Photo by Yonatan Sindel/Flash90.
Аврам Шарнопольский. Все могут короли.
Нам, выходцам из бывшего Советского Союза, привыкшим к тому, что в Союзе на должность министров назначались специалисты, имевшие опыт работы в соответствующей отрасли, было трудно привыкнуть к тому, что в Израиле министрами становятся политические назначенцы. Достаточно занять на праймериз правящей партии высокое место, чтобы потребовать для себя министерский пост.
Еще трудней принять тот факт, что один и тот же политик может исполнять обязанности министра двух, а то и трех министерств. Несложно представить себе, какой может быть эффективность деятельности такого министра. И уж совсем карикатурным, на мой взгляд, является исполнение главой правительства обязанности министров в нескольких министерствах одновременно. Все могут короли! Возможно, в коалиции нет достойных кандидатур, способных возглавить в данный момент времени то или иное министерство, или глава правительства просто не доверяет тем, кто мог бы исполнять эти функции, а может быть глава правительства хочет использовать министерский пост как разменную монету в обмен на личную преданность (можно предположить и такое).
К написанию этой статьи меня побудило назначение министра туризма Израиля и министра по связям правительства и Кнессета Ярива Левина на пост исполняющего обязанности министра интеграции. Судя по тому, что написано об Яриве Левине в Википедии, он, как политик, заслуживает уважения. Позволю себе привести выдержку о нем из Википедии:
«Ярив Левин родился 22 июня 1969 года в Израиле. Левин окончил школу «Бойер» в Иерусалиме. В армии Левин прошел курс арабского языка, после чего служил переводчиком. Был командиром учебного потока на курсах арабского. Получил первую степень по юриспруденции в Еврейском университете, после чего работал юристом.В 1995 году Левин выпустил словарь экономических терминов на иврите, арабском и английском. За этот труд он был удостоен премии «Твёрдое слово». В результате праймериз в Ликуде (2008 год) он занял 22 место в партийном списке, поэтому после выборов в кнессет 18-го созыва в 2009 году Левин прошел в израильский парламент. В кнессете Левин стал председателем комиссии Кнессета, а также членом нескольких других комиссий. Осенью 2010 года, после освобождения арабских террористов в рамках «сделки Шалита» Ярив Левин призвал выпустить из тюрем евреев, осужденных за аналогичные преступления, тем самым восстановив у граждан Израиля веру в справедливое правосудие, равенство между арабами и евреями. С 14.05.2015 — министр туризма Израиля, министр внутренней безопасности, министр по связям правительства и Кнессета. Левин женат, имеет троих детей, проживает в городе Модиин-Маккабим-Реут, владеет несколькими языками (арабским, ивритом и английским)».
Неплохая характеристика для 49 летнего политика. Мне приходилось слышать хорошие отзывы депутатов Кнессета об Яриве Левине.
Вместе с тем представляется возмутительным то обстоятельство, что Ярив Левин, не владеющий русским языком, не прошедший нелегкий путь алии, берется руководить еще и третьим министерством, не имея ни малейшего представления о том, что ему, как министру, придется решать.
Нам, начиная с 1995 года, уже приходилось иметь дело с несколькими министрами алии и интеграции – политическими назначенцами. Хорошую память о себе оставил министр Яир Цабан, который немало сделал для алии из бывшего Советского Союза. На его фоне министры абсорбции Эхуд Барак, Юли Тамир, Ариэль Шарон, Зеев Бойм, Яков Эдри, Эли Афлулу, Ципи Ливни рассматривали пост министра абсорбции как трамплин для прыжка на пост министра более престижного министерства. Их в меньшей степени интересовали проблемы репатриантов. Ципи Ливни полностью перепоручила работу министра абсорбции своей заместительнице Марине Солодкиной, не наделив ее при этом полномочиями министра. Следует отдать должное Марине Солодкиной. Действуя даже в условиях ограничений, она смогла много сделать для репатриантов из бывшего Советского Союза.
Объективно говоря, большинство министров абсорбции главное внимание уделяли работе в диаспоре и в меньшей степени работе с репатриантами внутри Израиля. Иными словами репатриация, а точнее, число репатриировавшихся в страну «олим», стали главным отчетным критерием, характеризующим эффективность работы министерства абсорбции, Интеграция же, т.е. работа с репатриантами внутри страны, стала второстепенным фактором. Эту работу взяли на себя русскоязычные, а впоследствии франко и англоязычные общественные организации, такие, как Объединения выходцев из Украины, Белоруссии, Кавказа, Казахстана, Москвы и др. а также Объединение ветеранов 2-й мировой войны, Союз ученых-репатриантов, Союз инженеров-репатриантов, инженерные и научные центры, впоследствии — объединения лиц, переживших Холокост, и многие другие. Все эти общественные организации работали по всей стране, помогая новым репатриантам найти свое место в новых для себя условиях, помогая изучать иврит, оказывали помощь в продвижению проектов и патентов и т.д. Они создавали различные курсы, проводили экскурсии для новых репатриантов, организовывали культурные мероприятия, фестивали, семинары и конференции, устанавливали связи со спонсорами, обеспечивавшими нуждающихся репатриантов продуктовыми наборами, одеждой, обувью и др. Казалось бы, такая разносторонняя деятельность должна была бы получить поддержку министерства абсорбции, ведь общественные организации фактически выполняли работу, которую должно было делать само министерство абсорбции. Но увы. Небольшая помощь, которую получали общественные организации в начале своей деятельности, впоследствии практически прекратилась. Зато пышным цветом расцвели религиозные организации, получая огромную финансовую помощь из министерства абсорбции. Со временем критерии предоставления финансовой поддержки общественным организациям, помогающим новым репатриантам, ужесточились до такой степени, что общинные объединения полностью лишились финансирования. Сегодня Всеизраильское Объединение выходцев из Украины, Всеизраильское Объединение выходцев из Белоруссии и другие организации стоят перед проблемой выживания. Неоднократные обращения этих организаций к министру абсорбции не возымели должного действия.
Возвращаясь к вопросу о назначении новым министром абсорбции Ярива Левина, нельзя не задаться вопросом, сможет ли новый министр, не владеющий необходимой информацией для руководства этим министерством, не располагающий связями с общественными организациями, не знающий проблем новых репатриантов, заняться разрешением этих очень непростых проблем, совмещая при этом обязанности министров еще двух министерств.
Резонно было бы, одновременно с назначением министра абсорбции, назначить ему в помощь заместителя, владеющего этими вопросами, например депутата Кнессета Тали Плосков. Однако на этот счет никакого решения принято не было.
Может быть и впрямь в Израиле все могут короли, даже если они, что называется, факиры на час. Ведь уже принято решение о досрочных выборах в апреле будущего года. Кто знает, что преподнесут эти досрочные выборы. Можно не сомневаться в том, что в результате появятся новые министры со своими взглядами на проблему алии и интеграции. Однако, есть опасность того, что к этому времени русскоязычные общественные организации прекратят свою деятельность и новому министру не с кем будет решать очень непростые вопросы интеграции новых репатриантов.
*автор – председатель правления движения «Хазит акавод» https://relevantinfo.co.il/ministr-absorbzii/?fbclid=IwAR0Kk5mZwv5rwfC20K5jS9qR1aDxJ9PDqlB7RMop4PsDJ8qPV92xNL-TUIw