
Давид Эйдельман. А на лоб прилепи бюллетень.
«Идентификация» — это понятие было введено неугомонным Зигмундом Фрейдом, но широко распространилось за пределами психоанализа. А начиная с конца 50-х годов, при помощи механизмов идентификации, объясняют самые разные феномены в самых разных областях, где люди совершают свой выбор.
Как мы выбираем?
Человек, приходя на выборы может, в принципе, вместо того чтобы положить свой избирательный бюллетень в урну для голосования, наклеить его себе на лоб. Поскольку выборы — это момент идентификации человека с определенной партией или лидером.
Ровно так же, как утверждают психологи, совершить покупку — значит идентифицировать её с собственной личностью, значит, рассказать о себе другим, дать им возможность судить о себе, ибо всегда существует глубочайшее соответствие между тем, кем человек хочет быть или казаться, и тем, что он выбирает, приобретает, потребляет.
Мы покупаем все с учетом того, что другие подумают и скажут о нас на основании оценки нашего выбора вещи. Ведь люди покупают не товары, а наклейки, которые говорят о них, покупателях, гораздо больше, чем о самих товарах. Люди носят не вещи, а образы, составной частью, которых являются купленные ими вещи.
Опуская избирательный бюллетень в урну, гражданин самоотождествляет себя. Он делает утверждение: «Я ликудник», «Я с Ганцем и Лапидом», «Я из НДИ», «Я из МЕРЕЦ»…
Выбор — указывает на принадлежность
Но у человека много идентификационных «одёжек». Он может быть одновременно:
1) русскоязычным
2) жителем поселений
3) антиклерикалом
4) мелким предпринимателем
5) сторонником заморского Трампа
6) поклонником украинской революции
7) болельщиком Бейтара
8) курильщиком (время от времени) марихуаны
9) заказчиком товаров через Интернет
10) добрым папой
11) плохим (вечно изменяющим) мужем
12) заботливым сыном
13) милуимником, который ходит на сборы
14) критиком БАГАЦа
15) сторонником принятия конституции.
И ещё пунктов 40. Какая из идентификаций окажется доминантной в момент выбора?
«Эй ты»Как ситуация дня голосования повлияет на выбор того или иного идентификационного «пиджака»? Как партийным кампейнерам кликнуть ключевым сообщением человека именно по нужной психологической кнопочке, не трогая все остальные на психологической клавиатуре? Как рекрутировать потенциальных сторонников и сочувствующих в надежный электорат?
Это очень сложные вопросы. Называть человека по этой идентичности — все равно что называть по имени. На такой зов принято откликаться. Это провоцирование субъективности, которое мотивирует человека больше, чем все остальное.
Что нужно делать? На это тратятся миллионы и миллионы. И ответы неочевидны, а выводы спорны.
Между тем, достаточно четко можно увидеть очевидные ошибки.
Ошибки идентификации
Когда в 2003 году блок Ихуд а-Леуми (Национальное единство) выдвинул лозунг «Ликудник амити мацбиа Ихуд а-Леуми» — это было очевидной ошибкой. Ликудника окликнули по идентификации. Ему сказали, что он – ликудник. Ему сказали о том, что должен делать настоящий ликудник. И после этого предложили голосовать за другую партию?! С чего вдруг?! Настоящий ликудник – голосует за Ликуд.

Ту же ошибку сейчас делает партия «Кулану» и Моше Кахлон. Располагающий немалым пропагандистским бюджетом Кахлон завесил всю страну своими портретами вместе с основателем партии Ликуд и её первым бессменным лидером в течение 35 лет – Менахемом Бегиным. Что хочет сказать Кахлон? Что он говорит в поясняющих пропагандистских роликах? Он хочет сказать, что его партия «Кулану» будет более правильным Ликудом. Лучшим Ликудом. Более справедливым Ликудом. Ликудом с социальной аджендой. Ликудом, вернувшимся к дням Менахема Бегина. Он окликает ликудников по идентификации, делает эту идентификацию более доминантной, но призывает голосовать за другую партию. Нет! Так это не работает. Кахлон тратит большую часть агитационного бюджета на пропаганду в пользу Ликуда. Мотивируя сомневающихся – голосовать за Ликуд, а не за него.
Бывших ликудников не бывает?
На недавней встрече (завтраке) русскоязычных журналистов с министром финансов Моше Кахлоном и депутатом Кнессета от его партии Тали Плосковой Моше слишком много говорил о Ликуде, а Тали Плоскова вообще предпочитала говорить только об НДИ. Так что партийный босс вынужден был делать ей замечания «это не встреча, посвящённая Либерману». И снова принялся говорить о Ликуде. Чем это вызвано? Может быть тем, что ни он, ни она до сих пор ментально не вышли из своих бывших партий. Они умом находятся там и продолжают мысленный диалог с бывшей партийной структурой.
Поэтому, по последним опросам Моше Кахлон не проходит электоральный барьер.
«Биби нужен сильный Арье»
Ту же самую ошибку делает Арье Дери, который повесил плакаты «Биби нужен сильный Арье». Призывая тех, кто хочет иметь премьер-министром Биньямина Нетаниягу, голосовать за него – Арье Дери. С чего вдруг? При такой постановке вопроса им сначала нужен Биби, а только потом Арье… Сильный или несильный… Получается, что и Арье Дери тратит часть своего бюджета, пропагандируя в пользу Ликуда.

Но даже Лапид, когда он, выступая в различных телестудиях, объясняя, что созданный им и тремя генералами блок будет таким, как изначальный Ликуд (О, Боже! Снова «правильный Ликуд»!), снова прыгает на те же грабли. Агитируя за главного конкурента.
Партия, которая размножается почкованием
Пропагандой «нового Ликуда» занимается и бывший глава канцелярии Биньямина Нетаниягу Нафтали Беннет.
О Ликуде говорят, что это партия, которая, подобно примитивному биологическому существу, размножается почкованием. Но бывшие члены Ликуда, уже уйдя, хлопнув дверью, создав собственные партии, конкурируя, продолжают «подрабатывать» на Ликуд. И это явные ошибки идентификации.https://relevantinfo.co.il/bulletin/?fbclid=IwAR0hJMtjLwGAqKMMKCo9qdA4cr7kKL5VdXfziFJvUKySgBbW6OH_s8P2IVQ