Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Революционеры из Большой Царевщины

К 1905 году село Большая Царевщина – это в нескольких десятках километров от Самары – буквально наводнила революционная литература. Туда же на регулярные собрания из соседних деревень приходили недовольные крестьяне. Когда пришло время выбирать волостного старшину, две сотни людей из Большой Царевщины, вооружившись револьверами и ножами, ворвались в соседние село Старый Буян и захватили там власть. Так – пусть и ненадолго – возникла Старобуянская республика. Теперь свободно, айдате, ребята, валите теперь к помещикам и разграбляйте их добро — за это теперь ничего не будет», — так интерпретировал царский «Манифест 17 октября» крестьянин Шаров из небольшого села Кротовка Самарского уезда. В целом, настроение крестьян осенью 1905 года в значительной мере изменилось: они то и дело громили помещичьи усадьбы, присваивая себе все имущество. В той же Самарской губернии ненависть крестьян вылилась в более чем 70 разграбленных поместий, а ущерб от бунтов там, по официальным данным, составил почти 4 миллиона рублей.
Село Большая Царевщина располагалось в 30 километрах от Самары. Несмотря на свои внушительные размеры, Большая Царевщина не была центром волости: все решения принимались в другом поселении — Старый Буян. Местные власти царевщинских крестьян часто обделяли: земли давали мало, а также запрещали хозяйничать в близлежащих лесах. Поэтому мужчинам из Большой Царевщины приходилось либо идти работать на каменоломню, либо ездить на заработки в Самару. Впрочем, такое положение дел крестьян, очевидно, не устраивало.

Крестьяне-революционеры из Самарской губернии.Крестьяне-революционеры из Самарской губернии. Источник: russian7.ru.
Революционные традиции зарождались в Большой Царевщине десятилетиями: ещё с конца 80-х годов XIX века в село регулярно заезжали народники и эсеры, которые основали там даже несколько крестьянских кружков. С началом волнений агитация революционеров усилилась: в Большую Царевщину приходили на демонстрации крестьяне из соседних сёл, таких как Елшанки и Курумоч. В конце октября 1905 года на одном из очередных собраний начинающие революционеры приняли решение о создании боевой дружины.
Крестьяне из Большой Царевщины заходили все дальше и демонстрировали уже откровенное неповиновение властям: так, например, они с лозунгами «Долой самодержавие» под аккомпанемент революционных песен ходили по улицам и самовольно закрывали винные лавки. Удельная стража ничего не предпринимала, так как численный перевес, очевидно, был на стороне крестьян.
Бывшее село Большая Царевщина называется сейчас поселком Волжским.Бывшее село Большая Царевщина называется сейчас поселком Волжским. Источник: agentika.com.
В начале ноября жителей Большой Царевщины попросили направить в Старый Буян свою делегацию — предстояли выборы волостного главы, в которых должны были участвовать представители от разных сел. Делегация от Большой Царевщины утром 12 ноября действительно вышла в направлении Старого Буяна. Однако вместо переговорщиков и дипломатов она состояла из двух сотен вооруженных людей, которые, размахивая красными флагами, фактически без боя захватили власть в Старом Буяне.
Колокольный звон вечером созвал на общее собрание жителей окрестных деревень. Общим решением новая власть решила отстранить от занимаемых должностей всех прошлых руководителей и назначить на их места новых. Боевая дружина вообще стала чем-то вроде регулярной Старобуянской армии. Революционное правительство оказалось расторопным: уже на следующий день в волости начал работать «временный закон»: он предписывал организовать в каждом селе народную милицию, а также постановлял, что теперь вся земля распределяется поровну между крестьянами.
Подавление восстания казаками и жандармами.Подавление восстания казаками и жандармами. Источник: russian7.ru.
Возглавили Старобуянскую республику два человека: крестьянин-революционер Антип Князев и помещик Евгений Пеннер. Последний, будучи землевладельцем, на собрании заявил, что передаёт всю свою землю в общий фонд.
Весть о восстании в Старом Буяне быстро дошла до самарских властей: оттуда к селу, охваченному революцией, выдвинулись отряды полиции. Впрочем, боевая дружина смогла отразить нападение противника — строительство нового государства продолжилось. В Старом Буяне новая власть буквально за несколько дней успела объявить о введении сухого закона. Кроме того, образование теперь считалось бесплатным и доступным для всех, а в церковных делах принимали участие все прихожане. При этом, как ни странно, имения помещиков жечь запретили, равно как запретили и самовольно вырубать лес.
Мемориальная доска в селе Старый Буян.Мемориальная доска в селе Старый Буян. Источник: livejournal.com.
Естественно, долго так продолжаться не могло. Новость об удачном восстании под Самарой воодушевляла революционеров по всей стране. Ликвидация очага вольнодумства в Старом Буяне стала буквально делом государственной важности.
В Самаре под руководством вице-губернатора из казаков и жандармов был сформирован специальный карательный отряд. 26 ноября он начал штурм Старого Буяна — силы, конечно же, были не равны. Главных руководителей Старобуянской республики — кого-то сразу, кого-то лишь со временем — арестовали и осудили на разные сроки заключения. Одного из идеологов восстания — крестьянина Антипа Князева — советская власть впоследствии назвала «врагом народа». Он скончался, как следует из «Книги памяти Самарской области», в сталинских лагерях.                             Источники


  1. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение

  2. Портал «История среднего Поволжья»

  3. Портал «Русская семёрка»

  4. Источник фото на главной: russian7.ru / Источник фото лид: russian7.ru    https://diletant.media/articles/44452036/

                         
Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments