроме того, в ранних своих работах Гирландайо явно находится под сильным влиянием Андреа дель Кастаньо.

Lamentation over the Dead Christ

Работы в капелле Веспуччи относят к 1472 году. В том же 1472 году художник вступил в Братство Св.Луки — объединение живописцев, скульпторов, ювелиров и прочих профессионалов, имеющих отношение к изобразительному искусству.

Maria de Mercede ("Мадонна делла Мизерикордиа"), 1472 Ognissanti, Florence

С ноября 1475 по апрель 1476 года Гирландайо вместе со своим братом Давидом побывал в Риме, где они расписывали Ватиканскую библиотеку, оставив фрески с портретами пророков и философов. В эти годы стала складываться мастерская Гирландайо, или как её именуют «боттега» (букв. бригада), куда со временем вошли братья Доменико и его зять Себастьяно Майнарди, а также Бартоломео ди Джованни, Никколо Чьеко, Якопо делль’Индако, Якопо дель Тедеско, Бальдино Бальдинелли, Поджо Поджини. А среди самых знаменитых - юный Микеланджело Буонарроти. Мастерская Гирландайо была одним из крупнейших художественных предприятий Флоренции двух последних десятилетий XV века.

В 1475 году Гирландайо получил заказ на роспись капеллы Санта Фина (Св.Фины) церкви Сан Джиминьяно. На фресках живописец оставил портреты семей своих покровителей, которые словно наблюдают за религиозными событиями. В дальнейшем он делал это регулярно, и наконец просто стал изображать своих меценатов в качестве персонажей библейских событий.

Похороны Святой Фины, около 1474. Сан Джиминьяно, капелла Санта Фина

"Annuncio della morte di santa Fina" (капелла Санта-Фина с росписями Доменико Гирландайо на сюжеты из жития святой Фины)

Domenico Ghirlandaio, Madonna and Child, c. 1470-75

Madonna with Child and Angels, c.1480

В 1481-82 гг. Гирландайо получил в Ватикане важное поручение на написание фрески, изображающей "Призвание первых апостолов Петра и Андрея к служению" в Сикстинской капелле.

Призвание апостолов св.Петра и Андрея 1481/82 Cappella Sistina (Vatican City, Italy)

Главной особенностью фрески "Призвание апостолов Петра и Андрея) является то, что на картине присутствует группа портретов богатых представителей Флорентийской колонии в Риме, которые представлены как свидетели библейского события. К тому же Гирландайо, судя по всему, использовал свое пребывание в Риме для изучения римских древностей, поскольку многие детали триумфальных арок, древних саркофагов и других элементов античности с тех пор постоянно встречаются в его работах.

Святой Иероним, 1480. Фреска, Оньиссанти, Флоренция

Другими работами в церкви Оньиссанти во Флоренции является фреска, изображающая св.Иеронима, в манере тогдашних нидерландских художников; и "Тайная Вечеря" в трапезной церкви Оньиссанти. Здесь уже заметно стремление художника придать лицам своих персонажей индивидуальный характер - показать их в действии и размышлении.

Тайная вечеря. Церковь Оньиссанти

Тайная вечеря  Оньиссанти

Гирландайо удалось создать иллюзию глубины пространства с помощью изображения архитектурных форм. Он визуально раздвигает границы помещения трапезной монастырского постоялого двора. Наблюдательность и мастерство художника проявляются не только в изображении апостолов, но и в достоверной передаче пищи и напитков, почти осязаемой реальности крон деревьев и полета птиц. "Из-за славы, которой пользуется "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи, в художественном мире слишком часто забывают, как сильно ее "классическое" решение основывается на почве, подготовленной Гирландайо в изображении из Оньиссанти во Флоренции" (Ян Латус, 1943).

Фрески Гирландайо в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции

В 1482-85 гг. художник расписывал стены и алтарь часовни Сассетти в Санта-Тринита (Флоренция) по заказу Франческо Сассетти, агента банка Медичи. Шесть основных фресок представляют сцены из жизни святого Франциска Ассизского, покровителя Сассетти и содержат много деталей из окружающего мира: здания (например, оригинальный фасад церкви Санта-Тринита), обычаи, одежда того периода, многочисленные портреты членов семьи Сассетти и Медичи.

Чудо св.Франциска Ассизского (воскрешение мальчика)

"На этой фреске он воспроизвел с натуры мост Санта Тринита вместе с палаццо Спини, причем на первой стене он показал, как св. Франциск появляется в воздухе и воскрешает мальчика и как женщины, присутствующие при этом чуде, испытывают смертельную скорбь при виде его похорон и радость и удивление - при виде его воскрешения. Он изобразил там весьма естественно и братию, выходящую из церкви за крестом и шествующую вместе с могильщиками на его похороны, а также и другие удивленные фигуры, доставляющие зрителю немалое удовольствие; и там же - портреты Мазо дельи Альбицци, мессера Аньоло Аччайуоли, мессера Палла Строцци, знатных граждан, часто упоминающихся в летописях этого города".

Утверждение устава монашеского ордена францисканцев, около 1485. Капелла Сассети, Санта Тринита, Флоренция

Фреска изображает одну из шести сцен Жития святого Франциска Ассизского. Художник переносит действие из Рима на площадь делла Синьория во Флоренции, слева виднеется здание дворца Уффици. Франческо Сассети — справа на переднем плане, а Лоренцо Медичи (1449–1492) стоит позади него среди старцев.

"На средней стене Гирландайо написал - как Франциск Ассизский отправляется в Рим к папе Гонорию, дабы тот подтвердил его устав, и в январе подносит розы этому первосвященнику. В этой истории он изобразил залу консистории с восседающими кругом кардиналами, а также поднимающиеся туда ступени, показав на них несколько поясных фигур, написанных с натуры, и расположив ряд балясин вдоль лестницы, в числе этих фигур он изобразил портрет великолепного Лоренцо Старшего деи Медичи".

Поклонение пастухов, 1485. Дерево, темпера Капелла Сассетти,

В картине "Поклонение пастухов (волхвов)" мы видим римскую Триумфальную арку на заднем плане и римский саркофаг вместо традиционных яслей. Среди действующих лиц на переднем плане - сам автор. С историей он не всегда церемонился. Эта картина, написанная темперой, имеет созвучие с фламандскими картинами на эту тему, в частности, с алтарем, написанным Уго ван дер Гусом.

Поклонение волхвов, 1488. Дерево, темпера, Оспедале Инноченти, Флоренция.

Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Удивительно гармоничная цветовая гамма. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей. Слева перед Иисусом преклоняет колени Иоанн Креститель, позади него изображен сам художник, а справа, в черном одеянии — заказчик Франческо ди Джованни Тезори.

Последний и величайший цикл фресок Гирландайо написал для другого банкира Медичи - Джованни Торнабуони. На них представлены сцены из жизни Богородицы и Святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции. Ghirlandaio подписал контракт о росписи церкви Санта Мария Новелла во Флоренции в сентябре 1485 г. Художник умер, не завершив работы, но роспись алтаря продолжили его помощники, среди которых был маленький Микеланджело, и завершили к 1490 году.

Marriage of Mary (detail)

The Marriage of Mary (detail) 1486-90

The Marriage of Mary 1486-90

Birth of Mary (detail), 1586-90, Santa Maria Novello, Florence

Рождение Богородицы, фреска для Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Фреска, написанная около 1486 года, обрамленная между двумя высоко украшенными квадратными пилястрами (с третьим, идентичным написанным между ними; став частью самой сцены), изображает интерьер дома Торнабуони (богатые друзья Медичи). Слева расположена лестница, а мать Марии, Святая Анна, несколько сухо откинулась на возвышенной кровати.  Пять женщин из семьи Торнабуони стоят с поздравительными пожеланиями, наблюдая за новорожденным ребенком (Марией), который собирается принять ванну. Гирландайо был настолько же м

Рождение Девы Марии, около 1488. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.

Birth of St John the Baptist (detail), 1486-90, Tornabuoni Chapel, Santa Maria Novella, Florence

Рождение Иоанна Крестителя 1486-90 гг.

Сцена встречи Марии и Елизаветы. Капелла Торнабуони в церкви Санта Мария Новелла, Флоренция

Среди спутниц Елизаветы  - Джованна дельи Альбицци (Торнабуони) - третья фигура справа.

Гирландайо обладал удивительной способностью легко и точно схватывать внешний облик людей и вещей. Он выполнил ряд портретов, в которых непосредственность наблюдений сочетается с глубокой человечностью образов (“Дедушка и внук”, около 1490, Лувр, Париж; “Портрет Джованны Торнабуони”, 1488, Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид).

“Портрет Джованны Торнабуони”, 1488, Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид

"Если бы искусство могло передать ее душевные свойства и добродетель, ни одна картина в мире не была бы более у прекрасной". Однако, несмотря на этот комментарий, начертанный по-латыни на стене за спиной портретируемой Торнабуони, художник умело воссоздал ясный образ Джованны, ее красоту и изящество. Она представлена на строгом, почти лишенном деталей фоне, что заставляет зрителя сосредоточить внимание на ее профиле. Профильное изображение было принято во флорентийском портрете того времени. С этим портретом Джованны сопряжена нота горечи, так как модель художника умерла в тот самый год, когда ее писал Доменико Гирландайо, и всего два года спустя после своего замужества.

Portrait of a girl - National Gallery

Эти портреты так просты и выразительны, что, возможно, производят даже большее впечатление, чем фрески Санта-Мария-Новелла.

Портрет дедушки и внука, около 1490. Дерево, темпера, Лувр, Париж.

Этот портрет - пожалуй, лучшая картина Гирландайо, отличающаяся нежностью и человечностью, а также простотой и прямотой обработки.

Self-portrait, figure from Adoration of the Magi, circa 1488

https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/g/ghirland/.../6tornab/61tornab/2birth2.html

https://artrue.ru/style/renessans/izvestnye-kartiny-domeniko-girlandajo.html

Tags: Искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments