
Арье Дери. Фото: Nati Shohat, Flash-90.
Давид Эйдельман.Сколько "марокканских" партий нужно Израилю?
Предвыборный кампейн партии «Яхад» стартовал гомофобным баннером с рожей Эли Ишая и подписью: «Пусть не будет ребенка с папой и папой». Странно. Ведь политическое формирование религиозных сефардов, осиротев после смерти патриарха в платье Овадии Йосефа, осталось именно с двумя отцами — Арье Дери и Эли Ишаем, между которыми страстные, запутанные отношения…

Сколько «пап» у сефардов?
Впрочем, только ли два отца у политического представительства восточной общины? На эту же роль, конкурируя и с «ШАСом» и с «Яхадом», претендует восточно-простонародный Кахлон, в кампейне которого есть достаточно сильный акцент на его общинное происхождение.

Эту же «мимуну» толкает избирателям представитель марокканского еврейства, возглавивший «Аводу» – Ави Габай, у которого в списке также имеются Амир Перец и Ицик Шмули (родившийся в семье репатриантов из Ирака и Курдистана).
Когда сефардский раввин, бывший главный раввин ЦАХАЛа Рафи Перец, возглавил брошенный Беннетом «Еврейский дом», то другой раввин, способствовавший его назначению, тут же прокомментировал, что Рафи Перец принесет с собой «марокканскую теплоту», простоту и народность.
Последняя новость: яркий представитель общины выходцев из Марокко Орен Хазан покинул Ликуд и возглавил партию Цомет, чтоб на выборах защищать «мизрахим» (восточных), которых обидел Ликуд, не поддержав его на праймериз.

Сколько пап вам нужно?
Сколько же нужно политических пап марокканским евреям и вообще сефардским избирателям? Особенно если учесть, что большинство сефардов все равно голосует за «Ликуд», который уже более сорока лет именуют «сефардской партией» с ашкеназскими лидерами. Нетаниягу ведь недаром несколько лет назад поддел Кахлона, что, мол, сколько ты не старайся, а твои сефарды все равно будут голосовать за меня.

«Марокканская» гордость и непримиримые идеологические разногласия
Кроме политических пап, которые меряются простонародностью друг с другом, есть и мамы. Это дочь «первого марокканца» израильской политики Давида Леви (и главного героя анекдотов 70-х, 80-х и 90-х годов) — Орли Леви-Абукасис, которая покинула партию НДИ, внезапно обнаружив свои идеологические разногласия с Либерманом, после того, как он отдал портфель министра абсорбции не ей, а Софе Ландвер. До этого, видимо, идеологических разногласий не наблюдалось…
Орли возглавляют партию «Гешер». Партию с тем же названием в 90-е создал её папа. При похожих обстоятельствах. Он проиграл на праймериз в Ликуде. И тоже резко обнаружил непреодолимые идеологические противоречия, которые прежде ему не мешали.

Давид Леви создал собственную партию «Гешер». Правда отдельным самостоятельным списком Гешер на выборы никогда не выставлялся. Первый раз (в 1996 году) Давид Леви пошел на выборы в блоке «Ликуд-Гешер-Цомет»). А во второй (в 1999) объединился в блок «Исраэль ахат» («Авода-Гешер-Меймад»). Орли пыталась пристроиться к Лапиду. Не получилось.
Есть ещё партия во главе с дочкой раввина Овадии Йосефа – Адиной Бар Шалом, которая тоже объявляет себя очень социально-ориентированной и народной. И партия у нее называется «Ахи исраэли» — Наши израильские братья.
Вероятно, я вспомнил не всех. Всех не упомнишь.
И дело не в них. И даже не в вопросе, сколько Израилю нужно простонародно-горячих сефардов во главе партий? По-моему, и так перебор. Представители первого, второго и третьего поколения алии из стран Востока, настолько закомплексованные на своей «восточности» — это не единственная электоральная группа. Даже не самая большая.

А мы что, не народ?
Дело в некоем наивном политическом заблуждении. В Израиле почему-то считается, что «амами» и «сфаради» — это синонимы. К понятию «сефардский» приравнивается понятия «народный», «простонародный», «популистский», «душевный», «социально-слабый». Типа, «сефардский» — значит бедный. Хотя большинство наиболее богатых семейств Израиля — это сефардские семьи. Те семьи, что и были богаты на тот момент, когда в 19 веке в Палестину из Харькова и Одессы (и других городов Российской империи) поплыла Первая алия основывать Ришон-ле-Цион, Петах-Тикву и другие сионистские поселения.
Это достаточно странный стереотип — утверждать, что «сефардский» это и есть «народный». И если партия хочет стать более народной, то она должна стать более сефардской, а во главу списка поставить представителя восточного еврейства. Желательно — гордящегося своей социальной теплотой марокканского еврея.https://relevantinfo.co.il/morocco/?fbclid=IwAR1_eDVFjmnFZ8xJ9z4DRHYLT-UZaMJc1XngV9zxO3YySFDICQhL8zgYuVk