
Он молодец, смело поступил, отлично стрелял, но не рисковал ничем.
Кустов Максим.
Поразительно неудачный дебют «Королевских тигров» на Восточном фронте в августе 1944 года, казалось бы, достаточно подробно изучен историками.
Новому немецкому тяжелому танку Panzerkampfwagen VI Ausf. B («Тигр II», или «Королевский тигр») на Восточном фронте не везло изначально. Хорошо сработали советские разведчики, и атака на Сандомирском плацдарме не была внезапной.
А встречавшей «Королевские Тигры» 501-го танкового батальона немцев 53-й гвардейской танковой бригадой командовал Герой Советского Союза Василий Архипов, один из опытнейших советских танкистов, отличившийся еще на Финской войне.
И младший лейтенант Александр Оськин, которому Архипов приказал встать в засаду, замаскировав Т-34 под стогом сена, тоже новичком не был, в первый раз в бой с немецкими танками вступил еще летом 1941 года под Смоленском на Т-26. Оськину было приказано не открывать огня в лоб, по мощной броне, а дождаться, когда немцы подставят уязвимые места своих машин. Из засады его танк уничтожил три «Королевских тигра» (есть версия, что только один).
Для немцев бой закончился полным провалом. А на следующий день нашим танкистам удалось захватить три исправных «Королевских тигра».
Свою неожиданную версию случившегося изложил ветеран-танкист Юрий Поляновский (сайт «Я помню»):
«В свое время появились «Королевские тигры». И был случай, когда младший лейтенант Осин, как его потом прославили «победитель «тигров», из Т-34, с короткой 76-мм пушки, подбил сразу три «Тигра». Этот Осин закончил училище вместе со мной… Я говорю: «Слушай, ну мне-то ты скажи по совести, как ты мог подбить трех «Тигров» и сам при этом не получил ничего»? И он мне рассказал, как это было. Был бой, в котором Тигры не участвовали. Его танк получил повреждения - слетела гусеница. И там этот танк на одной гусенице развернуло боком и он сполз в небольшой овражек. Экипаж начал заниматься гусеницами. Танк стоял так, что над краем овражка торчала только башня. А перед ним поле и немцы в это время пустили этих трех Тигров. Он, молодец, не растерялся, хоть он во время учебы больше сидел на гауптвахте, чем учился. Тигры стояли к нему боком и его достать не могли потому, что он был в мертвой зоне. Они рядом шли. Вот он по заднему Тигру выстрелил, пробил бортовую броню - тот загорелся. Потом развернул башню и выстрелил по переднему - занялось, а потом добил средний танк. Он молодец, смело поступил, отлично стрелял, но не рисковал ничем. Потом он действительно подбил три «Тигра», но это было потому, что его танк был недвижим. Он мне все это рассказал в январе 45-го года...».
В этой версии немного изменена фамилия героя – Осин вместо Оськин, что по прошествии многих десятилетий неудивительно. Упомянут танк с 76-мм пушкой. Между тем известно, что Оськин в историческом бою 12 августа 1944 года командовал Т-34-85. На Т-34-76 вряд ли можно было на что-то рассчитывать при встрече с «Королевскими Тиграми».
Но главное отличие версии Поляновского от общепринятой – не было заранее организованной засады, была слетевшая гусеница и попадание Т-34 в овраг, где танк встал чрезвычайно удачно. А затем, при появлении «Королевских тигров», Оськин не растерялся и добился блестящего успеха.
Конечно, воспоминания участников, да еще спустя многие десятилетия после события – чрезвычайно специфический источник информации, это надо понимать. Тем не менее, версия о том, что действия младшего лейтенанта Оськина и его экипажа в августе 1944 года в бою с «Королевскими тиграми» были не продуманы заранее, а являлись удачной импровизацией, имеет право на существование.
Бесспорно одно – победу в этом бою помимо танковой засады обеспечили огонь артиллерии, действия авиации, умелые действия частей-соседей.
Максим Кустов. https://vpk-news.ru/articles/48397