Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Лев Авенайс. ЦИК, БАГАЦ и выборы

ЦИК, БАГАЦ и выборы - relevant
Otzma Yehudit party members Michael Ben Ari (C), Itamar Ben Gvir (R) and Baruch Marzek (L) speak during a press conference held in response to the Supreme Court decision to disqualify Michael Ben Ari's candidacy for the upcoming Knesset elections, due to his racist views, in Jerusalem on March 17, 2019. Photo by Yonatan Sindel/FLash90.

Лев Авенайс. ЦИК, БАГАЦ и выборы.
В парламентских выборах в Израиле есть традиционные ритуалы. На каждых выборах повторяется один и тот же сценарий: Центральная избирательная комиссия голосованием отстраняет от выборов арабскую партию или отдельных кандидатов, а БАГАЦ спустя некоторое время по апелляциям возвращает их в список участвующих в выборах. Причем все это – на радость прессе, получающей эффектные картинки с бурных и буйных заседаний и стычек в кулуарах как ЦИК, так и БАГАЦа.
Эти процедуры сами по себе являются частью предвыборной кампании. Разумеется, никто в ЦИК и не надеется, что ее решения пройдут испытания Высшим судом справедливости. Ведь Центральная избирательная комиссия в Израиле – это те же депутаты кнессета, причем представительство партий в ЦИК пропорционально числу депутатов. Естественно, каждая фракция стремится продемонстрировать «принципиальность» и крутизну своему потенциальному избирателю.

Вообще, мне кажется довольно странным, когда вопрос об отстранении от выборов решают конкуренты отстраняемых. Правда, окончательное слово все-таки остается за независимой инстанцией – Высшим судом справедливости. Опыт последних нескольких выборов показывает, что, во всяком случае, в части вопросов отстранения от выборов ЦИК является каким-то лишним и бессмысленным этапом.
В этом году все было как обычно. Разве что, некоторую пикантность заседанию Центральной избирательной комиссии придавал вопрос об отстранении от выборов Михаэля Бен-Ари – лидера крайне правой партии «Оцма Исраэль».
Перед рассмотрением вопроса об отстранении депутатов и списков от выборов ЦИК запрашивает мнение юридического советника правительства. Опять же – это часть процедуры. Нынешний юридический советник правительства, которого никак нельзя заподозрить в левизне, дал свои рекомендации. Рекомендации эти правым членам ЦИК явно пришлись не по душе. Причем, в отличие от дел Нетаниягу, где глава правительства утверждал, что Мандельблит находился под давлением левых СМИ, здесь ни СМИ, ни левых обвинить в давлении никак не получалось. Потому что окончательное решение БАГАЦа проглядывало достаточно очевидно, а все голосование в ЦИК было просто обычным предвыборным шоу. Мандельблит предложил отстранить Михаэля Бен-Ари от участия в выборах, потому что тот, не стеснялся в выражениях, которые невозможно толковать иначе, как подстрекательские. Например, однажды он заявил, что 99% израильских арабов поддерживают террор против израильтян.
Но ЦИК проигнорировал мнение Мандельблита и 16 голосами из 31 оставил Бен-Ари в списках.
Две другие рекомендации Мандельблита также не были учтены ЦИК. Полагаю, что юридический советник вполне предвидел такую ситуацию и отнесся к этому вполне спокойно. Ведь депутаты наши давно судят «по понятиям», а юридический советник по долгу службы руководствуется законом и только им. Итак, Центральная избирательная комиссия проголосовала за отстранение от участия в выборах единственного еврея в списке партии ХАДАШ — доктора Офера Касифа. За снятие Касифа с выборов проголосовали 15 членов комиссии, против — 10. И здесь тоже был пикантный момент: представители «полулевой» партии «Еш атид» уклонились от голосования. Голосовать с правыми было неудобно, а поддержку человека, обвиняющего ЦАХАЛ в военных преступлениях и сравнивающего Израиль с фашистскими режимами, им бы потом припомнили в предвыборных склоках. Мандельблит же полагал, что высказывания Касифа близки к границе, очерчиваемой вокруг свободы слова, но не переходят ее. Так же, ЦИК с удовольствием лишил права участия в выборах арабский список БАЛАД-РААМ,
припомнив и шпиона Азми Бшару, и Ханин Зуаби, и пособника террористов Баселя Гаттаса, пронесшего в тюрьму мобильные телефоны. Здесь Мандельблит возразил, что преступления отдельных депутатов нельзя распространять на всю партию. Оно и резонно, потому что у нас трудно найти партию, в которой бы все депутаты были бы без греха…
А дальше начался второй акт Марлезонского балета – БАГАЦ. Вот удивительное дело! Министр юстиции Аелет Шакед проделала в минувшей каденции титаническую работу, чтобы внедрить в Верховный суд «консервативных» (эвфемизм слова «правых» и антоним слова «либеральных», то есть левых) судей. И немало в этом преуспела. И до нее на этом поприще правые министры и депутаты активно трудились, даже приняли специальный «закон одного человека» — «Закон Груниса», позволивший судье правых взглядов стать председателем Верховного суда. Но надо же, даже «правый» Грунис принимал на своем посту «левые» (с точки зрения правых) решения. Потому что в первую очередь он руководствовался законами, а потом уже (или даже вообще не руководствовался) – своими политическими взглядами.
Заседания БАГАЦа по рассмотрению апелляций на решения ЦИК, как и ожидалось, были бурными. Телеканалы с удовольствием комментировали перебранку между лидером Объединения правых партий Бецалелем Смотричем и председателем Верховного суда Эстер Хают. «Здесь вам не кнессет!» — заявила Хают на выкрики Смотрича с места, на что Смотрич обиделся за кнессет…
А в «предбаннике» Верховного суда на радость репортерам сцепились Бен-Ари и Офер Касиф. «Фашист», — лез в драку Касиф. «Террорист», – лез в драку Бен-Ари. До драки дело не дошло, но было весело.
А дальше случилось то, что и должно было быть. Суд поступил в полном соответствии с рекомендациями юридического советника. То есть, «дисквалифицировал» Михаэля Бен-Ари, и вернул на выборы список БАЛАД-РААМ и Офера Касифа.
Но интересно не столько само это, вполне ожидаемое, решение, сколько цифры. Апелляции рассматривал суд в составе 9 судей. Наверняка среди этих девяти судей было несколько вполне правых судей, таких, из каких мечтала бы составить Верховный суд министр юстиции Аелет Шакед. Так вот, только один судья из девяти – Ноам Солберг, был за то, чтобы разрешить Бен-Ари участвовать в выборах. Кстати, впервые в истории Израиля запрещено участвовать в выборах не партийному списку, а отдельному кандидату. Бен-Ари, таким образом, стал исторической личностью! Я, конечно, не могу влезть в голову Нетаниягу и другим правым кандидатам, но, подозреваю, что они со скрытым удовлетворением восприняли этот вердикт суда. Уж очень много неудобств «солидным» правым доставлял этот откровенный экстремист.
Суд также восстановил в кандидатах Офера Касифа и арабский блок БАЛАД-РААМ. И опять-таки только один судья был за то, чтобы отстранить их от выборов – судья Минц. А что же остальные правые судьи?
Разумеется, решение БАГАЦа дало пищу для комментариев правых политиков, которые не преминули в очередной раз выступить с нападками на уже полуправый, но почему-то чудесным образом левеющий БАГАЦ.
А тут как раз и министр юстиции Аелет Шакед, надеющаяся сохранить свое кресло и в будущей каденции, огласила свою революционную программу. Пора, наконец, навести порядок в назначение судей. По ее проекту следует отменить комиссию по назначению судей, в которую входят, наряду с политиками, и юристы-профессионалы. Шакед, не имеющая никакого юридического образования, уже выстроила в уме новую систему: «Судьи будут назначаться кнессетом по рекомендации министра юстиции, одобренной правительством. Кандидаты в БАГАЦ будут проходить слушания в комиссии кнессета по законодательству. Общество имеет право знать, каких взглядов придерживаются кандидаты на пост судей БАГАЦа».
Что ж, похоже, противостояние кнессета и БАГАЦа будет продолжаться.  https://relevantinfo.co.il/supreme-court/?fbclid=IwAR2wEX4zvyzvrGvtb8lnlxs0cx76h0jRCjPoEifZ8nkf6DvWqnojiIQAnB8
Tags: Аналитика и публицистика, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments