- Документ.
«Советская власть погибнет, и мы должны создать свой шариатский полк».
Заключение Балкарского отдела ОГПУ по обвинению группы граждан с. Актопрак в вооруженном восстании против советской власти в феврале 1930 года
Февраль 1930 г. характеризуется повстанческим движением, организованным реакционными элементами и охватившим Баксанский, Нагорный и Балкарский округ. Отличительная черта данного движения — участие в нем значительных кадров середнячества и бедноты. Это объясняется: а) чрезвычайной отсталостью населения и влиянием на него духовенства и контрреволюционных элементов, использовавших религиозный фанатизм масс; б) некоторой засоренностью партийного аппарата на местах чуждым элементом — все это и стало толчком к этим выступлениям.
16 февраля 1930 г. в селении Актопрак после получения известия о приближении банд с с[еления] Гунделен было поднято вооруженное восстание, в котором приняли участие до 800 человек.
При перевыборах сельского совета на должность председателя Актопракского сельсовета был избран Дажиев (бывший пастух), который с первых дней работы повел политику покровительства кулачеству, ограждая его экономические интересы и одновременно искажая партийную линию в отношении бедняка и середняка. Для устранения выявленных дефектов в Актопрак были командированы Гольдин и Чапаев. Они сняли Дажиева с должности, а он повел работу в направлении подготовки террористических актов по отношению к ним. 16 февраля в 16 часов актопракский сельсовет получил извещение о появлении бандгруппы в районе Балкарского племхоза и необходимости организовать в связи с этим помощь с. Генделен, находящемуся под угрозой налета. Под предлогом организации помощи Гунделену Дажиев приступил к созданию вооруженной банды. Они убили Гольдина и Чапаева, трупы были подвергнуты издевательству. Тохаев Токуш и Тохаев Зулкай, сунув в рот убитых палки, приговаривали: «Ну, теперь твой рот не будет говорить о колхозах».
К месту убийства быстро собралась толпа жителей и Дажиев, поддерживаемый муллой — Шаваевым Омаром, выступил с речью, содержащей следующие установки: «Советская власть нас совершенно разорила и насильственно загоняет в колхозы», «Советская власть уничтожает нашу религию, советская власть погибнет, и мы должны создать свой шариатский полк». Речь Дажиева и авторитетное влияние Шаваева привели к тому, что добровольцы тут же начали создавать первый отряд шариатского полка.
Для привлечения к восстанию населения других селений в с. Баксан выехал Тохаев Огур, в с. Думала — Макитов Кайсын, в с. Булунгу — Бабаев Абдуллах, в с. В. Чегем — Гижиев Исхак. К утру 17 февраля в с. Думала был создан отряд, в состав которого вошли на основе идеологической вражды к советской власти: Каракезов Кочкар, Калабеков Хусейн, Малкондуев Исхак, Жабелов Ушей, Жансуев Салах, Жунсуев Хаджи, Гемуев Масхуд, Ахматов Исхак, Ахкубеков Ибрагим, Тудуев Мажид, Каракезов Локман, Калабеков Асхат.
Думалинцы и актопраковцы с шариатскими песнями двинулись в с. Эльбютю с целью поднятия там восстания и убийства русского населения. К ним присоединились из с. Битюргру. В с. Эльбютю был проведен митинг, во время которого с зажигательной речью выступил мулла Кудаев Нух, который имел большой авторитет в народе, его отличительной чертой была вражда к советской власти. Под влиянием его агитации выделились: Кайтаев Мухай — бывший карауздень3, Калабеков Гусей — бывший карауздень, Тудуев Магомед — бывший таубий4, Байсултанов Анзор — кулак, Кулиев Мустафа — кулак, Кудаев Таубий — бывший карауздень, Геграев Мусса — бывший карауздень, Табтаев Магомет — бывший карауздень, Ахматов Кумук — бывший карауздень, Гемуев Масхуд — бывший карауздень, Жангуев Хаджи-Мурат — бывший карауздень.
Для убийства советских партийных работников и, в частности, русских были обнаружены бывший агент УГРО Гурский и секретарь Верхнечегемского сельсовета Вишневский — их избиение закончилось расстрелом. После убийства трупы были подвергнуты издевательству. Мулла Кудаев Нух нанес несколько кинжальных ударов Вишневскому, а Махай Кайтаев, избивая трупы плеткой, пошел вокруг них танцевать лезгинку. Убийство было совершено на глазах у местных партийных работников, специально приведенных Кудаевым и Дажиевым, чтобы видели своими глазами, как народ убивает врага своей религии.
После убийства мулла Кудаев Нух призвал всех к молитве и присяге бороться до последней капли крови за шариат. Затем вручил отряду зеленое знамя с изображением полумесяца и надписью «Во имя единого Бога и Магомета, пророка его». Отряд во главе с Дажиевым двинулся в с. Актопрак, после их ухода власть в В[ерхнем] Чегеме перешла в руки Кудаева Нуха и Байсултанова Анзора.
По прибытии в Актопрак все имеющееся оружие было разделено. Для пополнения шариатского полка и формирования новых отрядов по поселкам были высланы: Тохаев Джаппу, Тотаев Магомед, Тотаев Темирбулат, Джаппуев Адильгери, Джаппуев Добаш.
Группа в составе Макитова Салака, Макитова Кайсына, Газаева Аубекира, Кулиева Юсуфа и Кулиева Асхада выехали в направлении Эльбруса.
Вскоре объединенный отряд двинулся на Былым, где в местечке Кисеннты был главный штаб восставших. Через лазутчиков они узнали о движении отряда из активистов и встретили их огнем. После первой значительной стычки силы повстанцев были двинуты в Былым, где к ним присоединились местные кулаки и бывшие таубии: Толгуров Касым, Афашагов Аслан-Али, Барасбиев Касым, Келеметов Али, Келеметов Исмаил.
20 февраля 1930 г. произошла новая стычка повстанцев с войсками. Имея сведения о сосредоточении войск и предвидя неизбежность поражения, некоторые стали отходить от движения. Поражение под Актопраком внесло изменения в настроения повстанцев.