Эта история тянулась восемь лет, но закончилась победой семьи и здравого смысла
Ноа Лави|Опубликовано: 19.12.18 , 19:02

30-летний Давид Головань до сих пор помнит тот день, когда его родителям, прожившим в Израиле 20 лет, вдруг сообщили, что они лишены звания евреев. Одновременно евреем перестали считать самого Давида, выросшего в Израиле и отслужившего в ЦАХАЛе. Только на этой неделе восьмилетний кошмар для семьи закончился.
Прекратились мытарства и еще одного члена этой семьи - бабушки, которая проживает во Львове.
"Ей позвонили из израильского посольства и сказали: "Вы признаны еврейкой, можете репатриироваться". Этот звонок снял и с нас несправедливые подозрения", - рассказал Давид Головань в интервью "Вестям".

Семья Головань репатриировалась в Израиль в 1998 году из Львова (Украина). Она состояла из мамы, папы и двоих детей - 10-летнего Давида и его сестры. Бабушка мальчика пока оставалась на бывшей родине.
"Моя бабушка, как и мама, - чистокровная еврейка. Мы всегда знали это, и никаких сомнений на сей счет в семье не было. Наше еврейство было подтверждено израильской службой "Натив", когда родители двадцать лет назад подали документы на выезд. Я рос и воспитывался как еврейский мальчик. В Израиле окончил школу, пошел служить в ЦАХАЛ, - рассказывает Давид. - Когда я заканчивал армейскую службу, бабуля решила переехать в Израиль. Обратилась, как положено, в посольство. И вдруг как гром среди ясного неба: нас с мамой здесь, в Израиле, вызвали в МВД и сообщили, что наше пребывание тут незаконно".
А дело оказалось вот в чем.
По словам Давида, когда-то давно бабушкины родители, опасаясь антисемитизма, сделали ей фальшивое свидетельство о рождении, изменив запись в графе "национальность". И хотя у бабушки есть и настоящее, она перепутала и подала не тот документ.
На следующий же день семейство Головань вызвали в отделение МВД в Иерусалиме. Давид отправился туда вместе с матерью. Его не впустили в кабинет, велев ждать в коридоре.
"Когда мама вышла, она плакала. Рассказала, что на нее кричали, обвиняли в подделке документов. А затем заявили, что она нееврейка и проживает в Израиле незаконно, - вспоминает Давид. - Представьте, каково это было слышать мне, солдату ЦАХАЛа и патриоту Израиля. Мне словно плюнули в лицо".
На этом злоключения семьи не закончились. Наоборот: вскоре мать Давида вызвали в "Натив" - правительственное бюро по связям с евреями бывшего СССР. Именно эта организация занимается проверкой документов на соответствие Закону о возвращении.
"Там с мамой тоже говорили как с преступницей, незаконно проникшей в страну, - утверждает Давид. - Ей предложили отказаться от еврейства и изменить статус с гражданства на "постоянного жителя" ("тошав кева"). Мы, разумеется, отказались. После этого нам пришлось обратиться к адвокату, и началась бюрократическая тягомотина".
С тех пор любое обращение в МВД превращалось для семьи в муку. Давид рассказывает, что его сестре не хотели выдавать свидетельство о рождении дочек, отцу не обновляли документы. А самого Давида наказали тем, что выдали загранпаспорт (даркон) сроком на год, и ежегодно его приходилось переоформлять. "Мы даже подали иск в БАГАЦ по этому поводу", - говорит он.
А бабушка тем временем пыталась пробить бюрократическую стену в Украине. Она объясняла, что не виновата, ссылалась на страх своей матери-еврейки, пытавшейся уберечь дочь от антисемитизма, но, по словам Давида, все было тщетно.
"Нас поддерживало лишь ощущение своей правоты. Мы точно знали, что бабушка еврейка и что наша семья никогда не обманывала Государство Израиль", - уверенно говорит Давид.
Проверки на еврейство 20 лет спустя.

Дело семьи Головань сдвинулось с мертвой точки в 2017 году, когда разгорелось сразу несколько скандалов с проверкой еврейства выходцев из бывшего СССР.
Вопрос дошел до кнессета и был поднят на повестку дня депутатом Юлией Малиновской (НДИ).
В частности, она рассказала о бывшем бойце спецназа Михаэле Чебунине, которого решили проверить на еврейство через 26 лет жизни в Израиле. Как и Давид Головань, Михаэль приехал в Израиль ребенком, отслужил в боевых частях. В детстве прошел обряд бар-мицвы, бывал в синагоге и рос с полным осознанием, что он еврей. Но стоило ему полюбить девушку из России и обратиться в МВД для легализации ее статуса, как там усомнились в его собственном еврействе и потребовали доказательств в виде свидетельства о рождении бабушки.
Этот молодой человек тоже рассказал "Вестям", что требование подтверждать еврейство повторно, несмотря на то, что это сделала при репатриации его мать, вызвало у него ощущение "ножа в спину".


Случай Чебунина стал основой для заседания комиссии кнессета по госконтролю. Оно состоялось ровно год назад, 25 декабря 2017 года, по инициативе Юлии Малиновской. Она представила заключение заместителя юридического советника правительства, в котором говорилось о недопустимости повторной проверки права на репатриацию в отношении лиц, обратившихся с просьбой о предоставлении гражданского статуса супругам или близким родственникам.

Адвокат семьи Головань тоже обратился к депутату Малиновской с просьбой о содействии в запутанном деле. Давида пригласили в кнессет рассказать свою историю. И вот теперь, полгода спустя, пришел ответ: после дополнительных проверок бабушка признана еврейкой, а статус семьи - законным.
Сейчас семья ожидает приезда бабушки и надеется, что теперь никто больше не подвергнет сомнению их еврейство.
"Я рада, что Израиль смог сохранить целый еврейский клан благодаря вмешательству кнессета и здравого смысла в это дело. Хотелось бы, чтобы практика подозрительности и повторных проверок на еврейство для лиц, проживших в Израиле десятки лет и отдавших этой стране годы труда и службы в армии, прекратилась", - сказала в заключение Юлия Малиновска. https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5428461,00.html