"Неыслимо было сдать беззащитные корабли врагу. Мы, офицеры, поклялись всем святым уничтожить их", — объяснил позднее решение затопить Флот открытого моря его командующий Людвиг фон Ройтер. После случившегося Берлин отрицал свою причастность к произошедшему, объясняя случившееся инициативой самих моряков. Они провели на базе британского флота на Оркнейских островах (северо-восток Шотландии) больше полугода. Фактически это был плен, хотя формально флот имел статус интернированного. Когда в ноябре 1918 года война остановилась, была достигнута договоренность, что до подписания окончательного мирного договора Флот открытого моря переправится из своей базы в Вильгельмсхафене к берегам нейтральной страны. Поскольку такой страны не нашлось, британцам удалось продавить предложение оставить немецкие корабли под своим присмотром.
Немецкие корабли входят в бухту Скапа-Флоу. Изображение: regnum.ru.
Расположение некоторых кораблей на карте. Изображение: boowiki. info.
Германия потерпела в войне поражение, и переговоры в Версале не сулили ей ничего хорошего. Судьба флота стала ясна незадолго до подписания мирного договора — его собирались сдать Антанте. Узнав об этом, офицеры перешли к действиям: открыли все возможные клапаны и заклинили люки, чтобы корабли было невозможно спасти.
Людвиг фон Ройтер. Изображение: naval-encyclopedia.com.
21 июня 1918 года над германскими кораблями в последний раз подняли имперские флаги, а фон Ройтер дал условный сигнал к затоплению. В тот день флотилия английских эсминцев отправилась на торпедные учения. Немцы основательно подготовились, из-за чего британцы слишком поздно осознали, что их почти трофейные суда начинают тонуть. Отряды, отправленные остановить катастрофу, мало что могли поделать. До этого британцы на германских кораблях не появлялись, а лишь охраняли бухту. Немногие из них смогли найти кингстоны. Удалось спасти лишь один линейный корабль («Баден»), три легких крейсера и некоторые другие суда — всего 22 корабля. А вот затонули 52 (32 эсминца, 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 крейсеров). Не считая двух коротких выходов в море, второй по силе флот мира всю войну оставался на своей базе в Вильгельмсхафене и хотя представлял для британского Гранд-Флита угрозу, так и не был задействован в решающем сражении.
Затопленные корабли поднимали вплоть до начала Второй мировой войны («Дерфлингер» подняли весной 1939 года). Все они были разобраны на металлолом. Стоимость затопленных судов была прибавлена к репарациям, которые Германия должна была выплачивать союзникам (окончательно по этому долгу рассчитались лишь в 2010 году). Четыре крейсера и три линкора все еще лежат на дне орнейской бухты и являются популярными объектами дайвинга.
Рыбалка. Изображение: rufut.ru.
Тонущий линейный крейсер «Дерфлингер». Изображение: maritimequest.com.
Существует неподтвержденная версия, что британцы потворствовали немцам в их намерении затопить Флот открытого моря и поэтому отправились 21 июня на учения. Согласно этой логике, в Королевском флоте не хотели делить немецкие корабли с союзниками по Антанте. Затопление в бухте Скапа-Флоу стало крупнейшим на тот момент единовременным затоплением боевых кораблей. Ройтера и его моряков на родине встречали как героев. А вот Гитлер двадцать лет спустя считал затопление в Скапа-Флоу ошибкой и говорил, что оно «не делает чести Германскому флоту».
Источники:
Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов. — М.: АСТ, 2000
21 июня 1919 года: конец Флота открытого моря
Изображение анонса: myhistori.ru
Изображение лида: wikivisually.com https://diletant.media/articles/43744180/