Иллюстрация: кадр видео. "Кто сменит меня? Вы?"
Алла Борисова. Всё могут короли.
Почти одновременно в Латвии и в Израиле показали два интересных документальных фильма. В Латвии фильм российского режиссера Виталия Манского «Свидетели Путина». В Израиле фильм Дана Шадура «Король Биби». Первый – доступен в интернете, второй – в израильских кинотеатрах и для зрителей компании «Yes». Если вы не видели эти две документальные ленты, о которых я пишу, — очень советую посмотреть их. И если посмотреть их подряд, складывается довольно интересная картина.
Фильм «Свидетели Путина» снят режиссером Виталием Манским, который участвовал как документалист в предвыборной путинской кампании 2000-го года. И сделал для этой кампании фильм о Путине. Тогда еще в исходе выборов никто не был уверен на 100%. Теперь, спустя 18 лет, режиссер пересматривает свое отношение к происходящему тогда, показывает нам съемку, не попавшую в тот фильм, и пытается ответить на вечный русский вопрос «Кто виноват?». И как на самом деле формируется диктатура. А формируется она с позволения и при поддержке многих, в том числе и самого режиссера. Можно ли было предугадать, предвидеть то, к чему приведет выбор Ельцина, который на съемках вроде бы чрезвычайно горд операцией «Преемник»? И особенно ликует семья Ельцина и люди, которые пьют за победу шампанское – иных уж нет сейчас, а другие в оппозиции. Из всех этих героев того времени, которые создавали «голема» своими руками, рядом с Путиным остался может быть самый непримечательный в той звездной компании Лесина, Коха, Чубайса, Павловского и так далее – Дмитрий Медведев. Сам режиссер теперь живет и снимает свои фильмы в Риге.
Кадр из фильма » Свидетели Путина».
Одна из самых ярких сцен фильма – ожидание уже практически забронзовевшего Ельцина звонка Путина после победы на выборах. Семья этого звонка так и не дождалась, что характерно. В самом же Путине режиссер видит какие-то человеческие черты, желание как-то объясниться, например, по поводу того, почему старший Михалков опять сочиняет слова гимна на ту же музыку и под звон церковных колоколов. И мы видим уже спустя 18 лет плоды этого дерева. Чего нет в фильме – так это видимого раскаяния режиссера в собственном вкладе в историю. Но это вопрос спорный, искушение снимать историю своей эпохи – сильное искушение для документалиста.
Кадр из фильма » Свидетели Путина».
Что же касается фильма «Король Биби» (эти слова с портретом Натаниягу появились на обложке журнала Time в 2012-м) — то здесь нам тоже представляют интересные архивные съёмки, отражающие путь восхождения Биньямина Нетаниягу на политический Олимп. Режиссер пытается соблюсти объективность, но его отношение в общем просматривается. Он видит, что успеху Биби способствовали довольно случайные факторы – учеба и работа в Америке (отсюда и превосходный английский, и связи), героическое прошлое брата Ионатана, что ввело его в высший политический круг и в США, и в Израиле, и наконец, ораторское искусство ( Биби был учеником Лилиан Уайлдер – специалиста по риторике и ораторскому искусству, ее знаменитые ученики — Джордж У. Буш и Опра Уинфри). В фильме есть кадры истинного триумфа Нетаниягу во время памятного выступления в ООН – его знаменитая театральная пауза.
Но есть и те кадры, которые голосующие за Нетаниягу стараются забыть — например, Нетаниягу пожимает руку Арафату. Или речь в Бар-Иланском университете, где он пообещал два государства для двух народов.
Но наверное главное, что проступает с экрана – постепенно возникающее умение политика искусно маневрировать, отвечать чаяниям «простого народа», идти за ним. И в то же время — искусство манипуляции. И еще одна важная черта – Нетаниягу научился в молодости использовать СМИ в своих интересах, а потом использовал тему конфронтации со СМИ. «Фактически это Трамп научился у Биби так относиться к СМИ и волшебным словам «фейк-ньюс», — считает режиссер. Возможно, это не так далеко от истины — президент США производит впечатление довольно внушаемого человека, который успешно учится у опытных правителей обходить неудобные СМИ, благо к народу можно теперь обращаться напрямую через социальные сети, но не забывая при этом и прайм-таймы телевидения при любой возможности.
Кадр из фильма » Король Биби».
Почему мне кажется важным, чтобы зрители второго фильма посмотрели первый? При всей разности этих стран, общественного устройства, характера лидеров, менталитета, истории и т.д. — есть нечто общее, о чем явно или не явно говорят режиссеры. Это нечто — основа хорошо работающих демократических институтов – принцип сменяемости власти. В фильме «Свидетели Путина» видно, что президенту удалось быстро вернуть общество после краткого периода приближения к демократии с ее выборными институтами, свободами и прочими плюсами демократического общества к привычному сплаву монархии, диктатуры, теократии и олигархии. В Израиле – путь от демократии может быть не такой явный, но тем не менее тенденции — несменяемость власти, конфронтация с журналистами и зажим СМИ, демонизация несогласных с политикой лидера – те же самые. И не хотелось бы, чтобы спустя еще десяток лет, мы и в Израиле стали «свидетелями». И покаянные речи о своей ответственности — не помогут. https://relevantinfo.co.il/kings-and-power/?fbclid=IwAR3opP8cvy7F8wzoYzXyPv4S7oPiTwSrl075cCgkFzx85jJTcIYfp26aDOA