
Биньямин Нетаниягу 13 марта 2018 г. Фото: Hadas Parush, Flash-90.
Давид Эйдельман. Коалиционные "групповые отношения".
Как в Израиле создается коалиция? Лидер, которому приходится её формировать обращается к партиям-партнершам для групповых отношений определенной длительности — сроком в одну каденцию (минимум в два года — меньше не засчитывается в пенсию депутатам).
Он именно обращается к партиям-партнершам, а не ищет их. Поскольку те, к кому он не обратится — это те, кого он не хочет, те, кто не хотят его, те, кто предпочли бы видеть его за решеткой.
Дальше начинается приспосабливание ради достижения договоренности. «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон» — как говорил монтёр, измученный нарзаном.
Потом коалиционные торги. Это вещь тяжелая.
Требования
Во-первых, потому что у всех свои требования. И эти требования мало зависят от реального веса партий — количества мандатов, которые они вносят в коалицию.
Ранее считалось, что есть три главных тяжелых портфеля — МИД, Минобороны, Минфин — которые в любом случае остаются за правящей партией. Или двумя правящими партиями, если они создают коалицию. Есть портфели средней тяжести — они для партий среднего размера (которые получили не менее 10 мандатов). Есть легкие портфели — для маленьких партий. И есть министры без портфелей.
Нетаниягу давно разбаловал партнеров и изменил правила. Пятимандатный Либерман требует министерство обороны. Четырехмандатный Кахлон собирается остаться министром финансов. Бецалель Смотрич из Союза правых партий («Ихуд мифлагот а-ямин») требует для своих 5 мандатов три министерства (портфели министерств юстиции, просвещения и еще один менее весомый портфель).

Но требования — они ж не только персональные. Кроме главной задачи посадить важную лидерскую задницу в правильное кресло, есть ещё задачи тактические. Ортодоксы требуют увеличить бюджет на свои цели. НДИ требует принятие закона о минимальном доходе пожилых граждан в размере не ниже 70% минимальной зарплаты.
Но требования денег — это ничто по сравнению с идеологическими требованиями. Ибо идеология часто воспринимается романтическими партнершами как идеАлогия. Они требуют идеальных отношений и воплощения своих политических идеалов здесь и сейчас.

Бецалель Смотрич опубликовал список требований на коалиционных переговорах. Среди них, например, требование аннексии территорий Иудеи и Самарии и признание суверенитета Израиля над ними. А ещё хочет добиться иммунитета от уголовного преследования не только для премьер-министра, но и для всех депутатов, пока они занимают свои должности в Кнессете (сколько бы каденций это не продолжалось), чтобы шалить безнаказанно. Смотрич требует ограничить полномочия генерального прокурора, юридического советника, Верховного суда. Фактически — уничтожить всё, что осталось от правового государства. Гулять так гулять…
После этого «Ихуд мифлагот а-ямин» оказался на грани раскола. Окружение председателя входящей в Союз правых сил партии Еврейский дом раввина Рафи Переца возмущено тем, что Бецалель Смотрич, действуя по своему усмотрению, опубликовал список требований на коалиционных переговорах без консультации с главой блока.
Табу
Во-вторых, у всех партий есть свои ограничения. Бывало ли в вашей жизни, что, приведя даму в ресторан, вы слышали от неё, после ознакомления с меню, фразу: «К сожалению, мне ничего этого нельзя»? Или вы не знакомы с современными женщинами? Вот примерно так и с коалиционными партнершами. У всех есть своё «на это я пойти не могу». Одна говорит: «Туда не надо». Другая: «Я так не люблю». Третья: «Поищи себе для этого другую дуру».
Ортодоксальным партиям под страхом смерти нельзя соглашаться с законом о воинском призыве учащихся йешив в соответствии с текстом, утвержденным в первом чтении кнессетом ХХ созыва. А НДИ объявляет (во всяком случае пока объявляет), что без реализации этого закона у Биби не будет коалиции.

Ограничения не менее важны, чем требования. Очень часто они вызваны не личными настроениями лидеров (Либерман и Дери — способны договориться), а нетерпимостью их электоральных групп, которые подчас терпеть не могут друг друга.
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным»
Никто не встречается в нашей жизни будучи подобием белоснежной страницы. У всех партий-партнерш есть предыдущий опыт. Точно так же, как в обычных отношениях…
Все, наверное, знают ситуации, когда человек (будь то хоть мужчина, хоть женщина) приходит в новые отношения с «мешком за плечами». Это его прошлый опыт. Только кажется, что всё начинается с нуля: по любви или по расчету. Но бывает, что партнер или партнерша и не подозревают, что вы тащите за собой. «Иди сюда, зайка! С тобой будет клёво! Вот свободное местечко — живи со мной». Тут и находится межличностное пространство в новых отношениях, чтоб вывалить мешок со старым дерьмом.
Но бывает и хуже. Хуже, чем «Почему ты всегда вспоминаешь свою бывшую. Почему я должна отвечать за эту дуру?!». Хуже, чем: «Я не такой. Ты привыкла иметь дело со жлобом. Ты переносишь на меня…».

Хуже это из серии «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Когда дерьмо прошлого опыта связано именно с тем, с кем вы снова сходитесь.
Учитывая, что Нетаниягу в пятый раз формирует правительство, это пятая встреча с «былыми возлюбленными», которых Нетаниягу по мере сил пытается либо уничтожить, либо минимизировать перед каждыми новыми выборами. Это пятые коалиционные переговоры с партнерами, которых он неоднократно кидал. Это в 5 раз создание «новых отношений» между прежними партнерами. Все знают приемы друг друга. И не намерены забывать о содержимом мешка…
Уловки! Коварство! Интриги!
Гоалиция
Ицхак Рабин, 1992 г. при формировании своего правительства заметил: «во всякой коалиции есть своя гоалиция». «Гоалиция» — это сочетание слова «коалиция» со словосочетанием «гоаль нефеш» (мерзость).

Великий английский консерватор лорд Биконсфилд, Бенджамен Дизраэли, писатель и глава британского кабинета во времена королевы Виктории, говорил: «Англия не любит коалиций». Англия может себе это позволить! Израиль – нет. Ни один раз, ни одна партия в Израиле не набирала достаточного количества мандатов, чтобы обойтись без коалиций, коалиционного шахер-махера, а в результате «гоалиции» – мерзости, которая является неотъемлемой частью любых коалиционных отношений. https://relevantinfo.co.il/group_sex/?fbclid=IwAR2cQz5VF6cjS-qTbwdpe2ec95meh6UxXb3GhFlU_Ve-6CztUPuEcEg8KSs