Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Как Ил-2 с пробитым бензобаком заплата из валенка спасла.

Как Ил-2 с пробитым бензобаком заплата из валенка спасла.
«Летающий танк» глазами авиамеханика.
Кустов Максим
Из воспоминаний летчиков, пилотировавших в годы Великой Отечественной штурмовики Ил-2, известно, что они обычно высоко оценивали бронированность своей машины, неслучайно прозванной «летающим танком», а ее  недостаточную маневренность считали важнейшим недостатком.
Например, Николай Штангеев (сайт «Я помню»), пилот Ил-2, так охарактеризовал свой  самолет: «Машина, конечно, не маневренная, но очень живучая. Самолет сохранял устойчивость в полете, даже имея серьезные повреждения. Кстати, после Ил-2, Ил-10 не любили - тяжелый и сложный в управлении».

А как Ил- 2 оценивали те, кому довелось его на земле готовить к боевым вылетам? Иван Лузгин (сайт «Я помню») с июля 1942 года до конца войны служил авиамехаником в 735-м штурмовом авиаполку, в  котором летали на Ил-2.
И опыт обслуживания этой машины у него  накопился значительный: «За войну у нас сменилось очень много летчиков, потери были большими. Время на ремонт у каждого самолета было разное. В полку неисправных машин было много. Иногда ремонтировали, иногда восстанавливали. Но все-таки основная работа заключалась даже не в починке, а в замене матчасти, у которой постоянно ресурс заканчивался, и мы меняли детали. Каждый день идет какая-то замена. Но с другой стороны, при должном и внимательном уходе Ил-2 - это очень надежный самолет».
Именно надежность авиамеханик Лузгин считал важнейшим качеством обслуживаемой им машины: «Чинили в самолетах буквально все. Ил-2 являлись невероятно надежными машинами».
Вот какой случай он описал: «Был в полку такой случай: сбили наш самолет под Великими Луками, он сел где-то на равнинной местности, его подсолнухами закидали. У этого штурмовика осколком пробило бензобак, так летчик срезал с валенка войлок, приложил к пробоине, болтами закрутил, вот так отремонтировал и рано утром взлетел. Немцы находились на одной стороне реки, а самолет по второй как вылетел, и один из немецких самолетов гнался за ним, но не догнал. Таким был наш штурмовик».
Любопытно – как бы оценили такой способ сверхскоростного полевого «ремонта» боевого советского самолета немецкие летчики? Что бы по этому поводу сказали бы летчики ВВС США и Великобритании? Посмеялись бы над таким способом ремонта самолета или восхитились бы находчивостью летчика и живучестью советского штурмовика Ил-2?
Конечно, эту живучесть не стоит абсолютизировать. Была своя «Ахиллесова пята» и у Ил-2. По мнению Ивана Лузгина,  находилась она в крыльях штурмовика: «Для Ил-2 самым страшным повреждением было попадание в крылья, и самым частым в бою, их всегда подбивали именно при пробитии крыла».
Но вряд ли найдется самолет без своих уязвимых точек…
Максим Кустов   https://vpk-news.ru/articles/45892
Tags: История, Люди и этносы, Наука и техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments