
Уже 360 лет в маленьком селе Низкиничи на Волыни хранится легенда о том, что в стенах старинного монастыря воевода Адам Кисель спрятал горшочек с бесценными сокровищами.
Искатели сокровищ
Желающие найти его были во все времена, включая советские. Поводом закрытия Свято-Успенского Низкиничского храма в XX веке было обычное предательство. В 1961 году партийный чиновник попросил священника из Низкиничей покрестить его ребенка. Отец Трофим покрестил, после чего под белы ручки был транспортирован на допрос. Спецслужбы, конечно, пытались уточнить фамилию того, кого покрестил низкиничский батюшка. Отец Трофим тайну не выдал. Когда же работники спецслужб стали выпытывать о сокровищах, батюшка с улыбкой сказал: «Ищите прежде царства Божия и правды Его...» После чего лишился сана и получил запрет на проповедь о Христе в течение 6 лет. Чтобы прокормить семью из 4 детей, батюшка фотографировал иконы, матушка фотографии эти расписывала и возила продавать в Почаевскую Лавру. А тем временем искатели сокровищ громили стены храма...
Первым пал саркофаг воеводы Адама Киселя в крипте - специальном храмовом подземелье. Не обнаружив ничего, кроме костей, богоборцы стали играть в футбол черепом воеводы. Отдохнув от «ратных дел», искатели разгромили мраморную доску Адама Киселя и были поражены. За доской в небольшой нише действительно стоял горшочек... но совершенно пустой! Зато с гравировкой латиницей: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его...» «При реставрации храма горшочек вернули на прежнее место, на случай, если кто-то еще снова захочет искать сокровища, -- рассказал монах Свято-Успенского Низкиничского мужского монастыря отец Стефан. - Слово Божье - бесценный клад. И те, кто посещает храм, смогут найти в нем сокровища для души. Кто ищет, тот всегда найдет».

Храм и подземелья
Дорога к сокровищу Свято-Успенского Низкиничского мужского монастыря начинается с 30 ступеней. На холме, возле ворот гостей встречает памятник воеводы Речи Посполитой Адама Киселя и величавый дуб. За дубом скромно примостилась колокольня на
деревянных подставках, с которой оповещают о начале службы.
Жемчужина обители - Успенский храм, в виде креста с куполом в центре. Под храмом есть 4 подземелья - крипты, две из которых доступны для прихожан. В одной хранится саркофаг с останками основателя монастыря, а во второй живет точная копия чудотворной иконы Холмской Богородицы (оригинал - в Луцком краеведческом музее), куда спускаются мамы с детками во время богослужений для молитвы.
Судьба монастыря, как и Волыни, была очень непростой. Адам Кисель был богатым человеком при власти, имел огромный авторитет у польских королей Сигизмунда Третьего и Владислава Четвертого, - говорит отец Стефан. - Будучи воеводой Речи Посполитой, он отстаивал православную веру - что само по себе было вызовом в те времена. Адама Киселя обвиняли в том, что он исповедует веру врагов Польши, хотя у польского короля Адам выполнял роль посла к царю русскому. А еще он был другом Петра Могилы, который благословил его на создание монастыря, тогда как Кисель стал меценатом и благодетелем Киево-Могилянской академии. Всего Адам Григорьевич построил 5 православных монастырей (два на Волыни и три на Черниговщине), однако самым любимым он считал именно этот, в родных Низкиничах. Монастырь воевода велел выстроить возле старой фамильной церкви, при которой хоронили его предков. Адам Григорьевич заповедал, чтобы при монастыре «на вечные времена» проживали 12 монахов. А после смерти «чтобы при его гробе братия ежедневную молитву совершала к Владыке жизни и смерти». А еще сразу же отказался от «патроната» родственников и юридически оформил обитель филиалом Киево-Печерской лавры. И так было в течение 40 лет.
Однако племянники (родных детей у него не было) не имели такой ревности к православию и под давлением католической церкви приняли католицизм. Забылось и то, что юридически обитель была филиалом Киево-Печерской лавры. Низкиничских монахов насильно обрили на римский лад, в храме сняли иконы, установили кафедру для проповедника, оборудовали хоры для органа. Однако селяне эту идею не поддержали и в храм не ходили. И только с переходом Западной Волыни в состав Российской империи в 1796 году храм был передан православному духовенству и переименован в Свято-Успенский. Но он был не монастырем, а просто храмом для богослужений. Выполнить завещание Адама Киселя удалось в 1997 году, решением Синода УПЦ был открыт монастырь с монахами-насельниками, которые ежедневно совершали молитвы возле останков воеводы. Отреставрировать саркофаг воеводы получилось только в конце 90-х.
Теперь в усыпальнице хранятся кости не только Адама Киселя, но и подвижников, служителей храма, найденных при строительстве братского корпуса.
Католическую кафедру проповедника тоже решили оставить как напоминание о днях смуты.
Святыни
Кроме центрального Успенского храма, в монастыре открыт Храм Георгия Победоносца со множеством древних икон - Николая Чудотворца, пророка Иоанна Предтечи. Есть частички мощей Иоанна Русского, к которым молодожены приходят поклониться перед венчанием, а новобранцы - перед уходом в армию. Иоанн был родом из Полтавской губернии, служил в войске Петра Первого. Но не все походы Петра были удачными, в одном из них турки забрали Ивана в плен и продали мусульманину, который всячески издевался над парнем и заставлял его принять ислам. Но Ивана не сломили мучения, и мало того, его хозяин-мусульманин сам принял христианство! Сейчас мощи этого юноши нетленны, очень почитаемые в Греции.

Есть в храме и новоявленные чудеса. Во время волынской резни («операции Висла»), когда католики резали православных, а православные - католиков, было убито множество подвижников. В их числе был молодой священник Сергий (Захарчук), которого поляки изрубили настолько, что распознать его удалось только по останкам ног и обуви, источающим чудесное благоухание. Священника причислили к лику святых, а в Низкиничах хранится деревянная рака, где прежде лежали благоухающие мощи святого. Удивительно то, что рака до сих пор благоухает, хотя их там уже нет. Подобный запах хранят и мощи Фадея Успенского - владыки Владимиро-Волынской епархии, которого большевики хотели сначала расстрелять, а потом решили, что это будет очень легкая смерть, и утопили в нужнике. Сегодня его мощи нетленные, частичка есть во Владимире-Волынском, а частичка - в Твери.
Братия
Сегодня в монастыре служат 9 монахов из Закарпатья, Ивано-Франковской области, Волыни, есть даже из Донецка. Обители принадлежат 10 га земли и хозяйство - коровы, куры, свиньи и даже павлины. А еще есть воскресная школа, где бесплатно деток учат Слову Божьему, музыке, танцам и молиться по-английски. В деревянном домике открыт этнографический музей, где можно увидеть все - от «дедушки тефаля» с кочергой до старых фотографий монахов. http://secrets.in.ua/zagadki/163-gde-lezhat-sokrovischa-voevody.html