«Главный охотник» на ведьм Мэтью Хопкинс ищет «метку дьявола» — крошечное пятнышко нечувствительное к боли
Заколдованная Европа
Пылающие костры по всей Европе — вот одна из обычных картин, которая встает перед глазами при мысли о Средневековье. Помимо еретиков на этих кострах горели и те, кого обвиняли в занятиях колдовством и связях с дьяволом.
Когда в Европу пришло христианство, оно не отменило в один момент все то, что было раньше. Обрывки языческих верований, народные приметы и обычаи, вера в сверхъестественные силы, о которых не написано в Библии, — все это оставалось частью повседневной жизни людей. Христианские священники не были этому рады, но не спешили извести под корень, понимая всю силу прошлого. Так что до поры до времени людям, которых считали колдунами или ведьмами, жилось относительно спокойно.
Борьба с ересью
Где-то до XIII века представители церкви воспринимали колдовство как суеверие и наказывали за веру в него обычным покаянием. Светские же власти расценивали использование колдовских чар просто как еще одно средство.
Наказание грозило тем, кто использовал это средство в откровенно преступных целях. Хотя колдовство все же считалось делом, не подобающим честному человеку.
Вот, например, цитата из Салической правды — свода законов королевства франков, составленного в начале VI века: «Если кто обзовет другого прислужником при колдовстве, то есть пособником ведьм, или таким, про которого ходит слух, будто он носит котел, где ведьмы варят свои снадобья, присуждается к уплате 2500 денариев… Если кто обзовет свободную женщину колдуньей, и не будет в состоянии доказать, присуждается к уплате 2500 денариев. Если колдунья съест человека, и будет уличена, присуждается к уплате 8000 денариев».
Тем временем церковь начинала все более жестко и непримиримо преследовать тех, кто пытался трактовать христианское учение по-своему. Процессы против еретиков велись один за другим, меры, принимаемые против них, становились все более решительными, а расправы — все более жестокими. Чтобы не оставить ни у паствы, ни у священнослужителей никаких сомнений в том, что любая ересь подлежит искоренению, богословы обвиняли инакомыслящих не в заблуждениях, а в прямой связи с врагом рода человеческого. Так из схоластических трактатов о демонологии, которые раньше читали только богословы, тема дьявола перекочевала в публичное пространство.
Осознав, что где-то рядом с ними живут люди, заключившие сделку с нечистым, люди начали страстно желать избавиться от такого соседства. Разбираться в хитросплетениях еретических учений для неграмотных крестьян было сложновато. А вот обвинить в страшном грехе деревенскую колдунью или знахарку, которых все прекрасно знали и, разумеется, побаивались, это напрашивалось само собой.
Примерно в 1430-1440-е годы первая волна охоты на ведьм прокатилась по Северной Италии, Южной Франции и западу Швейцарии. Расправы были сумбурными и жестокими. Ни светские, ни церковные власти не давали на них своего одобрения. Ведь если сегодня крестьяне поняли, что могут самостоятельно сжечь ведьму, то где гарантия, что завтра они не решат так же расправиться с нелюбимым сеньором? Во Франции все дела о ведовстве были срочно переданы в исключительное ведение провинциальных парламентов. А в Германии епископы и священники выпускали прокламации, предостерегая свою паству от необдуманной жестокости. Но было поздно. Семена упали на благодатную почву.
Трактат инквизиторов
Очень скоро внутри католической церкви появились те, кто пожелал не только поддержать, но и возглавить охоту. В 1486 году монах-доминиканец Генрих Крамер в соавторстве с деканом Кёльнского университета Якобом Шпренгером издал монументальный труд «Молот ведьм». Оба соавтора имели опыт работы в инквизиции, оба были довольно авторитетными схоластами. Им вполне удалось поставить стихийные преследования ведьм на строгую научную основу.
Заручившись поддержкой папы римского, они обобщили опыт известных им процессов над ведьмами, систематизировали методы дознания (от формулировок вопросов до последовательности пыток) и щедро приправили все это своей личной убежденностью в том, что ведьмы — это главное, чего стоит опасаться доброму христианину.
Так или иначе, охота на ведьм коснулась практически каждой европейской страны. Хотя где-то (например, в Италии или Испании) процессов было очень мало, а где-то (в Германии или Швейцарии) гонения приобретали массовый характер. Не минула эта напасть и Восточную Европу. Кстати, там жертвами оговоров чаще становились не женщины, а мужчины — согласно языческим традициям, колдовством занимались представители сильного пола. По приблизительным оценкам, с XV по конец XVII века было казнено около 50 тысяч человек. Но всегда стоит учитывать, что большинство самосудов никто не протоколировал и не составлял отчетов.
Однако совершенно несправедливо было бы во всем обвинять католическую церковь и инквизицию. Ведь особенного размаха охота на ведьм, как ни удивительно, достигла в тех странах, которых коснулась Реформация.
Если суды инквизиции все-таки регулярно выносили оправдательные приговоры, то протестанты уничтожали своих собратьев, заподозренных в связях с дьяволом, безо всяких колебаний.
В начале XVII столетия охота на ведьм стала использоваться в качестве идеологического оружия участниками Тридцатилетней войны. Причем с обеих сторон. Немецкие католики и протестанты бесконечно обвиняли друг друга в колдовстве, оправдывая этим любые зверства и казни.
Колдуны и ведьмы теперь были виноваты абсолютно во всем — в неурожае, в эпидемиях, в падеже скота и даже в нехватке денег. Исследователи заметили, что чем беднее была та или иная страна или территория и чем слабее там действовала центральная власть, тем больше расправ над ведьмами учиняли местные жители. Не обошла эта напасть и Англию. Но на берегах Туманного Альбиона охота на ведьм приобрела совершенно особенный вид.
Проходимец с иглой
С марта 1645 года Хопкинс в сопровождении своих помощников принялся разъезжать по всей стране, представляясь местным властям главным охотником на ведьм. Хотя такой должности в королевстве попросту не существовало! Однако проходимец вел себя настолько уверенно, а самое главное, давил на столь чувствительные темы, что без труда получал официальную поддержку. Времена были очень неспокойными — в стране шла гражданская война между сторонниками парламента и приверженцами короля. Люди жили в постоянном страхе. Кого они готовы были обвинить в своих бедах? Разумеется, ведьм и колдунов!Самого знаменитого английского охотника на ведьм звали Мэтью Хопкинс. Он действовал на протяжении всего лишь года с небольшим, но за это время успел приговорить к смерти и казнить около 300 человек, преимущественно женщин. Для сравнения — за предыдущие 100 лет в Англии было казнено за колдовство меньшее количество людей!
Прибыв на новое место, Мэтью Хопкинс очень быстро «находил» там ведьму (или нескольких), после чего начинался чудовищный по своей жестокости процесс дознания. Жертве не давали спать, доводя ее до безумия. Резали ножом (если кровь не начинала течь сразу, это считалось достаточным доказательством, так что Хопкинс просто использовал тупой нож). Прокалывали тело специальными иглами, в поисках «метки дьявола» — крошечного пятнышка, нечувствительного к боли. В конце концов, ломался кто угодно. Несчастная признавала себя виновной и отправлялась на виселицу (традиционно в Англии ведьм именно вешали, а не сжигали). А некоторых привязывали к стулу и бросали в воду — утонувшие считались оправданными, а тем, кто каким-то чудом смог выплыть, тут же выносился смертный приговор.
Пожалуй, самое ужасное состоит в том, что для Хопкинса его деятельность была всего лишь прибыльным бизнесом. За свои услуги он брал с местных властей весьма солидные гонорары. Например, в Ипсвиче ему заплатили 50 фунтов (около 10 тысяч в современных ценах), в Стоумаркете — 23 фунта (порядка 6700). Властям порой даже приходилось вводить временные дополнительные налоги, чтобы рассчитаться с «главным охотником». Фактически мошенник наживался на невежестве, боли и смерти людей. Летом 1647 года он умер от туберкулеза, успев описать свои похождения в брошюре, выставляющей его бескорыстным героем и отважным борцом со злом.
При всем этом именно Англия стала первой страной, которая официально отменила уголовную ответственность за колдовство. Согласно принятому в 1735 году закону, за распространение языческих суеверий теперь полагался максимум год тюрьмы. А организаторы самочинных расправ отвечали за свои дела как обычные убийцы. В других странах правители все более решительно брали дела о ведовстве под свой личный контроль, чтобы ограничить массовое безумие, губившее их подданных.
Последние жертвы
По поводу того, кто был последней женщиной, казненной в Европе за колдовство по приговору суда, есть разные версии. Чаще всего называют швейцарскую горничную Анну Гёльди. С 1780 года она работала в доме Иоганна Чуди, судьи города Гларус. После того как вторая дочь Чуди вдруг заболела и стала страдать от судорог, горничную обвинили в том, что она пыталась отравить девочку, а также подмешивала ей в хлеб иголки. Хотя дочь судьи осталась жива и вскоре поправилась, против Анны было начало полномасштабное судебное преследование.
Чтобы вырвать признание в отравительстве, девушку подвергли пыткам. Стремясь прекратить истязания, она призналась во всем. В том числе и в связи с дьяволом, который якобы являлся ей в образе большой черной собаки. Этот пункт не включили в официальный обвинительный приговор. Но Анну Гёльди приговорили к смерти и 13 июня 1782 года обезглавили, хотя по действовавшему законодательству отравитель не мог быть казнен, если его жертва выжила. Нет сомнений, что решающее значение для судей имела именно репутация девушки как «ведьмы».
Впоследствии выяснилось множество дополнительных деталей, и суд города Гларус подвергся общественному осуждению. По одной из версий, «ведьмой» девушку сделал сам судья Чуди, который таким образом хотел скрыть внебрачную любовную связь, способную повредить его карьере. Однако только в 2008 году приговор Анне Гёльди был официально признан судебной ошибкой.
Вторая кандидатура — Барбара Здунк, жившая на территории Королевства Пруссия. В 1811 году она была публично задушена, а затем ее тело сожгли. Правда, смертный приговор и в данном случае был вынесен не за колдовство (которое к тому времени уже не считалось в Пруссии уголовным преступлением), а по подозрению в поджоге. Однако поводом для ареста послужило именно то, что она не скрывала своего увлечения магией. Убедительных доказательств того, что Здунк была хоть как-то причастна к пожару, следствие так и не собрало. Но толпа жаждала крови «виновной» — и получила ее.
Несмотря на наступление прогресса, в XIX веке суды некоторых стран продолжали всерьез рассматривать обвинения в колдовстве. Например, в Испании в 1820 году некую женщину приговорили к 200 ударам розгами и изгнанию из города на шесть лет.
Что уж говорить о самостоятельных расправах, которые периодически случались в разных странах еще довольно долго. Причины были все те же, что и в Средние века, страх и невежество. Иногда эти темные качества человеческой природы заставляют требовать расправы над кем-то «чужим» или «странным» и в наше время.
Виктор БАНЕВ
«Всеми силами души…»
Папская булла Summis desiderantes affectibus была опубликована в 1484 году и позднее размещена в качестве предисловия к «Молоту ведьм». Вот что в ней говорилось: «Всеми силами души, как того требует пастырское попечение, стремимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие искоренялось из среды верных. Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии… очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных… и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений… Но мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов и дабы зараза еретического нечестия и других подобного рода преступлений не отравила своим ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность по вере, применить соответствующие средства»